Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.А.ШАПИРО


Полезные мелочи

На этот раз нашу копилку пополняют учителя с Чукотки. Вот что написала Людмила Александровна Худолеева, учитель русского языка и литературы и директор школы поселка Эгвекинот Иультинского района: «В школе работаю 29 лет, за это время накопила много таких “штучек”, которые помогают в объяснении трудностей русского языка, оживляют урок и скучности делают интересными. Многое из того, что использую в своей практике, взято из опыта работы других учителей, что-то придумываю сама и с удовольствием делюсь с коллегами, так как знаю, как это трудно – сделать урок русского языка простым и интересным». Представляем «штучки» Людмилы Александровны и ее коллеги из школы № 1 г. Анадыря Нины Михайловны Лебедевой.

1. Всегда с тобой

Рассказывает Людмила Александровна Худолеева: «Использую любой подручный материал. А то и руку – всегда с тобой. Представь, что палец – это грамматическая основа предложения. Сколько грамматических основ нашел в предложении, столько пальчиков и покажешь. А промежуток между ними – это запятая. Легко посчитать, сколько запятых должно быть в предложении».

2. Рисуем с удовольствием

Чукотские учителя не сговариваясь рассказали о веселых табличках. Людмила Александровна: «При изучении правописания ь в окончаниях глаголов рисуем с детьми двоечку с веселым личиком – это глагол 2-го лица, а дальше все просто: в окончаниях глаголов 2-го лица пиши ь ».

 

А теперь слово Нине Михайловне Лебедевой: «При изучении темы “Морфологический разбор имени существительного” в 5-м классе использую цветик-шестицветик (по числу признаков этой части речи). Дети рисуют цветок и получают удовольствие от того, что на уроках русского языка! в тетради!! можно рисовать и даже раскрашивать (лепестки разноцветные). К этому рисунку обращаемся всякий раз, выполняя морфологический разбор имени существительного».

3. Пишу и зачеркиваю

Делится опытом Н.М. Лебедева: «При работе над сочинением – описанием комнаты – на доске записываю глаголы:

стоять,
лежать,
находиться,
располагаться,

– а затем зачеркиваю их и говорю, что эти глаголы запрещено употреблять. Недоумение детей перерастает в поиск. Результат: “Нога утопает в ковре” (вместо ковер лежит), “С полки шкафа улыбаются книжки” и т.д.».

Перечитывая уже собранный материал, мы обратили внимание на то, какие слова в нем наиболее часты. Кроме использую, это веселый, с удовольствием. Мы не сомневаемся, что учительницы, представленные в сегодняшней рубрике, именно так и ведут уроки – легко, весело, с удовольствием, доставляя удовольствие своим ученикам. Редакция благодарит своих чукотских коллег за то, что они еще раз напомнили всем нам: преподавание русского языка – это не только труд и ответственность, но и радость.

 

Рейтинг@Mail.ru