Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2004

НАША ПОЧТА

Письма о «Русском медвежонке»-2003

Третий год подряд наша газета публикует материалы популярной олимпиады по лингвистике «Русский медвежонок». Недавно мы получили письма участников олимпиады – шестиклассников гимназии № 18 из подмосковного Королева. Нам кажется, что детские отклики могли бы заинтересовать не только организаторов конкурса, но и всех тех, кто еще по каким-либо причинам не знает об этой новой олимпиаде для школьников.

Языкознание действительно для всех

Олимпиада «Русский медвежонок – языкознание для всех», на мой взгляд, очень необычна. В устах школьников, еще не побывавших на «Русском медвежонке», слово олимпиада звучит как нечто созданное для отличников, и у троечников создается впечатление, что попасть туда – совершенно невозможное дело. Но, побывав на олимпиаде и увидев, сколько ребят на нее пришло, я убедилась, что это языкознание действительно для всех. Хотя некоторые задачи совершенно не относятся к языкознанию – например, про футболиста Петю. И это тоже необычно и здорово!
В основном все задания интересные, но мне кажется, что авторам не следовало бы делать одинаковые задания для третьих–пятых, шестых–седьмых классов, поскольку некоторые слова, такие, как фразеологизм и гипотенуза, мне, например, были непонятны. Как говорится, мы это еще не проходили.
Почти все задачи можно решить логическим путем, что мне, человеку с математическим складом ума, очень понравилось. Кстати, те задания, которые остались нерешенными, можно ради интереса решить дома: ведь листок с заданиями можно взять с собой, оставить для тренировки и на память. И это еще один плюс этой замечательной олимпиады.
Я советую всем ребятам поучаствовать в «Русском медвежонке», чтобы испытать свои знания, смекалку и логику.

Диана ВОЛКОВА

 «Говорю» по-турецки

В олимпиаде «Русский медвежонок» есть легкие и сложные задания. Некоторые из них на теорию, а некоторые на сообразительность. Мне очень нравятся задания на «самосоставление» слов на каком-нибудь языке. Не зная самого языка, вдруг догадываешься, как по-турецки (или по-казахски, или еще как-нибудь) будут слова люди, двадцать островов и др. Мне бы хотелось побольше решать таких задач.
А не нравится мне то, что олимпиада долго проверяется и бывает только раз в году. Я долго жду ответа. Но вот он приходит. На красивой открытке, на которой сообщается мой результат. А в придачу я получаю еще и значок участника олимпиады. Правда, я еще ни разу не стала победителем, но это, по-моему, не столь важно. Интересно участвовать в самой олимпиаде, проверить свои знания и понять, над чем еще надо поработать.

 Даша МАХОВА

Стоит немного подумать

Если говорить о заданиях, то некоторые были сложными, а некоторые – совсем легкими. Вот, например, задание 1 для 6–7-х классов: из шести заглавных букв русского и латинского алфавита (В, М, Р, Н, Т, К) нужно было выбрать те, которые обозначают совпадающие согласные звуки. Сначала оно мне показалось очень трудным. Но когда я принесла листок с заданиями домой и хорошенько подумала, то оказалось, что оно совсем легкое.
В общем, стоит немного подумать – и любое задание можно решить.
В этой олимпиаде я участвовала не для того, чтобы занять призовое место (у меня вообще-то четверка по русскому), а чтобы попробовать свои силы. А еще мне захотелось пойти на олимпиаду в следующем году.

Яна ЦЫГАНКОВА

 Не хватает задач про медведей

«Русский медвежонок» – это олимпиада по русому языку, и никакого отношения к медведям она не имеет.
Я считаю, что это очень познавательная олимпиада. И, по-моему, самые интересные задания – в конце. Например, мне очень понравилось задание № 28:
«Даны турецкие слова и словосочетания, а также их переводы на русский язык:
Ada – остров, аdalar – острова, iki tas – две чашки, adam – человек, otuz adam – двадцать человек, taslar – чашки.
Как по-турецки будет: двадцать островов, люди?»
Я думаю, что otuz adalar, adamlar.
Еще интересными оказались ребусы – их не только нужно отгадать, но и ответить, к примеру, на вопрос: Какой термин не имеет отношения к изучению языка? Таким образом, это не просто ребусы, а ребусы с хвостиком – с заданием, то есть ребусы в квадрате.
Я думаю, что олимпиада оправдала бы свое название, если бы в каждом комплекте было хоть одно задание, связанное с медведями. Но и без медведей она просто замечательная!!!

София БОРИСЕНКО

 Нужно быть внимательным

Я уже дважды участвовала в олимпиаде «Русский медвежонок». Это интересный и познавательный конкурс. На олимпиаде строгие правила: надо зашифровать свое имя, фамилию, класс, причем обязательно черной гелевой ручкой, а потом еще и обвести правильный ответ в каждом из 30 заданий. Кто ошибется, снимается с соревнования, потому что работу проверяет компьютер. Так что нужно быть очень внимательным. Это, конечно, требует дополнительного напряжения, но зато облегчает работу проверяющим.
Перед олимпиадой у нас было время немного потренироваться. Мы взяли прошлогодние задания и решали их все вместе. Всем хотелось решить все задания до одного, но не получалось. И тогда мы проверяли себя по ответам, напечатанным в газете. Кстати, от нашего класса было больше всего учеников – полкласса!
Участвуйте в «Русском медвежонке»! Вдруг вы победите? А победа – это всегда здорово!

Света ШТАНОВА


 P.S. ЗАДАНИЯ С МЕДВЕДЯМИ

Об олимпиаде «Русский медвежонок» я, как и многие другие, впервые узнала из газеты «Русский язык». В 2002 году идеей участвовать в конкурсе заразилась сначала наша школа, а уже в следующем году – благодаря помощи городского методобъединения и созданию собственного оргкомитета – в олимпиаде участвовало уже полгорода. Так «Русский медвежонок» зашагал по Королеву.
…На мысль попробовать составить несколько своих конкурсных заданий меня натолкнула собственная дочь. В самом деле, олимпиада бы только выиграла, если бы в каждом комплекте были задания «про медведей». Так я называю любые задачи, в которых обыгрываются слова с корнем медвед-/медвеж-.
Вот какие задания придумали мы с дочерью (задания со звездочкой – ее). Будем считать, что перед нами домашний вариант «Русского медвежонка». Его можно предложить в классе или дома для тренировки перед следующей олимпиадой или просто для игры.

3–5-е классы

1*. Почему медведя называют медведем?

(А) он ест медь;
(Б) он ест мед;
(В) он ведает, где находится мед;
(Г) он ведет к меду;
(Д) он страшный.

2. Какое слово употребил А.Пушкин в названии одной из своих сказок – «Сказки о …»?

(А) медведе;
(Б) медведице;
(В) медведихе;
(Г) медвежатах;
(Д) медвежатушках.

3*. Какого цвета бурый медведь?

(А) серый;
(Б) серовато-коричневый или серовато-рыжий;
(В) серо-буро-малиновый в крапинку;
(Г) с розовым оттенком;
(Д) не дано ни одного правильного ответа.

4*. Даны слова:

1) бурый;
2) красный;
3) черный;
4) белый;
5) шоколадный.

Какие из них являются названиями видов медведей?

(А) 1, 2, 5;
(Б) все, кроме 3 и 4;
(В) 1, 3, 4;
(Г) 1, 4;
(Д) все.

5. Даны слова: аистенок, бобренок, крысенок, щуренок, октябренок.
Сколько из них могли бы заменить слово медвежонок в названии олимпиады?

(А) одно;
(Б) два;
(В) три;
(Г) четыре;
(Д) пять.

6–7-е классы

1. Греческое название медведя – арктос, что значит «северный». Какие из слов происходят от этого греческого слова?

(А) арка;
(Б) артикль;
(В) Арктика;
(Г) Антарктика;
(Д) Арктогея.

2. Сколько слов из перечисленных ниже являются в современном русском языке непроизводными: медвежонок, медведь, медвежий, мед, медвежата, медвежатки?

(А) одно;
(Б) два;
(В) три;
(Г) четыре;
(Д) пять.

3. Название какого материка по происхождению связано с медведем?

(А) Африка;
(Б) Австралия;
(В) Северная Америка;
(Г) Антарктида;
(Д) Азия.

4. Как правильно пишется название созвездия:

(А) большая Медведица;
(Б) Большая медведица;
(В) Большая Медведица;
(Г) большая медведица;
(Д) Большая Медведиха?

5*. Какие из словосочетаний являются фразеологизмами?

(А) медвежий угол;
(Б) медвежий дом;
(В) медвежья услуга;
(Г) медвежий подарок;
(Д) медвежья лапа.

ОТВЕТЫ

3–5-е классы.

1 – В; 2 – В; 3 – Б; 4 – Г; 5 – Г.

6–7-е классы.

1 – В, Г, Д; 2 – Б; 3 – Г; 4 – В; 5 – А, В.

Задания подготовили Н.БОРИСЕНКО и С.БОРИСЕНКО

 

Рейтинг@Mail.ru