Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2004

ИНФОРМАЦИЯ

Руководитель Департамента
общего и дошкольного образования МО РФ
А.В. БАРАНННИКОВ


О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов

общеобразовательных учреждений Российской Федерации по русскому языку и литературе в 2003/2004 учебном году

В соответствии с «Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.02.03 № 03-51-17 ин/13-03) письменный экзамен выпускников 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе в 2003/2004 учебном году будет проводиться в форме сочинения или изложения с творческим заданием. Проведение письменного экзамена по русскому языку и литературе будет осуществляться по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в комплекты. Экзаменационные материалы основываются на обязательных минимумах содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99).

При подготовке экзаменационных материалов будут учтены замечания и предложения, высказанные в письмах из органов управления образованием 52 субъектов Российской Федерации: количество тем, сформулированных по произведениям, которые изучаются обзорно, будет сокращено, сложные цитатные темы будут заменены более простыми, в каждом комплекте будут предусмотрены темы различного уровня сложности.

«Перечень тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году» будет опубликован в третьей декаде марта 2004 года. «Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году» – во второй декаде мая 2004 года. Эти материалы будут отправлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации электронной почтой и размещены на сайте Минобразования России в Интернете (www.informika.ru).

Темы сочинений для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004 учебном году будут сгруппированы в 60 комплектов (по 5 тем в каждом комплекте).

Каждый комплект будет формироваться в соответствии со следующей структурой:

1. Анализ стихотворения поэта XIX–XX века или анализ эпизода из художественного произведения русской литературы XIX–XX века (эпизоды указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении (автор, произведение указаны).
3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная с философскими, нравственными, социально-общественными понятиями (указан XIX или XX век; произведение русской литературы выбирает учащийся).

Приложение: «Образцы комплектов тем сочинения» на 1 л.

Приложение

 

Образцы комплектов тем сочинений

Комплект № 1

1. Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)1.

2. «...Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, – подлинный черт, подлинный провокатор жизни» (А.Белый).

3. а) Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

б) Пейзаж в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

4. Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

5. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

Комплект № 2

1. Стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение А.А. Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли...» (восприятие, истолкование, оценка).

2. За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

3. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина2.

4. Раздумья о Человеке в пьесе М.Горького «На дне».

5. «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир...» (И.С. Никитин) (По одному из произведений русской литературы XX века.)


1 Некоторые темы, включенные в «Перечень...», выпускник школы с родным (нерусским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант, такие темы даны в «Перечне...» под одним номером.

2 Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2–3 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1–2 произведений. (Их число может быть увеличено по усмотрению выпускника.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru