Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2003

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково, Смоленский р-н,
Смоленская обл.


Подготовка к написанию рецензии на Едином государственном экзамене

11 класс

Каждому ученику выдается текст с заданием.

1. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Восх_щение крас_той земли где жили деды и прадеды где нам сужде(н,нн)о прожить жизнь повторить себя в детях состарит(?)ся и уйти в землю р_дивш_ нас это важнейший эмоц_ональный источник любви к Родин_. В мир_ есть страны где пр_рода ярче наших полей и лугов но родная крас_та должна стать для наших детей самой дорогой...
Но пусть эта крас_та войдет в сер_це (в)мест_ с мыслью о том что (н_)было(бы) (н_)цветущ_ сада (н_)пчели(н,нн)ой арфы (н_)ласковой материнской песни если(бы) (н_)направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло если(бы) (н_)пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи г_роев...
Родная земля становит(?)ся бе_конечно дорогой когда радость бытия сл_вается с чу_ством долга перед людьми отст_явш_ крас_ту.

(В.А. Сухомлинский)

Беседа по тексту

В процессе беседы на уроке одиннадцатиклассники делают пометки в тетради, готовясь дома рецензировать текст.

1) Каков тип и стиль этого текста? (Это очерк, написанный в публицистическом стиле.)

2) Какая лексика, характерная для публицистического стиля, используется автором? (В тексте используется книжная, эмоционально-возвышенная лексика: восхищение, красота, эмоциональный источник, радость бытия, чувство долга, источник любви, войдет в сердце, радость бытия, бесконечно дорогой.)

3) Определите микротемы. Совпадают ли они с абзацами? Какова микротема первого абзаца?(Восхищение красотой родной земли – источник любви к Родине.)

4) Какие семантические синонимы использует автор к слову Родина? С какой целью? (Родина – земля дедов и прадедов – поля и луга. От образа большой Родины Сухомлинский ведет нас к образу малой родины.)

5) Какую особенность построения первого абзаца можно отметить? (Автор использует внутреннюю антитезу, противопоставляя родную землю остальному миру, странам, где природа ярче. Однако союз но, соединяющий части последнего предложения первого абзаца, помогает выразить основную мысль этой части: красота родного края дороже изысканных красот других стран.)

6) Что в синтаксисе предложений первого абзаца характерно для публицистического стиля? (В первом предложении выразить эмоциональную приподнятость помогает употребление однородных придаточных, однородных сказуемых.)

7) Каковы стержневые словосочетания этого абзаца? (Красота земли – источник любви – родная красота.)

8) Какова композиционная структура второго абзаца? Его микротема? (Сухомлинский поднимает тему памяти, начиная абзац с указательного местоимения эта и стержневого слова красота. Расширяя это понятие, автор использует следующие семантические синонимы к слову красота: цветущий сад, пчелиные арфы, материнская песня. Эти словосочетания можно объединить в тематическую группу «мир, счастье».
И вновь используется прием антитезы (с одной стороны, противопоставление картины мира, счастья, с другой – войны), которая помогает выразить основную мысль.
Образ войны создают словосочетания одного ряда: пылающий самолет, вражеские танки, пролили кровь, тысячи героев.)

9) В чем особенность синтаксиса этого абзаца? (В этом абзаце всего одно предложение, представляющее собой сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, в котором употреблены глаголы повелительного наклонения (пусть войдет) и условного (не было бы, не пролили бы...). Этот абзац содержит патетический призыв, эмоциональность которого усиливается уже знакомым синтаксическим средством – употреблением однородных придаточных и однородных членов с повторяющимися союзами.)

10) Какую роль выполняет последний абзац текста? (Это своего рода логический вывод. В нем еще раз подчеркивается мысль, что любовь к родной земле должна сливаться с чувством долга перед теми, кто нам оставил эту красоту, оплатив ее ценой собственной жизни.)

11) Назовите ключевые слова этого абзаца. одная земля, радость, чувство долга, красота.)

12) Какие заголовки можно подобрать к этому тексту? (Красота, доставшаяся в наследство.)

13) Какова авторская позиция? (Она четко сформулирована. Во-первых, автор ведет повествование от 1-го лица мн.ч. и использует местоимение мы в разных формах: нас, нам, нашим. Во-вторых, обращается к экспрессивной лексике, это говорит о неравнодушии автора к поднятой проблеме. Он сам восхищается красотой родной земли, считает ее источником любви к Родине. Мы чувствуем, что эта красота вошла в его сердце и напоминает о тех, кто ради этой красоты отдал жизнь.)

Дома ученики пишут рецензию на этот текст, учитывая работу на уроке.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru