Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2004

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

С.Я. ЯНОВСКАЯ,
г. Москва


Лингвистическая игра по теме «Лексика»

6 - 7 классы

1. Что обозначают следующие диалектные слова, употребляющиеся в разных областях России?

1) Студенец, кипун, криница (родник, ручей, ключ);
2) дрягва, мшара, лягва, зыбун, моховище, качь (болото);
3) большак, шлях, зимник, стежка, путик, объездок (дорога, тропа);
4) ливник, заливень, полива, поплавень, проливень, окатный (сильный дождь);
5) куржевень, ивень, окидь, обмороз, врасенец (иней).

[Каждое слово – 1 балл.]

2. Вспомните как можно больше пословиц, включающих слова-антонимы, например: Правой рукой строит, а левой разрушает; Кто хочет много знать, тому и мало спать.

[Каждая пословица – 1 балл.]

3. Дайте толкование фразеологизмов и нарисуйте картинку, изображающую этот фразеологизм, понятый буквально.

1-я команда: днем с огнем не сыщешь.
2-я команда: держать в ежовых рукавицах.

4. Интересно происхождение фразеологизмов. Например, фразеологизм казанская сирота появился так. После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой.
Выскажите предположения о том, как сложились следующие фразеологизмы, и дайте их толкования.

1-я команда: дело в шляпе, крокодиловы слезы, откладывать в долгий ящик.
2-я команда: спустя рукава, жить на широкую (большую) ногу, чучело гороховое.

[Каждый верный ответ – 2 балла; интересная версия – 1 балл.]

Крокодиловы слезы – притворные слезы, неискренние сожаления. Когда крокодил заглатывает свою жертву, он плачет, но не от избытка чувств, а от избытка солей, которые скапливаются у него в организме и выходят через протоки, расположенные у самых глаз.

Жить на широкую (большую) ногу – богато, роскошно, не стесняясь в средствах. Это выражение связано с тем, что в XIV столетии в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак дворянина был в полтора фута (45 см), башмак барона – в два фута (60 см), а башмак князя – в два с половиной фута (75 см). По башмаку можно было узнать самого знатного.

Дело в шляпе – о деле, уже почти законченном, за исход которого нечего опасаться. От обычая метать жребий, который чаще всего клали в шапку и тянули оттуда. Другая версия: в старину все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. Для безопасности важные бумаги, «дело» зашивали за подкладку шляпы или шапки.

Долгий ящик – отложить на неопределенно длительное время. При царе Алексее Михайловиче существовал такой порядок: просьбы и жалобы, обращенные к царю, опускали в специальный ящик, прибитый к столбу возле дворца в селе Коломенском под Москвой. В те времена все документы писали на бумаге, свертываемой в виде свитка. Свитки эти были длинными, поэтому и ящик был длинный, или, как тогда говорили, долгий. Но ответ просители обычно получали не скоро.

Спустя рукава – трудиться неохотно, небрежно. Старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать.

Чучело гороховое – о человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем всеобщие насмешки. Исстари так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях.

5. Представьте (разыграйте в виде пантомимы) фразеологизм. Вторая команда должна его отгадать. Дайте толкование фразеологизма команды противников.

1-я команда: вешать лапшу на уши.
2-я команда: брать быка за рога.

[3 балла – показ; 1 балл – отгадка.]

6. Напишите рассказ о дне школьника, включив в него как можно больше фразеологизмов.

[5 баллов.]

7. «Оденьте» человека, используя только:

1-я команда: устаревшие слова.
2-я команда: заимствованные слова.

[Каждое слово – 0,5 балла.]

8. Назовите части тела, лица человека с помощью устаревших слов.

[Каждое слово – 0,5 балла.]

9. Слова одной части речи, одинаково звучащие и пишущиеся, но разные по лексическому значению, называются омонимами. Если такие слова являются разными частями речи, но звучание и написание каких-либо их форм совпадает, то это омоформы (дождь косой, косить косой). Омофоны – слова, одинаково звучащие, но по-разному пишущиеся (лет до ста расти нам без старости). Поэты часто используют эти слова, иногда слагая при этом каламбуры (игра слов), например:

Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.

(Д.Минаев)

Сочините свое стихотворение, используя возможности таких слов. В помощь предлагаются следующие слова (на выбор):

Бокс

– вид спорта;
– мужская стрижка (подстричь под бокс);
– палата для изолированного содержания больного.

Заставлять

– принудить кого-то что-то сделать;
– загородить, закрыть чем-нибудь поставленным.

Повод

– предлог, причина;
– ремень, узда.

Надуть

– например, шар;
– обмануть.

Охота

– например, на уток;
– чего-то хочется.

Можете использовать свои слова.

[5 баллов.]

10. Выберите один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу. Подчеркните его.

Уже (темнело, вечерело), когда Герасим (возвращался, шел обратно). По его (усталому, измученному, изнуренному) виду, по неверно_ (поступи, шагу), по запыленному (костюму, платью) его можно было (думать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он (стал, задержался) (возле, напротив) (господских, помещичьих) окон, (осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь (прислуги, челяди), отвернулся и промычал еще раз: «Муму».

[3 балла.]

11. Неологизмами называются новые слова, возникающие в языке. Но некоторые писатели и поэты сами придумывают слова. Какие слова придумал М.Яснов и как они у него получились? (Выпишите и объясните.) Придумайте таким же способом три своих слова.

ЧУДЕТСТВО

В чудетство откроешь окошки –
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет веселютик у речки,
И звонко поют соловечки,
А где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом...
Мы с ними в чудетство скорее войдем –
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть-заглядеться:
Что там за окошком? Чу!.. Детство!

[1 балл за каждое удачно придуманное слово.]

12. Другой способ создания неологизмов – появление у известного слова нового значения. Можно придумать смешное значение, например:

Привратник – тот, кто любит приврать.
Мимоза – девочка, проходящая мимо.
Придумайте свои значения для известных слов:

1-я команда: волнушка, крахмал, насупиться.
2-я команда: сорванец, циркуль, прислониться.

Если сможете, найдите сами в русском языке слово, которому можно придумать шутливое толкование.

[Каждое слово с удачным объяснением – 2 балла,
1 балл – не очень удачное объяснение;
свое слово – 3 балла.]

Вопросы для зрителей

1. Дайте толкование фразеологизмов:

  • На птичьих правах – временно, незаконно.

  • Собаку съел – приобрел опыт, навык в чем-либо.

  • С иголочки – совершенно новый, только что сделанный, изготовленный.

  • Сказка про белого бычка – бесконечное повторение одного и того же.

  • Как с гуся вода – совершенно безразлично, все нипочем, ничего не действует.

2. Дайте толкование фразеологизмов. Как говорят о человеке:

  • который часто меняет свои решения – семь пятниц на неделе;

  • которого трудно заставить поверить чему-либо – Фома неверующий;

  • кротком, безобидном, добром – мухи не обидит;

  • робком, скромном, незаметном – тише воды, ниже травы;

  • который чувствует большую неловкость – готов сквозь землю провалиться;

  • очень болтливом – язык без костей;

  • который испытывает чувство сильного испуга, ужаса – волосы дыбом становятся.

3. Кто подберет больше фразеологизмов со словом нос? Дайте их толкование.

Задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, встретиться носом к носу, клевать носом, не видеть дальше своего носа, боится нос показать, не показывать носа, остаться с носом, держать нос по ветру.

4. В русском языке много фразеологизмов, которые обозначают высшую степень различных признаков. Назовите их по толкованию.

Очень

  • беречь – как зеницу ока;

  • любить – души не чаять, на руках носить;

  • ругать – на чем свет стоит;

  • сильно краснеть – до корней волос;

  • крепко спать – как убитый, без задних ног;

  • быстро скакать – во весь опор;

  • быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову;

  • смеяться – кататься со смеху, животики надорвать;

  • громко кричать – во все горло;

  • промокнуть, промерзнуть – до костей;

  • хорошо знать – как свои пять пальцев.

5. Закончите фразеологизм и дайте его толкование:

на одно
чужими руками
кто в лес,
как снег
мастер
черным

лицо
жар загребать
кто по дрова
на голову
на все руки
по белому

Использованы некоторые материалы из книги А.Т. Арсирия «Занимательные материалы по русскому языку» (М.: Просвещение, 1995) и Н.Н. Соловьевой «Необычное словообразование» (М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”», 1998).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru