Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №37/2003

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.ШАПИРО


Полезные мелочи

1. Сколько? Столько!

Нелегко бывает пяти-, шестикласснику запомнить разряды местоимений и научиться определять разряд каждого встреченного местоимения. Тема «укладывается», если разделить разряды на группы.
Сначала запоминаем самые известные местоимения – личные – и еще два разряда, связанных с личными: возвратное местоимение себя (вместо меня, тебя и т.д.) и притяжательные (мойпринадлежащий мне и т.д.).
Другую группу начнем рассматривать с вопросительных местоимений; их легко запомнить, если знать, что местоимения употребляются вместо имен – существительного, прилагательного и числительного. Вопросы к этим частям речи и есть вопросительные местоимения. К ним примыкают относительные – как будто бы те же слова, но в другой роли: не спрашивают, а связывают – отношения устанавливают между главным и придаточным предложением. Еще два разряда образованы от вопросительных – неопределенные (с помощью «неопределенных» суффиксов -то, -нибудь, -либо и приставок кое- и не) и отрицательные.
Вот уже семь разрядов освоено: 3 + 4. Осталось только два. Легкие указательные запоминаются с помощью вытянутого указательного пальца и вопросительных местоимений (спрашиваем – отвечаем: какой? – такой, этот, тот; сколько? – столько и т.д.). А определительные очень уж разнородные, их приходится учить списком, группируя по значению или по созвучиям, а можно и что-то вроде стишка-считалки придумать:

Всякий, целый, весь, любой,
Самый, сам, иной, другой...

2. Сорокалетняя сороконожка

Очень трудно и детям, и взрослым правильно писать сложные слова с первой частью – числительным. В помощь детям Т.Н. Арбузина рассказывает такую сказку.
Однажды маленькая сороконожка задумалась, почему ее так называют. Ведь не зовут же воробья – двуножка, а паука – восьминожка. И действительно ли у нее сорок ног? Решила она во что бы то ни стало проверить, так ли это, и начала считать. Но считать она умела только до четырех, поэтому на вопрос, как ее зовут, отвечала: «Четырехножка». Потом она подросла и стала Пятиножкой, затем Шести-, Семи-, Восьми- (дальше продолжайте сами) и наконец – Тридцатидевятиножкой. Но вот тут она остановилась, потому что обнаружила, что с тех пор, как начала свой счет, прошло целых сорок сороконожечьих лет и она из маленькой девочки превратилась в юную цветущую особу. А для девушек-сороконожек сорок лет – это возраст, когда они выходят замуж. Женихов у нашей сороконожки было хоть отбавляй – ведь она такая умная и нач...считаннная! Сосчитав свою последнюю ногу, ученая красавица приняла от лучшего из женихов обручальное кольцо. И как вы думаете, куда она его поместила? Конечно же, на самое почетное место, украсив им серединку своего имени. Вот так: сорокОножка. Самые мудрые и старейшие соплеменники, девяносто- и столетние сороконожки, сначала посмеивались над выдумщицей, а потом последовали ее примеру.
Вот почему мы и сейчас пишем: сороконожка, девяностолетний.
А взрослым на всякий случай напомним: в словах-прилагательных сорокалетний, сорокадневный и подобных им, как и в других сложных прилагательных, составленных из числительного и существительного, числительное стоит в форме род. падежа: трехметровый, восьмидесятиметровый, четырестасорокапятиметровый и т.д. Кроме слов с числительными: один, девяносто, сто, тысяча: однобокий, девяностогранный, столикий, тысячелетие, – эти числительные ведут себя как существительные. В сложном существительном и числительное сорок ведет себя как существительное, поэтому здесь используется соединительная гласная о.

 

Рейтинг@Mail.ru