Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.ШАПИРО

Продолжение. См. № 4, 8, 12, 16, 24/2003


Полезные мелочи

Здравствуйте, дорогие читатели! В новом учебном году наша рубрика продолжает действовать. Правда, по условиям газетной жизни этот номер готовился еще до того, как мы получили от вас выполненные задания на лето. Поэтому пока знакомим со старыми запасами.

1. Самая истинная истина

Кто из учителей не наблюдал с состраданием и раздражением, как его ученики запутываются в н и нн и в собственных рассуждениях, когда пишут прилагательные истинный, старинный и т.п.!

В восьмом классе во время очередной работы над ошибками мы прояснили ситуацию следующим образом. Записали под диктовку предложение Мы гордимся своей истиной – самой истинной истиной в мире, а рядом обозначили: истина – С. (существительное).

Вспомнили, что суффикс -ин- есть не только у прилагательных, но и у отвлеченных существительных (и что суффиксы -ин- в словах глубина и голубиный – омонимы) и когда от существительных с основой на -ин, а также -ан, -он и т.д. образуются прилагательные, то в слове оказывается нн.
А потом восьмиклассники стали наперебой придумывать свои предложения, соблюдая те же условия. Получилось, например, такое: Достаточно ли длинна длина этой веревки? Твоя картина чересчур картинна. Эти туманы уж слишком туманны.
Занятие оказалось и веселым, и эффективным.

2. Палка, палка и кружок...

Мы опубликовали в нашей рубрике смешной рисунок, помогающий запомнить, что в суффиксах существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется о (см. № 12/2003).

Оказывается, подобными картинками пользуются многие учителя. И развивают тему. Например, Анна Владимировна Волкова рядом с домиком, состоящим из квадратика (окончания) и крыши – суффикса, рисует шалаш с трубой и так напоминает, что подобное правило существует и для наречий, только у них окончания не бывает.

3. Ищу – определяю – подставляю

Что лучше – требовать, чтобы ученики запоминали, в каких падежах каких склонений существительных пишется е или и, или научить их практическим приемам, позволяющим писать окончания без ошибок, например, вспоминая подходящие проверочные слова? Наверное, и точная теория нужна, но и практические приемы не повредят, а помогут. Вот какой табличкой, напоминающей о порядке действий, пользуются ученики Вероники Валериевны Барановой.

Окончания существительных

4. Веселые помидори

Еще одна таблица со ступеньками, на этот раз – помогающая пятиклассникам запомнить, когда после ц пишется и, а когда – ы. Мы знаем, что звуковой облик слова не изменится, если слово написать с ошибкой (собственно, отсюда и ошибки), но, чтобы правило запоминалось лучше, Вероника Валериевна включает в табличку не только трудные огурци, но и помидори, которые веселят детей и очевидно требуют немедленного исправления.

 

Рейтинг@Mail.ru