Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №40/2003

МАТЕРИАЛЫ  К УРОКУ

Г.А.БОГДАНОВА,
г. Москва


Лексика

5 класс

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Упражнение 1. «Расшифруйте» значения указанных слов.

Лексика – __________, лексикология – _________, лексикон – ____________.

Для справок: словарный состав языка; раздел науки о словарном составе языка; запас слов.

Упражнение 2. По приведенному толкованию (определению) назовите определяемое слово и запишите его.

1. Раздел науки о языке, изучающий звуки. 2. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. 3. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 4. Главный член предложения, который называет действие или состояние подлежащего. 5. Раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки. 6. Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. 7. Раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения его значения. 8. Раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения его грамматических признаков.

Для справок: сказуемое; прямая речь; морфология; обращение; фонетика; пунктуация; лексика; текст.

Упражнение 3. Используя школьный толковый словарь русского языка, объясните лексическое значение слова, затем укажите его грамматические признаки.

Образец. Фунт – денежная единица в некоторых странах. Фунт – сущ. муж. р., 2-е скл., ед. ч.

Рысь, озимь, ряска, изморось.

Упражнение 4. Используя толковый словарь учебника, составьте (устно) связный рассказ на тему «Что рассказал мне толковый словарь о слове гантель (жюри, жернов – по выбору)».

Упражнение 5. По приведенному толкованию определите слово и запишите его.

1. Здание, в котором демонстрируются расположение и движение планет и других небесных тел с помощью специальных приборов. 2. Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов. 3. Памятный подарок. 4. Нижняя часть зрительного ряда в театре, кинотеатре. 5. Четвертая часть года.

Упражнение 6. Отгадайте загадки. Что в них помогает узнать ответ?

1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. 2. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать. 3. Золотое решето черных домиков полно, сколько черных домиков, столько белых жильцов.

<...>

 ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

<...>

Упражнение 9. 1. Составьте и запишите с данными словами словосочетания.

Образец. Мягкий – мягкий хлеб, мягкий характер, мягкий климат.

Острый, пробка, холодный.

Однозначные или многозначные данные слова?

2. Можно ли составить несколько словосочетаний с разными значениями всех данных ниже слов? Почему? (В случае затруднений обратитесь к толковому словарю учебника.)

Шарада, сизый, тарантас, фауна, приставка.

Упражнение 10. Найдите в словаре по 2–3 однозначных и многозначных слова. Составьте с ними словосочетания, которые ясно показали бы, в каком лексическом значении употреблено слово.

Упражнение 11. Подумайте!

1. Какие корни не растут в земле? 2. Какой язык можно съесть? 3. Какой рукав нельзя пришить? 4. Какого слона можно спокойно поместить среди хрупких вещей? 5. Каким гребнем нельзя расчесаться?

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

Упражнение 12. Прочитайте стихотворение Э.Мошковской. Найдите в нем слова, употребленные в переносном значении.

КИСЛЫЕ СТИХИ

Встало солнце кислое,
смотрит – небо скисло,
в кислом небе кислое
облако повисло...

И спешат несчастные
кислые прохожие
и едят ужасно
кислое мороженое...

Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
было настроение.

<...>

Упражнение 14. Запишите в два столбика словосочетания: а) с прямым, б) с переносным значением.

Чистые помыслы, чистые руки; быстрая река, быстрый ум; чугунная поступь, чугунная решетка; холодные руки, холодное сердце.

<...>

Упражнение 16. Прочитайте предложения. Выпишите из них сочетания слов, в которых употреблены слова в переносном значении.

1. Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. 2. Огонь веселый рыбака краснеет в зеркале залива. (И.Никитин) 3. Порою летают низко над землею унылых ласточек стада. (А.Апухтин) 4. Гром ударил резко, зло, в небе трещина блеснула. (Б.Олейник) 5. На поля и горы уже мороз бросает по утрам свои сребристые узоры. (Е.Баратынский) 6. Среди листвы умолк малейший шепот. (К.Бальмонт) 7. Плачет северный ветер, и чайка рыдает... (К.Бальмонт) 8. Неприветное небо нахмурилось. (К.Бальмонт) 9. Палит солнце. Мрачный ельник стеной упирается в небо. (Ф.Абрамов)

Как вы думаете, с какой целью используют поэты и писатели слова в переносном значении?

Упражнение 17. Прочитайте отрывки из стихотворений И.Бунина. Найдите в них сочетания слов, в которых поэт неодушевленным предметам приписывает свойства одушевленных предметов.

1. Багряная печальная луна
Висит вдали, но степь еще темна.

2. Высоко поднялся и бледнеет
Полумесяц в бледных небесах.
Сумрак ночи прячется в лесах.
Из долин зеленых утром веет.

3. И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.

Какие еще выражения показались вам необычными? С какой целью использует их автор?

Упражнение 18++*. Выразительно прочитайте тексты. Найдите в них языковые средства, основанные на использовании переносного значения слова: метафоры, олицетворения, эпитеты. Какова их роль в тексте?

1. Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар-птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины...

(Е.Носов)

<...>

Упражнение 19++. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Найдите средства выразительности языка, определите их роль.

1. Зима отступила в сады укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на выла_ки перехватывала моро_цем ручьи... 2. Поз_няя осень уже раздела кусты лозняка и д_леко по песку разбр_сала их у_кие лимонные листья. 3. После многодневной осады весна ворвалась в горо_ и в_ла жаркие уличные бои. Рушились снежные в_лы и крепости в лужах т_рпели бе_ствие бумажные фл_тилии, сделанные руками ребят.

(По Е.Носову)

Составьте схему 2-го предложения. Подчеркните грамматическую основу в 1-м предложении.

<...>

Упражнение 21++. Выразительно прочитайте текст. Найдите в нем средства художественной изобразительности и определите их роль в тексте.

<...>

2. Я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Ее кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в ее свинцовой утробе...

...Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу все зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.

(Е.Носов)

Упражнение 22. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем (по выбору): «Ветерок проснулся», «Улыбка солнечного луча», «После дождя». Постарайтесь, где это целесообразно, использовать слова в переносном значении.

ОМОНИМЫ

Упражнение 23. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения Я.Козловского «Вы откуда, молодцы?». О каких словах в нем идет речь?

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.

Упражнение 24. Прочитайте стихотворение.

Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Также не откроешь дверь.

(Г.Сапгир)

Сколько предметов названо словом ключ? Одинаково ли пишутся и звучат эти слова? Есть что-то общее в их лексических значениях? Как называются такие слова?
В каких значениях употреблено слово ключ в выражениях жизнь бьет ключом, ключ к разгадке?

<...>

Упражнение 26. Прочитайте отрывок из рассказа Н.Сладкова «Овсянка». Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.

Упражнение 27. Подумайте!

1. Без чего не могут обойтись математики, барабанщики, а иногда и охотники? 2. Каким ключом нельзя открыть дверь? 3. Какая мушка не летает? 4. Какую страничку не прочитает даже самый грамотный человек? 5. Какой бор никогда не имеет листвы?

Упражнение 28. Объясните смысловые различия между омонимами. Составьте с каждой парой омонимов словосочетания или короткие предложения, запишите их.

Мина – мина, охота – охота, среда – среда, скат – скат.

СИНОНИМЫ

Упражнение 29. Прочитайте стихотворение, найдите в нем синонимы.

«Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!» –
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила
Тишина.

(В.Берестов)

С какими еще средствами выразительности языка вы встретились в этом стихотворении?

Упражнение 30. Выпишите только те пары слов, которые являются синонимами. Докажите.

Сверкать – блестеть, маленький – малыш, пение – петь, храбрый – бесстрашный, торопиться – спешить.

Составьте с любыми выписанными словами два предложения.

Упражнение 31. Прочитайте текст, определите его основную мысль. Подготовьтесь к пересказу текста.

Синонимы, выражающие одно и то же понятие, отличаются друг от друга оттенками значения. Так, слова алый, багровый, пунцовый, бордовый – синонимы. Они имеют одно общее значение – красный, но отличаются друг от друга оттенками.
Алый – ярко-красный, пунцовый – ярко-красный, но ближе к бордовому, бордовый – темно-красный, багряный – красный густого, темного оттенка.
Синонимы говорить, шептать, кричать имеют общее значение – «словесно выражать мысль». Но они различаются степенью проявления признака: говорить – сообщать при помощи речи; шептать – говорить тихо, почти без участия голоса; кричать – говорить громко.

Упражнение 32. Подберите синонимы к слову верный, учитывая значение словосочетаний.

Верный друг, верный ответ, верный глаз.

<...>

Упражнение 35. Дополните ряды синонимов-существительных, обозначающих:

а) положительные черты человека: дисциплинированность, ____________, _______________; вежливость, ___________; гостеприимство, _____________;

б) отрицательные черты человека: жестокость, ___________; безучастность, ________; алчность, __________.

Упражнение 36. Расположите синонимы так, чтобы:

  • действие усиливалось: рыдать, плакать, хныкать, реветь;

  • действие уменьшалось: сердиться, беситься, злиться, свирепеть, досадовать;

  • краски становились ярче: синий, голубой, лиловый; желтый, золотистый, лимонный.

Упражнение 37. Укажите различия в значениях синонимов промах – ошибка, жара – зной, мерзнуть – зябнуть. Составьте с ними предложения.

Упражнение 38. В «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой к слову сказать дается ряд синонимов: проговорить, выразиться, промолвить, заметить, бросить, выпалить и много других.
Выбор глаголов речи играет большую роль в текстах с прямой речью, так как они часто не только передают настроение говорящего, но могут подчеркнуть черты его характера.
Прочитайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».

Затрещали деревья, захрустели листья – едет Баба-яга. Василиса встретила ее.
– Все ли сделала? – пробурчала Яга.
– Изволь посмотреть сама, бабушка, – молвила Василиса.
Баба-яга все осмотрела, подосадовала, что не на что рассердиться, и бросила:
– Ну, хорошо.
Потом крикнула:
– Верные мои слуги, смелите мою пшеницу!

Выпишите глаголы речи. Какие из них подчеркивают доброту, почтительность Василисы Прекрасной, какие – злость, сварливость Бабы-яги?

Упражнение 39. Перепишите текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами. Придумайте к тексту заголовок. Вставьте пропущенные знаки препинания.

Олень северное животное. В летнее время оленям в тайге жарко а в горах даже в июле холодно.
Олень как бы создан для северных просторов жесткого ветра длинных морозных ночей. Олень легко бежит вперед по тайге подминает под себя кусты переплывает быстрые реки. Олень не тонет потому что каждая его шерстинка это длинная трубочка, которую внутри наполняет воздух.
Нос у оленя покрыт серебристой шерсткой. Если бы шерсти на носу не было, олень бы его отморозил.

Упражнение 40. Запишите синонимические ряды выделенных слов, учитывая их значение в контексте.

1. Осенние ветры обнажили деревья. 2. Говорливая стайка клестов беззаботно порхает среди тяжелых от снега еловых лап. 3. Было похоже, что где-то совсем близко играла маленькая скрипка. 4. Порывы ветра иногда обрывали звуки загадочной мелодии. 5. Я бережно расправляю собранные листья и вкладываю их между страницами тяжелой книги.

АНТОНИМЫ

<...>

Упражнение 42. Подберите антонимы к словам, обозначающим:

Временные понятия

Пространство, размер

Чувства, характер человека

рано, утро, день, вчера

далекий, длинный, большой

веселый, умный, злой, трудолюбивый, правдивый, скучный

Упражнение 43. Подберите к словам вначале синонимы, затем антонимы.

Образец. Жара – зной – холод.

Мощный, пустой, мрак, торопиться, боязливы, смеяться, робкий, заботливый, мутный, влажный, молодой, подлинник.

Упражнение 44. Прочитайте текст. К выделенным словам подберите антонимы. Выпишите те и другие слова.

Я выглянул в окно. Крыша на сарае серебрилась изморозью. Белый искрящийся налет быстро подтаивал, и с карниза падала веселая, бойкая капель. Сквозь тонкую сетку голых ветвей черемухи безмятежно голубело начисто вымытое небо.

(Е.Носов)


* Значком «++» отмечены упражнения и отдельные задания для учащихся, которые обучаются по учебнику «Русский язык. 5-й класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru