Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №45/2003

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Е.И. КОЛЧИНА,
г. Москва


«Язык неистощим в соединеньи слов...»

Исследование соответствия выбранных языковых средств данной речевой ситуации

6 класс

Цель урока. Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической сочетаемости слов; обобщить, систематизировать знания учащихся о том, что языковые средства выбираются в зависимости от стиля, от конкретной речевой ситуации.

Оформление кабинета, обеспечение учащихся дополнительной литературой.

1. На доске: записано высказывание А.Пушкина: «Язык неистощим в соединеньи* слов...».
2. Раздаточный материал с текстом стихотворения А.Фета «Я тебе ничего не скажу» (1885 г.) и с заданиями № 1, 2, 3.
3. На доске записаны строки из стихотворений С.Есенина.

Плачет у окошка пасмурная вьюга.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Проплясал, проплакал дождь весенний.

4. На доске записаны 5 слов: цветы, сердце, спать, цвести, ночной.

ХОД УРОКА

Перед началом урока класс делится на три группы, форма работы – индивидуально-групповая.

1. Обсуждение учениками высказывания А.Пушкина «Язык неистощим в соединеньи слов...».

(Предполагаемые ответы детей:

  • Для выражения своих мыслей человек использует различные слова, а также мимику, жесты.

  • В зависимости от цели высказывания выбираются форма речи и средства связи слов (смысловые, грамматические), которые помогли бы достигнуть цели.

  • Разные речевые ситуации требуют своих правил, и одни и те же слова могут пригодиться несколько раз.

  • Ситуаций много – много целей – много задач – много разных мыслей, так как нет одинаковых людей, – язык неистощим в соединении слов.

  • Соединяя определенным образом слова, мы строим предложения, при помощи которых выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами. Чтобы точно выразить свою мысль, мы подбираем нужные слова. Лексическое значение слова должно соответствовать цели речи.)

2. Учитель. Ваши рассуждения верны. Знаете ли вы, что языковед А.М. Пешковский указывал, что предложение, состоящее из пяти слов, допускает 120 вариантов в зависимости от перестановки.
Беретесь проверить?
На доске написаны пять слов: цветы, сердце, спать, цвести, ночной. Составьте несколько предложений с этими словами. Вспомним сначала, что такое предложение.

Предложение – это слово или сочетание слов, грамматически организованное и обладающее смысловой и интонационной законченностью.

Составляя предложения, мы можем изменить форму слов; образовать от данных слов с помощью приставок и суффиксов новые слова (даже другой части речи) и использовать служебные слова – предлоги, союзы, частицы; менять порядок слов.

Ученики приступают к работе по группам.
Вот примеры получившихся предложений.

1. Ночью цветут цветы и сердце не спит.
2. Сердце засыпает, когда расцветают ночные цветы.
3. Не спится сердцу, если цветы ночные цветут.
4. Ночные цветы засыпают, а сердце расцветает.

Мы видим, что почти из одних и тех же слов можно построить разные предложения.

3. Теперь прочитайте стихотворение А.Фета, затем мы попросим кого-нибудь прочитать это стихотворение вслух, а все остальные послушают внимательно.
– Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? О чем оно? (Стихотворение о чувствах лирического героя, о его мыслях, переживаниях.)
– С помощью каких слов лирический герой выражает свои чувства?

(Ответы детей:

  • Глаголы выражают чувства, состояния (не скажу, не встревожу, не решусь, слышу, дрожу).

– Попытайтесь определить, какие еще изобразительные средства использует поэт.

  • Стилистический прием – анафора (я тебя..., я тебе... и повтор двух начальных строк в самом конце стихотворения).

  • Инверсия (спят цветы, раскрываются тихо листы, веет вьюгой ночной).

  • Средства, характерные для художественного стиля речи: эпитет (усталая грудь), метафора (цветет сердце).)

4. Теперь поработаем и мы с выразительными средствами языка. Будем работать по группам, а потом сравним результаты. Выполните задания № 1, 2, 3 (по номеру группы).
Прочитайте все, что у вас получилось, а самое удачное предложение каждой группы запишем на доске.
Как вы думаете, удалось вам, используя знание законов русского языка, передать свои чувства и мысли и подтвердить таким образом высказывание А.С. Пушкина?

5. Теперь еще раз посмотрите на доску: на ней рядом с вашими предложениями написаны три предложения с теми же глаголами. Эти строки сочинил поэт Сергей Есенин. Похоже? (Ответы детей. Что-то похоже, а что-то нет.)
Выберите одно из этих трех предложений и напишите связный текст (это могут быть рассказ или сказка, случай, стихотворение, песенка, письмо, подслушанный разговор и т.п.). Но вам придется соблюсти несколько условий: метафора должна раскрыться, развернуться, реализоваться; действующими лицами вашего текста будут вьюга, березки или дождь; а время и место действия вам подскажут эпитеты (пасмурная, сонные, шелковые, весенний).
Послушаем несколько связных текстов. Подведем итог: чем мы сегодня занимались?

(Ответы детей:

1. Мы еще раз убедились в том, что одни и те же слова можно употреблять в различных речевых ситуациях.

2. Составляя предложение, мы задумываемся о смысловой и грамматической связи слов. Помним о правилах соединения слов в речи.

3. В зависимости от цели речи мы выбираем разные средства языка.)

Задание на дом

Отредактируйте составленный вами текст и запишите его. Вспомните о том (в 5-м классе мы говорили об этом), что Л.Н. Толстой по многу раз переписывал предложения, совершенствуя их и добиваясь точного выражения своей мысли.

Приложение

* * *

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь
Веет вьюгой ночной... я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

(А.А. Фет)
1885

Задание 1

1. В первой графе таблицы напишите синонимы к глаголу плачет.

2. Во второй графе напишите существительные (одушевленные и неодушевленные), при этом каждое существительное должно сочетаться с глаголом первой графы.

3. В третьей графе напишите прилагательные, которые, в свою очередь, будут сочетаться (по смыслу) с существительным второй графы.

Таблица 1

Синонимы к глаголу

Существительные

Прилагательные

Плачет

4. Из записанных по горизонтали слов составьте предложения.

___________________________________________________________

К.МОНАКОВА

Синонимы: плачет – завывает – рыдает.
Существительные: осень, волк, девочка.
Прилагательные: золотая, серый, несчастная.

1) Плачет золотая осень опадающими и стелющимися листьями, а за этим наблюдает красавица луна. 2) Серый волк завывает, глядя на прекрасную холодную луну. 3) Читая письмо, несчастная девочка рыдает.

С.ФЕДОРОВ

Синонимы: воет, ревет, завывает, прослезится.
Существительные: ветер, вьюга, волк, мужчина.
Прилагательные: злой, зимняя, голодный, старый.

1) Холодной ночью воет, ревет злой ветер в печной трубе. 2) Плачет зимняя вьюга. 3) Голодный волк завывает в дремучем лесу под холодной луной. 4) Старый мужчина прослезился, увидев, как маленькие детишки весело играют в песочнице.

Задание 2

1. В первой графе таблицы напишите синонимы к глаголам проплясал, проплакал.
2. Во второй графе напишите существительные (одушевленные и неодушевленные), при этом каждое существительное должно сочетаться с глаголом первой графы.
3. В третьей графе напишите прилагательные, которые, в свою очередь, будут соответствовать существительным второй графы.

Таблица 2

Синонимы к глаголу

Существительные

Прилагательные

Проплясал

Проплакал

4. Из записанных по горизонтали слов составьте предложения.

___________________________________________________________

Е.КЛИМАЧЕВА

Синонимы: протанцевала, прорыдал, завывала.
Существительные: девушка, мальчик, метель.
Прилагательные: красивая, маленький, злая.

1) Красивая девушка протанцевала всю ночь с молодым человеком. 2) Маленький мальчик целый час прорыдал на улице. 3) Злая метель завывала всю ночь. 4) Она проплакала весь вечер, уткнувшись в подушку. Солнечный зайчик проплясал по стене.

Задание 3

1. В первой графе таблицы напишите синонимы к глаголам улыбнулись, растрепали.
2. Во второй графе напишите существительные (одушевленные и неодушевленные), сочетающиеся с глаголами первой графы.
3. В третьей графе напишите прилагательные, которые, в свою очередь, будут соответствовать существительным второй графы.

Таблица 3

Синонимы к глаголу

Существительные

Прилагательные

Улыбнулись

Растрепали

4. Из записанных по горизонтали слов составьте предложения.

___________________________________________________________

Р.КУЗНЕЦОВ

Синонимы: рассмеялись, разлохматили.
Существительные: люди, елка, ветер.
Прилагательные: добрые, пушистая, озорной.

1) Добрые люди рассмеялись. 2) Разлохматила пушистая елка свои иглы. 3) Озорной ветер растрепал черные как смоль волосы мальчика.


* Слово приводится в принятом ранее написании.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru