Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2004

Я ИДУ НА УРОК

Л.Г. ЗАЗУЛИНА,
г. Оренбург


Стилевое разнообразие текста

Конспект урока по развитию речи

7 класс

Иван Шишкин Корабельная рощаТема урока: «Развитие речи. Повторение изученных в 6-м классе стилей и типов речи». (2 часа)

Цель урока: совершенствовать речевую практику учащихся в использовании разных стилей и типов речи в одном тексте.

Оборудование: фонограмма с записью пения птиц в лесу летом; рабочие тетради по развитию речи, выставка репродукций с картин И.И. Шишкина и Ф.А. Васильева («Лесная глушь» (1872), «Корабельная роща» (1898), «Дубовая роща» (1887), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Цветы на опушке», «Дождь в дубовом лесу» (1891) и «Болота в лесу. Осень» (1873).

ХОД УРОКА

Начало урока.

Вступительное слово учителя о теме и цели урока. Смысловую тему («Что за чудо этот лес! Полон сказок и чудес...» (Л.Татьяничева) ученики определяют самостоятельно, прослушав фонограмму. Итак, мы будем говорить о лесе, его тайнах и загадках. Свое слово о нем сказали и поэты, и писатели, и художники, и композиторы. Сегодня настала ваша очередь.

– Много ли «лесных» слов вы можете назвать?

Первый этап. «Погружение» в тему.

(Задание № 5 в рабочей тетради по развитию речи. См. газету «Русский язык» № 43, 44/2002.)

Выразительно прочитайте отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза», выпишите «лесные» слова, постарайтесь объяснить их лексическое значение.

Диктант («лесные» слова)

Глухомань, глушняк, дремучий, замшелый лес, чаща, бурелом, йодистый запах прели и гнилых пней, зеленоватый сумрак, корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, мшары, гари, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, порубка, живица, просека, кондовая сосна, дубрава, чернотал.

– Найдите соответствия этим словам на репродукциях с картин И.И. Шишкина и Ф.А. Васильева. Внизу под репродукциями закрепляются карточки со словами диктанта. Уточняются значения отдельных слов.

Второй этап. Повторение: деловой стиль.

(Рабочая тетрадь по развитию речи. Задание № 1.)

Дополнительные грамматические задания:

а) Объясните, как проверить безударные окончания прилагательных и причастий.
б) Определите спряжение глаголов.
в) Подберите проверочные слова к словам с безударной гласной в корне. Выпишите (на доске и в тетради) слова с безударной гласной, не проверяемой ударением.
г) Сделайте морфемный разбор глаголов.

А теперь подумайте: в каком из стилей неуместны эти слова?
Назовите признаки делового стиля, воссоздав речевую ситуацию.
Напишите текст телеграммы дятла. О чем она? Кому предназначена? (Задание № 11.)

Третий этап. Повторение: художественный стиль. Описание.

(Рабочая тетрадь по развитию речи. Задание № 3 «...словам просторно».)

Сформулируйте несколько вопросов, уточняя текст К.Г. Паустовского. Например:

– Почему запахи набегали волнами? (Был порывистый ветер.)
– Почему так насыщен воздух леса? (Это не просто запах леса, но и реки или озера (кувшинки), солнечных полян и глухомани.)
– Как относится автор к лесу?

Напишите изложение-миниатюру с элементами сочинения по этому тексту. В каком стиле вы создадите миниатюру? Назовите признаки художественного стиля. Определите тип речи.

Четвертый этап. Повторение научно-популярного стиля.

(Рабочая тетрадь по развитию речи, текст № 4.)

Выразительно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, при необходимости проверьте себя по тестам-ключам.
Назовите слова-термины, встретившиеся в этом тексте. Какие еще языковые особенности отличают научно-популярный стиль?
Перескажите текст, сохраняя все признаки научно-популярного стиля.

Пятый этап. Повторение: разговорный стиль. Повествование.

(Рабочая тетрадь по развитию речи, текст № 3 – «Лесной разговор».)

Выразительно прочитайте текст. Докажите, что это – повествование, указав экспозицию, завязку, кульминацию, развязку в нем. Назовите языковые особенности разговорного стиля (обиходно-бытовая лексика, стилистически окрашенные междометия и частицы и т.д.).
Запишите диалог деревьев, сохраняя в нем признаки разговорного стиля.

Шестой этап. Повторение: рассуждение.

Используя материалы, услышанные на уроке, расскажите, почему любите лес вы. Итак, «Я люблю русский лес...». Устное сочинение.

Седьмой этап.

Домашнее задание

Используя материалы рабочей тетради по развитию речи – задание № 10 или № 15, напишите творческую работу. Это итог всей нашей работы в классе.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru