Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №38/2003

ПОДСПОРЬЕ

С.М.ЕВГРАФОВА


Уроки с «Хранителем древностей»

(Диктанты и упражнения по текстам Ю.Домбровского)

1. Этюд «Спор двух правил» (для старшеклассников).

Запишите под диктовку первое предложение романа «Хранитель древностей»:

Впервые я увидел этот необычный город, столь (не)похожий ни на один из городов в мире, в 1933 году и помню, как он меня тогда удивил.

Как следует писать в данном случае (не)похожий?

Сравним примеры: непохожий на другие города, столь непохожий на брата мальчик, не похожий ни на кого. Какой частью речи является слово непохожий? (Прилагательным.) Найдем в справочнике (я цитирую по книге: Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Айрис – Рольф, 1997) те пункты правила, которыми нужно руководствоваться при написании не с прилагательными.

А. «Наличие пояснительных слов, как правило, не влияет на слитное написание не с прилагательными (ср. написание не с причастиями), например: незнакомый нам автор, неизвестные науке факты, неуместное в данных условиях замечание, незаметная на первый взгляд ошибка, непонятные ученику слова, ненужные для дела подробности, неправильные во многих отношениях выводы; случай, непохожий на другие; поведение, недостойное порядочного человека; площадка, непригодная для стройки; озеро, невидное за лесом (везде утверждается отрицательный признак, а не отрицается положительный)» (цит. изд., с. 74).

Б. «Раздельное написание не с прилагательным, имеющим при себе пояснительные слова, встречается <...> при наличии в качестве пояснительных слов отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с ни) <...>, например: никому не известный адрес, ни в чем не повинные люди, ничуть не вредный напиток <...>, ср. неведомыми мне путями – никому не ведомыми путями, но В жизни нет ничего невозможного! В том, в чем обвиняется мой сосед, нет ничего незаконного (отрицательное местоимение ничего не зависит от прилагательных, а само ими поясняется)» (цит. изд., с. 75).

В. «Если в качестве пояснительного слова выступает наречие меры и степени (весьма, крайне, очень, почти, наречное выражение в высшей степени и т.п.), то не с прилагательным пишется слитно, например: весьма некрасивый поступок, крайне неуместный выпад, очень неудачное выступление, почти незнакомый текст, в высшей степени неразборчивый почерк» (цит. изд., с. 75).

Как можно заметить, в предложении, которое мы записали вначале, наличествуют и отрицание с ни, и наречие меры и степени столь. Каким же пунктом правила руководствоваться – пунктом Б или пунктом В? Раздельно писать не или слитно?

Во-первых, отметим, что само возникновение этого «конфликта правил» обусловлено стилистической шероховатостью авторского текста: правильнее было бы сказать необычный город, столь непохожий на другие города мира или необычный город, <совсем> не похожий ни на один другой город в мире.

Во-вторых, коль скоро такая задача возникла, попробуем ее решить. Какое значение здесь существеннее – утверждение высшей степени «непохожести» на другие города или отрицание сходства с ними? Несомненно, первое. Значит, правильнее действовать по пункту В. Сравним подобный случай, где фигурирует наречие почти: человек, почти не знакомый ни с кем из нас; там на первый план выходит отрицание знакомства с кем бы то ни было, и потому лучше выбрать пункт Б.

Замечу, что появление подобных примеров в тестах недопустимо: вне более широкого контекста задача не может быть решена однозначно, да и стилистически небезупречные конструкции незачем предъявлять экзаменующимся.

2. Диктант на повторение (для 9-го класса).

АЛМА-АТА

Выезжал я из Москвы в ростепель, в хмурую и теплую погодку. То и дело моросил дождичек, и только-только начали набухать за заборами, на мокрых бульварах и в бутылках на подоконниках бурые податливые почки. Провожали меня красными прутиками расцветшей вербы, потешными желтыми и белыми цветами ее, похожими на комочки пуха. Больше ничего не цвело*. А здесь я сразу очутился среди южного лета. Цвело все, даже то, чему вообще цвести не положено: стены домов, крыши, лужи под желтой ряской, тротуары и мостовые.

От станции до города меня довезли, а по городу надо было идти пешком. Но Алма-Ата спала, спросить дорогу было не у кого, и я двинулся наугад. От деревьев исходил сладкий, пряный запах, и он был так тяжел, что не плыл, а стоял в воздухе. Солнце еще не встало, а под акациями уже трубили шмели и кружили большие белые бабочки. Я увидел, что зелень в этом городе расположена террасами. Первый этаж – вот эти акации. Над акациями – фруктовые сады, над садами – тополя, а над тополями уже только горы да горные леса на них.

Потом я узнал: тополя в городе и есть самое главное. Без них ни рассказать об Алма-Ате, ни подумать о ней невозможно. Они присутствовали при рождении города. Еще ни улиц, ни домов не было, а они уже были. Весь город, дом за домом, квартал за кварталом, обсажен тополями. Нет такого окна в городе, высунувшись из которого ты не увидел бы прямо перед собой белый блестящий или черный морщинистый ствол.

Алма-атинский тополь – замечательное дерево. Он высок, прям и всегда почти совершенно неподвижен. Когда налетает буран, другие деревья, гудя, гнутся в дугу, а он едва-едва помахивает вершиной. Не дерево, а колоссальная триумфальная колонна на площади! И не забудьте: каждому из этих великанов по доброй сотне лет. Но нет дерева более живого и говорливого, чем тополь*. От самых корней до вершин живой мелкой листвой шумит, пульсирует, переливается серебром и чернью. А над тополями уже горы...

С час как бойко шла перекличка петухов. Не смолкая чирикал и заливался вишенник. С сухим электрическим треском вспархивала розовая и синяя саранча. Заливались где-то на задах лягушки. Потом я узнал: в городе зверья не меньше, чем людей. В городском парке по вечерам ухает филин. Дикие козочки забегают осенью и ягнятся в окраинных садах. Словом, нигде в мире, сказал мне один зоолог, дикая природа не подходит так близко к большому городу, как в Алма-Ате.

(385 слов)

Вопросы и задания

1. Проработайте правописание выделенных слов (можно предварительно записать их на доске, обсудить все встречающиеся в них орфограммы).
2. Определите, являются ли помеченные звездочками предложения двусоставными или односоставными, найдите в них грамматические основы.
3. Найдите в тексте конструкции с однородными членами, прокомментируйте расстановку знаков препинания.
4. Найдите в тексте сравнительные обороты, обратите внимание на запятые.
5. Найдите в тексте определительные обороты, прокомментируйте расстановку знаков препинания.
6. Найдите в тексте деепричастия и деепричастные обороты, прокомментируйте расстановку знаков препинания.
7. Найдите в тексте обособленные уточняющие конструкции.
8. Подумайте, простым или сложным является подчеркнутое предложение. Обоснуйте свою точку зрения.
9. Прокомментируйте расстановку знаков препинания в последнем предложении.

3. Диктант на повторение (для старшеклассников).

АЛМА-АТА – ОТЕЦ ЯБЛОК

Испокон веков славились на Руси нежинские огурцы, чарджуйские дыни, владимирская вишня, камышинские арбузы и верненский апорт. Это действительно почти невероятное яблоко – огромное, блестящее, ярко-красное. Когда я впервые увидел его, то не поверил своим глазам.

Они лежали на черном жестяном подносе, исписанном огромными трактирными розами, и розы не казались уже огромными. Яблок было всего три, но они занимали весь поднос – лучистые, лакированные, как ярмарочные матрешки, расписанные мазками, пятнами, какими-то вихрями света и зелени. Они были так хороши, что я побоялся их тронуть. А вечером я все-таки разломил одно. Оно сухо треснуло, едва я прикоснулся к нему, и мне в лицо брызнул искристый, игольчатый сок. Я поднес половину яблока к лампе, и оно вдруг сверкнуло, как кремень, льдистыми кристаллами и хрусталиками, – кусок какой-то благородной породы – не мрамор, не алебастр, а что-то совсем другое – легкое, хрусткое, звонкое, не мертвое, а живое лежало у меня на ладони.

Алма-атинский апорт! По имени этого яблока не стыдно назвать не только город, но и целый край. Если бы Вильгельму Теллю пришлось целиться в такое яблоко, он бы не был героем. Да, но ведь не с такими яблоками пришлось иметь дело обитателям этих древних долин и предгорий. Алма-Ата – отец совсем иных яблок.

Они растут по холмам и предгорьям. Есть среди них и низкорослые карлики, изогнутые по ветру и изгибам круч, есть и высокие, стройные, ветвистые деревья, есть и просто чем-то похожие на ивняк – цепкие, горькие, зеленые, как змеи, лозы. Из долины они карабкаются на склон горы и притыкаются на таком клочке земли, где и ногу-то, пожалуй, негде поставить. И тут они приобретают цепкость и гибкость горных растений. Карабкаются они долго, целыми десятилетиями, ползут шаг за шагом, метр за метром, то поодиночке, то компанией, а когда наконец выползают на темя холма, то какой дружной семьей зацветают они там! Обнимаются сучьями, сплетаются стволами и ветвями, иногда даже врезаются, врастают друг в друга. А плоды на этих деревьях растут все-таки маленькие, твердые и кислые, с голубиное яйцо. Но древнему обитателю гор и они казались гигантскими. И не зря, конечно, казались. Подобных дичков не встретишь больше нигде. Есть яблони, усыпанные плодами ярко-красного, почти карминного цвета (даже мякоть у них нежно-розовая, цвета алого мрамора), есть яблони с желтыми продолговатыми плодами, похожими на крошечный лимон, есть яблоки белые и круглые, с терпким и вязким вкусом, есть, наконец, и просто дички – зеленые и горькие. Вот именно под этими яблонями и происходило то историческое сражение, о котором упоминается в монографии, посвященной истории здешних мест...

(398 слов)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru