Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №39/2003

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3,
г. Борисоглебск


Ценить каждый момент урока

Об уроках развития речи

В слове скрыта самая великая энергия,
известная на Земле, – энергия человеческого духа
.

Ф.Абрамов

Русские пословицы свидетельствуют о том, что умная беседа, красноречие издавна высоко ценились на Руси. В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять. Хорошее слово – половина дела. С умным разговориться – что меду напиться. Красно поле пшеном, а беседа умом. Красную речь красиво и слушать.

Именно речь является тем ручейком, который питает мозг, рождает воображение, создает кладовую памяти, вращает колесо мышления. Ребенок, впитывая слова-образы, постепенно создает для себя картину окружающего мира и выражает свое отношение к нему. И.Песталоцци писал: «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию».

Решать сложную задачу разностороннего развития личности можно на уроках развития речи, которые научат каждого ребенка:

  • слышать и чувствовать особенности речи, а это разовьет внимание;

  • понимать значение речевых конструкций и воспроизводить их в собственной речи, а это совершенствует логическое мышление и память;

  • чувствовать яркость и красоту слова, воспринимать настроение и эмоции, проникать в тайны подтекста, а это расширит и усилит воображение.

К сожалению, количество часов по развитию речи, отведенное программой, недостаточно для формирования всех этих способностей. Здесь нужна продуманная система уроков. В то же время следует ценить каждый момент урока, использовать его и незаметно помогать маленькому человеку. Вот некоторые приемы, которые я использую на уроках.

Словарная работа

Известно, что словарная работа должна присутствовать на каждом уроке русского языка. Какие приемы обычно предлагаются? Записать слова, составить с ними словосочетания и предложения, вставить пропущенные буквы, обращаясь к словарю, и т.д. А если написать сочинение-миниатюру? Сначала эта работа вызовет у детей затруднения, но когда будут прочитаны все работы учащихся, отобраны лучшие и зачитаны в классе, то подобное задание вызовет интерес, дух соревнования, творческую активность, и даже самые слабые ученики удивят вас. Вот сочинение шестиклассника о слове океан.

Океан... На первый взгляд в нем нет ничего интересного: вода, вода и вода. Но если к нему присмотреться, он будет похож на небо, по которому плывут облака и летают птицы. Солнце плещется в его голубой воде, играет барашками пены. Радуга тянет из него свою разноцветную пряжу. Включи воображение – и океан оживет, станет сказочным великаном.

(Сергей Р.)

Или другое задание. Можно записать несколько словарных слов, совершенно не связанных по смыслу, а учащиеся должны объединить их в небольшой текст, например: карандаш, облако, трасса, команда, миллион. Если такую работу проводить постоянно, то даже самые слабые учащиеся получат удовольствие, выполняя ее. Эти сочинения советую собирать в копилку, тогда вы будете видеть, как улучшается орфографическая грамотность каждого ученика.

Лирические этюды

Каждый учитель чувствует свой класс, знает степень его активности, работоспособности. За окном осень, идет дождь, пасмурно, настроение у детей подавленное; чтобы снять напряжение, усталость, даю задание: написать сочинение-настроение или лирический этюд на тему «Лужа». Класс оживляется: одни задумываются, другие сразу же включаются в работу, кто-то возмущается, но все заработали. Вот несколько работ.

ЛУЖА

Осень. Ноябрь. После ленивого осеннего дождя я растеклась по серому асфальту. Еще тяжело падают последние капли, делая этим меня все полнее и полнее. У некоторых мое появление вызывает досаду и возмущение, у других – веселье и радость. Разноцветные машины стараются разбрызгать меня своими колесами в разные стороны. Веселые малыши и школьники мерят мою глубину резиновыми сапожками. Все бы хорошо, да скучно. Ночью во мне отражаются звезды и народившийся месяц, нет-нет да опустится на водную гладь одинокий кленовый лист.

(Вячеслав В., 7-й класс)

Полезно проводить сочинения на темы: «Я думаю...», «Я считаю...», «Люблю и ненавижу», «Разрешите представиться», которые полнее раскроют вам уголки внутреннего «я» ребенка, его взгляды, раздумья, переживания, проблемы. Вы получите материал для наблюдения, анализа и коррекции.

Почему-то мне кажется, что старшее поколение не понимает и не принимает нас такими, какие мы есть, а хочет переделать по своим меркам. Мои папа и мама мечтают, чтобы я была отличницей, пай-девочкой и поменьше бы доставляла хлопот. Но, кажется, этому не суждено сбыться. Я не отличница, но, приложив усилия, могу заниматься хорошо. Бывают и срывы, вот тогда-то все делается наперекор мудрым советам: спорю по делу и без дела с классным руководителем, не учу уроки, грублю родителям. Но это проходит так же быстро, как летний шторм на море. Только после шторма остается мусор на берегу, а у меня он в душе. Стыдно, но слово не воробей... Больно смотреть в грустные глаза обиженного мною человека...

(Елена Б., 9-й класс)

Работа над ошибками

После проверки диктанта или контрольной учитель проводит анализ работ детей и систематизирует допущенные ими ошибки. Слова выписываются на доске, объясняется правильное написание, после чего детям даются разные задания:
более сильные напишут сочинение, объединяя данные слова в связный текст;
слабые работают с учителем;
средние получают такое задание, например: составить словосочетания с данными словами, подобрать антонимы, синонимы, заполнить таблицу, дополнить ее своими примерами;
написать письмо другу (бабушке, маме), употребляя эти слова в своем повествовании.

Свободный диктант

Из собственного опыта знаю, что учителя-словесники не любят такую форму работы, как свободный диктант, хотя она очень нужна и важна, потому что поможет развить память, научит вычленять главный смысл каждой микротемы, обогатит словарный запас и постепенно привьет умение точно и грамотно излагать услышанное, используя собственные языковые конструкции. Сначала следует брать несложные тексты. Когда дети хорошо освоят такой вид работы, обращаемся к более сложным. Такая работа поможет учащимся научиться писать изложения, изложения с элементами сочинения и сочинения с элементами изложения. Сначала обращаемся к небольшим статьям, высказываниям, включающим проблемные вопросы, обсуждающим нравственные проблемы. Учащиеся должны уловить суть проблемы, изложить свой взгляд на услышанное, показать, где еще можно столкнуться со схожей ситуацией, высказать согласие или несогласие с автором. Например, такой маленький текст Джами*:

Начнешь с горою говорить – услышишь только эхо;
Не поленишься злак зарыть – пожнешь зерно успеха.

После выразительного чтения этого текста предлагается детям осмыслить, что хотел сказать автор, живший 500 лет назад.

– Как вы понимаете первую строку двустишия?
– О чем вторая строчка?
– Каков общий смысл стихотворения, его идея?
– Какие русские пословицы перекликаются с этим текстом?
– Чему учит тест Джами?
– Современен ли он, хотя прошло 500 лет?

После этого предлагается детям написать сочинение с элементами изложения на тему «Не торопись языком, а спеши делом».

Очень полезно писать отзывы, рецензии на просмотренные спектакли, фильмы, прочитанные книги, стихотворения и т.д. Эти задания дают ученику возможность высказаться, найти единомышленников, что очень важно для подростков.

Уроки-мастерские

Особенно важно проводить уроки-студии, уроки-мастерские, интегрированные уроки развития речи, где учащиеся будут работать и индивидуально, и в парах, и в группах. Дети любят такие уроки, видят свои победы, учатся на ошибках.

К заключительному уроку развития речи в 6-м классе по теме «Зима» мы готовились в течение двух месяцев. Когда началась третья четверть, я предложила детям написать сочинение на тему «Зимние каникулы». Сочинения были похожи друг на друга, как близнецы. Все писали, что каникулы были скучные, постоянно шел дождь, настроение было скверное, лишь тринадцатого января выпал первый снег, но каникулы кончились. Тогда я попросила их с интересом, внимательно посмотреть на березку за окном, опушенную снегом, на зимний лес, застывший в безмолвии, представить январь в виде живого существа и наделить его чертами характера, описать февральскую метель, опасные проказы гололедицы, описать, каким бывает мороз, нарисовать зимний пейзаж, но не кистью, а словом, выписать важные детали, обратить внимание на цвет, световые эффекты, отразить настроение и т.д. Работа с каждым днем все больше и больше захватывала детей. Вскоре класс превратился в вернисаж, дети приносили свои рисунки, подбирали стихотворения о зиме разных авторов, помогали составлять рабочие материалы к заключительному уроку, размножали тексты стихотворений, учили их наизусть к конкурсу «Поэты – о зиме». Заключительный урок-мастерская показал, что дети за два месяца многому научились, а главное – на уроке работали творчески, проявляя удивительные способности. После урока лучшие сочинения и рисунки мы собрали в альбом «Зима» и решили создать четыре альбома, посвященных временам года. Предлагаю некоторые работы детей из этого альбома.

ЯНВАРЬ

Вчера в лесу я встретилась с Январем. Это была прекрасная девушка, снежная русалка. Ее сине-зеленые волосы лежали на плечах, как морские волны в тихую погоду. В их легких завитках кое-где сверкали серебристые льдинки. Глаза были черные, как ночь. Белый сарафан, отороченный прозрачной опушкой, короткая шубка нежно-голубого цвета были расшиты загадочными узорами. Сапожки, как и волосы, были ярко-зеленые. Она заворожила меня, я забыла обо всем.

(Алена Д.)

ГОЛОЛЕДИЦА

Погода зимой непредсказуема. Вчера была оттепель, а сегодня – мороз. Все дороги, площади, тропинки стали зеркальными.
Гололедица – большая насмешница. Она будто специально ставит людям подножки и, глядя на беспомощность людей, смеется в свое удовольствие.
Улица в этот морозный день превратилась в боксерский ринг, где соперник-невидимка нападает внезапно – и ускользнуть от него сложно. Наверное, каждый испытал это и понимает, что гололедица беспощадна и коварна, с ней шутки плохи.

(Вера П.)

БЕРЕЗКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

Под утро ударил морозец. Он опушил ветви березы инеем, превратив ее в сказочное дерево. Желто-синие комочки, как клубки шерсти, весело вертелись на ней. Это любопытные синицы прилетели на завтрак к моей кормушке. Их коготки скользили, а клювики не могли продолбить ледяную корку.
Звенит березка, как хрустальная, тоненьким холодным звоном, как будто жалуется солнышку на проказы мороза. Вскоре стайка синиц с жалобным писком улетела, а ледяная красавица тихо плакала, роняя хрустальные слезы.

(Ольга Ч.)

БЕРЕЗА

На опушке дубового леса стояла молодая березка. Зимой русская красавица щеголяла в белоснежной кружевной косынке, весной распускала зеленые кудри, шелестела резными листочками. Летом она заплетала свои шелковые косы и звенела сережками. Хороша березка и осенью в золотом уборе. Ее тонкие ветви похожи на девичьи руки. Русская береза лучше других деревьев, тянет к ней, такой родной и нежной.

(Надежда Л.)

ФЕВРАЛЬСКАЯ МЕТЕЛЬ

Уже казалось, что зимы не будет, не порадует природа нас снегами и морозами, но вот в начале февраля поднялась метель. В небе закружились редкие снежинки. Ветер усиливался с каждой минутой, снег становился все гуще и гуще. Полетели белые хлопья. Небо слилось с землей. За несколько часов все вокруг было покрыто белым покрывалом, появились сугробы. Ветер свирепел. Он набрасывался на крыши домов, трепал деревья, стучал в окна. Вот она – февральская метель!

(Юлия О.)

Вместо заключения

Активный словарный запас каждого ребенка изменяется, обогащается. Его можно измерить. Это можно делать незаметно на каждом уроке (потратим всего 2–3 минуты). Классу предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Дается от 30 сек. до 1 мин. на изучение и осмысление иллюстрации, потом учитель просит одного ребенка за несколько минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено на этой картинке. Во время рассказа учитель фиксирует особенности речи ребенка в специальном протоколе, затем анализирует полученные результаты. В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и бессоюзием, употребление вводных конструкций, различных речевых оборотов – все это свидетельствует об уровне развития его речи. Спустя какое-то время учитель повторяет эксперимент и отмечает рост речевой культуры ребенка.

Можно делать замер уровня воображения, памяти (кратковременной и долговременной, зрительной и слуховой), образно-логического и наглядно-действенного мышления. В этом помогут специальные психологические тесты в книгах Р.С. Немова «Психология», Г.М. Анохиной «Развитие понятийного мышления у школьников» и других.


* Джами А. (1414–1492), персидский и таджикский поэт и философ.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru