Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №32/2003

ЮБИЛЕИ И ДАТЫ

С.И.ГИНДИН


Поздравим друг друга с Пешковским

М.А. Волошин и А.М. Пешковский

М.А. Волошин и А.М. Пешковский

На этой фотографии запечатлены два молодых человека, товарищи по гимназии. Тот, что на фотографии слева, стал поэтом, и теперь, когда его поздние стихи и поэмы наконец опубликованы, если не сами стихи, то хотя бы его имя и легенды о нем известны всем, кому небезразличны русское слово и русская культура. Это – Максимилиан Александрович Волошин.

Второй из друзей избрал стезю ученого и педагога – и потому сегодня известен куда меньше. Дело педагога, как и дело артиста, не оставляет «вещественного» следа, а наукой наше общество всегда интересовалось куда меньше, нежели литературой. Между тем и этому юноше было суждено сделать никак не меньше, чем его другу, и мы с полным правом можем относить его наследие к нетленному достоянию российской культуры. Это – Александр Матвеевич Пешковский. 23 августа нынешнего года – 125 лет со дня его рождения.

Месяц назад, в № 27–28 наша газета поместила фрагменты о языке Маяковского из книг двух замечательных лингвистов ХХ в. – Р.О. Якобсона и Г.О. Винокура. Эти книги разделены 20 годами, одна из них создана за границей, другая – на родине, но и все же их роднит не только любовь к Маяковскому, но и общая научная опора: книга Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении», одна из подлинно великих книг о русском языке.

Тем, кто преподает в школе, Пешковский важен не только как исследователь, но и как коллега: учитель и методист. Проблемами школьного преподавания «болели» многие крупнейшие языковеды XX в. – от Л.В. Щербы до М.В. Панова. Но, пожалуй, только Пешковский входил в частные, повседневные заботы учительской жизни, посвящая работы учету ошибок, предупредительному диктанту, особенностям преподавания в семилетке или среди малограмотных. А его огромная работа по написанию учебников и учебных пособий для школы – осмыслены ли нами ее достижения и просчеты?

И еще одно, может быть, самое важное. Всю деятельность Пешковского пронизывал (хотя, кажется, никогда им не декларировался) последовательный и принципиальный демократизм. Что бы он ни делал, какой бы специальной проблемой ни занимался, он никогда не обращался только к замкнутому кругу специалистов, но ко всем заинтересованным читателям. Он никогда не забывал, что язык – общее достояние, и умел, не теряя профессионального уровня, писать о языке занимательно, увлекательно и доступно (на примере «Русского синтаксиса...…» это показано в сегодняшнем номере Э.А. Флоренской). И тут всем нам учиться и учиться у Пешковского.

«Русский синтаксис в научном освещении» переиздан в 2001 г. сразу двумя издательствами. Методические статьи Пешковского не переиздавались с 1959 г., а работы по стилистике и поэтике – вообще ни разу. С некоторыми из них редакция надеется познакомить вас в рамках открываемого сегодня «Года Пешковского».

А пока – поздравим друг друга.

 

Рейтинг@Mail.ru