Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №41/2003

ПОДСПОРЬЕ

Н.ШАПИРО


Диктант со словарем,
или Эффект оптической иллюзии

На письменном экзамене и в 9-м, и в 11-м классе разрешается пользоваться орфографическими словарями. Но нередко нашим ученикам и это не помогает. Во-первых, бывает, что они без колебаний пишут слово с ошибкой и не считают нужным проверять себя по словарю, а во-вторых, не могут найти в словаре слово, если не знают, с какой буквы оно начинается (так, одна девятиклассница, искавшая слово аллегория на букву о, утверждала, что оно в словаре не представлено). Так что тренировка нужна и здесь.
Предлагаем очень трудный с орфографической точки зрения текст. Он взят из «Краткой истории искусств» Н.Дмитриевой. Этот текст можно предложить в качестве диктанта в сильном девятом классе или в 10–11-м. Очень хорошо было бы совместить полезное с полезным и, прежде чем диктовать, показать ученикам изображения некоторых римских зданий XVIII в. Ученики во время диктанта могут выписывать на черновик трудные слова, чтобы потом проверить их по словарю, – на это отводится специальное время. На одном уроке можно успеть записать только одну часть, а вторую уместно использовать на завершающем этапе работы над ошибками. (Но непривычные, малознакомые или незнакомые слова на слух воспринимаются с трудом, и будьте готовы к тому, что вы увидите в тетрадях фантастические вариации на продиктованную тему; один мой ученик, например, так и сдал работу с названием «Римская бородка». А другой записал нелепую фразу, впрочем, не лишенную смысла: «Эффект оптической иллюзии – любимейший эффект воров».)

Римское барокко

Ватикан. Скульптуры Бернини

XVII век – эпоха театрализованных церемоний, высокопарных од, витиеватых речей, длинных титулов, длинных париков, аллегорий и гипербол в поэзии, тяжеловесно-затейливого остроумия, эмблем и метафор. Писатель Марино говорил, что поэту, не способному удивлять, остается только взять скребницу и отправиться на конюшню. Тезауро, теоретик барокко, учил: «Для того чтобы проявить остроумие, следует обозначать понятия не просто и прямо, а иносказательно», – и приводил пример того, как на одиннадцать разных ладов можно метафорически выразиться о звездном небе. Он говорил, что поэт, играя метафорическими образами, сопоставляя, уподобляя, намекая, подобен искусному иллюзионисту.
Фасады барочных церквей уже не имеют никакой связи с планом зданий. Перед нами буйство изогнутых, пересекающихся, переливающихся каменных масс, потерявших свою каменность и как будто получивших свойства вязкого пластичного материала; это впечатление еще усиливается, если смотреть на фасад под определенным углом (а постройки барокко именно и рассчитаны на восприятие в ракурсе). Еще эффектнее интерьеры зданий барокко. Они переполнены скульптурой, главным образом аллегорическими группами из множества возбужденных, патетических фигур, и глазу зрителя трудно выделить отдельные фигуры, да и не нужно: каждая интересна не сама по себе, а как составной элемент целого, группы. Так же невозможно зрительно расчленить и разглядеть десятки и сотни фигур, написанных на плафонах: они летают, вьются, запрокидываются и жестикулируют в иллюзорном небе, разверзающемся над храмом.

(204 слова)

Эффект оптической иллюзии – любимейший эффект барокко. И здесь проявляется много изобретательной фантазии. Знаменитый зодчий и скульптор Лоренцо Бернини так спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, что она снизу кажется гораздо длиннее, чем есть на самом деле, потому что кверху она сужается, свод становится ниже, колонны меньше по размеру и промежутки между ними теснее. Когда на верхней площадке лестницы во время торжественных церемоний появлялся папа римский, его фигура благодаря ложной перспективе казалась снизу неожиданно большой и поэтому величественной. Тут было много театральности. Римское барокко проникнуто духом зрелищного ансамбля, оно соединило архитектуру, скульптуру и живопись в многоголосый хор, приобщив к нему и природу, сделав и ее театральной: вокруг загородных дворцов и вилл были разбиты великолепные парки, спускавшиеся террасами с холмов, украшенные гротами и каскадами фонтанов. Мастера создали целую архитектуру фонтанов и в самом городе, извлекая восхитительные эффекты из союза скульптуры с водой. Блестящее, поражающее, импозантное – вот пафос и стихия римского барокко.

(150 слов)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru