Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №37/2003

УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ

Т.П.ЕВСТИГНЕЕВА,
Ростовская обл.


Уважаемая редакция!
Много лет являюсь вашим постоянным подписчиком. Газета для меня – бесценный помощник не только при подготовке к урокам. Главным достоинством, на мой взгляд, является то, что статьи ученых-лингвистов, находки учителей-практиков, работы талантливых учеников не позволяют расслабиться, опустить руки в такое сложное для российского учителя время.
Материалы, публикуемые на страницах газеты, находят живой отклик у моих учеников, которые используют их для подготовки курсовых работ и рефератов. Особенно ценными для нас являются публикации, посвященные лингвистическому анализу текста.
Для моих учеников стало доброй традицией завершать учебный год курсовыми работами (мы их пишем с 7-го класса) и рефератами.
Посылаю на ваш суд работы своих учеников.
На одном из уроков развития речи я предложила ученикам дать интерпретацию текста В.Астафьева «Мелодия».

Подхваченная мелодия

Мелодия

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?

 ТРАГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ

Порой мы не замечаем того, что происходит вокруг нас. А красота... Да ведь вот она! Так близко, что можно дотронуться до нее. Посмотри! Пестрый лист. Красный шиповник, – такое чувство, будто сейчас не предзимнее время, а яркая теплая осень с желтой хвойной опадью и черной землей. С помощью цветописи автор переносит меня куда-то очень-очень далеко, словно в другой мир, где царит тишина и нет жизни. Все замерло. Я как будто наяву вижу искры обклеванной калины в серых кустах. Эта метафора позволяет писателю превратить ягоды в яркое воспоминание о прожитой жизни. А эпитет обнаженная при слове земля говорит о том, что пашня уже свободна и урожай собран. Осень вступила в свои права, но лирический герой, несмотря ни на что, не хочет прощаться с летом. Жизнь его, как грустная мелодия, так же непроста и печальна. Его ничто не радует: ни пестрый лист, ни красный шиповник, ни искры калины, ни желтая опадь, остаются лишь черная обнаженная земля и... тьма.
А в итоге риторический вопрос и риторическое восклицание: Зачем так скоро?! – объясняют трагическое состояние его души. Героя миниатюры не интересует и не радует будущее, потому что оно пугает своей неизвестностью, о чем свидетельствует аллитерация в словах с «угрожающим» (по Бальмонту) звуком [р]. Используя прием звукописи на шипящие и глухие звуки [ш], [х], [ц], [ж], [с], [ц], автор создает своеобразную мелодию осени жизни.
Назывные предложения подчеркивают, что жизнь и человека, и природы движется как бы по замкнутому кругу. «И повторится все опять»... После осени будет зима, а это холод и безмолвие. Но потом придет весна – и начнется новая жизнь. Нужно только уметь ждать и верить...

Люда ТЕРЕШКИНА, 11-й класс

УСЛЫШАТЬ ТИШИНУ

В.Астафьев в шести предложениях сумел показать величие природы, которую мы в суете жизни не замечаем. Переносясь в ее волшебный мир, понимаешь, что жизнь человека и природы тесно связана. В этом заключается главная мысль текста. Автор пытается пробудить в людях бережное отношение ко всему, что окружает человека. Но почему такой странный заголовок? Мелодия... Что кроется за этим словом? Вероятно, те ощущения и ассоциации, которые вызывает образ осени. Действительно, какое умиротворение и спокойствие наводит описание природы, мы невольно слышим мелодию осени, ласкающую слух. Как же удалось автору достичь такого эффекта?
Рассмотрим текст на морфологическом уровне. В нем нет ни глаголов, ни деепричастий. Нет даже намека на действие. Природа как будто заснула, застыла на полотне художника. Зато автор использовал восемь прилагательных и причастий. Это говорит о том, что по типу речи это – описание. Проанализируем текст на синтаксическом уровне. Предложения, из которых он состоит, односоставные, назывные. Это необходимо для того, чтобы подчинить все единому движению мысли, создать яркий, незабываемый образ и придать ему особую наглядность. Тип связи предложений параллельный, главное предложение, смысл которого раскрывают остальные, находится не в начале текста, а в его конце. Такая особая конструкция усиливает и подчеркивает главную мысль, позволяет увидеть и ощутить грусть, печаль и нежелание расставаться с великолепной осенью: Зачем так скоро?! Это риторический вопрос. Но скоро придет суровая и безжалостная зима, леденящая душу.
Текст насыщен выразительными средствами речи. Эпитеты: пестрый (лист), обнаженная (земля); искры обклеванной калины – метафора, с помощью которой калина сравнивается с яркими огоньками на фоне серых кустов и черной земли. Все это необходимо для эмоционально-эстетического воздействия на читателя. Аллитерация в словах со звуками [с], [ш], [х], [ж] позволяет услышать тишину и полностью погрузиться в мелодию осени.

Наташа БУШМАНОВА, 10-й класс

ЗАЧЕМ ТАК СКОРО ПРОХОДИТ ЖИЗНЬ...

Мелодия осени, печальная и одинокая, такая тихая и холодная, звучит риторическим вопросом в этих шести предложениях, обрываясь, как последний сухой лист. Зачем так скоро кончилось лето, кончились тревоги, печали, надежды, жизнь?! Зачем так скоро наступила осень, тихая, сырая, серая?! Зачем так скоро идет равнодушная зима, вся жизнь останавливается, замирает? А может быть, в вопросе звучит: зачем так скоро проходит жизнь, зачем так быстро бежит время, что когда оглянешься вокруг, то увидишь лишь тоскливую, холодную осень. А впереди будет лишь зима, а значит, старость.
Здесь нет никакого движения, все замерло, и это подчеркивают назывные предложения, ведь нет глагола – нет действия. Кругом тишина, слышен лишь легкий шелест одиноко сорвавшегося листа, прочувствовать это нам помогает аллитерация звуков на [с] и шипящие.
Этот текст описательного характера, он насыщен прилагательными, которые воспринимаются как красочные эпитеты: пестрый (лист), обнаженная (земля), и в то же время эти прилагательные помогают созданию образа, потому что все они – настоящие символы осени.
Искры обклеванной калины на серых кустах – это метафора, рисующая один из символов: действительно, гроздья красной калины горят жизнью на потускневших серых ветках, они напоминают о прошлом. Удивительно, как мастерски пользуется автор приемом цветописи: пестрый, красный, серый, желтый, черный. Краски осени по-настоящему пестры, но цвет в них уже потух, он безжизнен, блекл, в нем нет летней насыщенности, сочности, яркости. Так же тянутся и осенние дни в какой-то тусклости, серости... И звучит мелодия осени, протяжно, тихо и грустно. Звучит до тех пор, пока не наступит ледяное зимнее безмолвие.

Алла КУНДИЛЕКОВА, 10-й класс

 

Рейтинг@Mail.ru