Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №41/2003

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Важные сообщения вдогонку,
или Читатель, сделай сам

Уважаемые читатели, мы должны повиниться перед вами: нам так хотелось поместить статью М.Л. Гаспарова в пушкинском номере, что мы поспешно опубликовали материал «“Осень” А.Пушкина: внимательное чтение» (РЯ № 21/2003г.), правда, честно оговорившись, что он не предназначался автором для печати. Оказалось, что М.Л. Гаспаров тем временем готовил статью для печати и вскоре прислал нам доработанный вариант. Публикуя авторское название, вступление, завершение и список литературы по теме, мы надеемся, что вы не поленитесь соединить их с напечатанным ранее текстом и в очередной раз убедитесь в том, как помогает восприятию текста умное и внятное вступление.
Заодно уж публикуем методические добавления к другому материалу все того же 21-го номера – отрывку из книги Фазиля Искандера, рекомендуемому для изложения в 8–9-х классах

Н.А.ШАПИРО


Подготовка к одному изложению

8 - 9 классы

Готовя девятиклассников к экзаменационному изложению, да и вообще занимаясь с ними развитием речи, учитель испытывает потребность в таких текстах для изложений, которые бы были познавательны, интересны по содержанию и по языку, будили мысль и вызывали желание включиться в обсуждение. Особенной удачей можно считать, если такой текст связан с изучаемым или уже изученным литературным произведением.

Предлагаем в восьмом или девятом классе провести обучающее изложение по фрагменту из повести Фазиля Искандера «Старый дом под кипарисом».

Перед чтением этого отрывка учителю стоит (если это не было сделано раньше) познакомить учеников с фрагментами из эссе М.Цветаевой «Пушкин и Пугачев», например, такими: «В “Капитанской дочке” единственное действующее лицо – Пугачев. Вся вещь оживает при звоне его колокольчика. Мы все глядим во все глаза и слушаем во все уши: ну, что-то будет? И что бы ни было: есть Пугачев – мы есмы».

«Любопытно, что все, решительно все фигуры “Капитанской дочки” – каждая в своем направлении – контрфигуры Пугачева: добрый разбойник Пугачев – низкий злодей Швабрин; Пугачев, восставший на царицу, – комендант, за эту царицу умирающий; дикий волк Пугачев – преданный пес Савельич; огневой Пугачев и белорыбий немецкий генерал, – вплоть до физического контраста физически очаровывающего нас Пугачева и его страшной оравы (рваные ноздри Хлопуши). Пугачев и Екатерина, наконец. И еще любопытнее, что пугачевская контрфигура покрывает, подавляет, затмевает – все. Всех обращает в фигурантов».

Если учитель сочтет нужным, он может рассказать ученикам и о том, каким представал Савельич в сочинениях некоторых пишущих о «Капитанской дочке». Так, Ф.Сологуб в статье «Старый черт Савельич» (1907) писал: «...гнусный, но несомненно подлинный Савельич. Усердный холоп, “не льстец”, верный своим господам, гордый ими, но способный сказать им в глаза, с холопскою грубостью, которую господа простят, и слова правды, направленные всегда к барскому, а не к своему интересу. Ведь потому-то господа и прощают грубость старого холопа Савельича, что она вся для господской выгоды».

(Цит. по книге: М.И. Гилельсон, И.Б. Мушина. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1977)

Учитель сам решит, стоит ли включать в текст для изложения последний абзац. Если его читать ученикам, нужно поинтересоваться, понимают ли они, о каком «милом, еще кудрявоволосом барчуке» идет речь (для нынешних детей совсем не очевидно, что это маленький Ленин, а не маленький Пушкин, например) и в какие годы разворачивается действие повести Искандера.

После того как ученики письменно перескажут текст, им предстоит еще высказаться по поводу поднятых в нем проблем. Можно просто предложить им написать, что они об этом думают. Но тогда может получиться, что девятиклассники отделаются двумя-тремя общими предложениями о том, что все точки зрения имеют право на существование, а крайностей надо избегать. Это не слишком-то интересно. Лучше, если учитель подскажет куда более плодотворный путь: вспомнить, что пишущий думал о Пугачеве и Савельиче до знакомства с отрывком из повести Искандера, и разобраться, изменилось ли его личное восприятие пушкинских героев теперь и как оно соотносится с только что услышанным.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru