Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2004

Я ИДУ НА УРОК

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково, Смоленскаая обл.


Сложноподчиненные предложения с некоторыми видами придаточных

Урок-практикум

9-й класс

Использование на уроке индивидуальной, парной и групповой работы, основанной на разноуровневой дифференциации, позволяет достичь неплохого результата. Во-первых, работая над индивидуальным заданием, ученик трудится в своем режиме. Во-вторых, работа в группах позволяет ученику оценить и свои знания, и знания товарища, развивает коммуникативные способности, а также позволяет обнаружить собственные пробелы в знаниях. В-третьих, работа каждого оценивается.

ХОД УРОКА

Словарный диктант

В начале урока всем ученикам предлагается подобрать к словам, указанным учителем, синонимы или антонимы. Те, кто затрудняется это сделать, просто записывает диктуемые слова.
Эффект лечения (результат), пессимист (оптимист), идеология, активный (пассивный), деятельный (энергичный), мозаика (орнамент), гостиная (салон), комментатор, популярный (известный), гуманный (человечный), прогресс (регресс), гигантский (колоссальный, микроскопический).
Класс делится на группы по два человека в зависимости от уровня знаний. Каждая пара получает карточку и работает над своим заданием. По окончании работы пары, имеющие одинаковые задания, объединяются для взаимопроверки и взаимооценки. В спорных случаях ученики обращаются к учителю. В каждой образованной группе есть консультант, который следит за объяснением и правильностью выполнения задания, ведет учет и выставляет итоговые оценки.
Учитель работает по индивидуальным заданиям со слабыми учениками.

Карточки для учеников, имеющих оценки «3» и «4»

К-1. Закончите предложение, присоединив к главному придаточное предложение меры и степени или образа действия. Запишите, расставляя знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите тип придаточного.

Все скопище ворон разом ринулось на зайца. Заяц (не)ожиданно опрокинулся на спину да так полоснул задними ногами по нав_ливш_ся воронью... После этого вск_чил и с (не)пост_жимой скоростью помчался к березовой островинк_. Едва вороны пр_близились к нему (с)нов_ перевернулся на спину и (с)нов_ дрыгнул задними ногами. Да так прыгнул...

  • Подберите и запишите синонимы к словам скопище, ринулось, полоснул.

  • Какие глаголы передают стремительность действий зайца?

  • Какой тип речи представлен этим фрагментом? Докажите свое мнение.

К-2. Из каждой пары простых предложений составьте сложноподчиненное с придаточным образа действия или меры и степени. Ответьте на вопрос: какие предложения (простые или сложные) более эмоциональны? Укажите тип придаточных предложений. Составьте схемы 2–3 предложений по своему выбору. Запишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

1. Во дворе бушевал сильный огонь. Всякая попытка перебежать в соседнее помещение пр_вела(бы) к (не)нужным потерям. 2. Густой едкий дым плотно наполнял к_бинет. Нельзя было даже разл_чить окно на против_положной стороне комнаты. 3. По_вление кат_ра было (не)ожида_ым. (Н_)кто даже (не)попытался стрелять. 4. Первый удар орудий был оглушителен. Казалось, берега пошатнулись от этого грома. 5. Ветер был очень сильный. (Н_)чего было и думать о переправе через реку на пароме.

  • Подчеркните составные глагольные и именные сказуемые. Укажите их вид.

К-3. Выпишите только предложения с придаточными меры и степени. Расставьте знаки препинания, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

1. Предпол_жим что на каждого из моих ста пац_ентов я тратил по пять минут. (М.Булгаков) 2. Я до того (во)время моей трудной жизни отвык от таких сентенц_й что пр_знаться ра_терялся. (М.Булгаков) 3. Творческие мои попытки так пр_вязали меня к литератур_ что я уже (не)мог ра_таться с тетрадью и чернильницей. (А.Чехов) 4. Вообще за что(бы) Алексей Федорович (н_)брался сн_даемый самым отеческим чу_ством благими побуждениями и либ_ральной ор_нтац_ей все у него получалось пр_вратно все выходило так или иначе н_перек_сяк. 5. Нам сообщили из штаба что с наблюдательного пункта замеч_н неме_кий раз_езд направляющийся в нашу сторону. 6. Силы красных оказались разброса_ыми что было (не)допустимо в такую топь и бе_дорожье. (А.Н. Толстой) 7. Пр_каз этот настолько портил все дело что старший инж_нер умчался в город для об_яснений. (А.Н. Толстой) 8. До чего горяч_ был конь что мчался вскач_ (в)переди всех. 9. Путник увид_л то(же) самое озеро что открылось ему среди горных круч_ два дня (на)зад. 10. Кони так ут_мились что (на)проч_ отказ_вались идти дальше. Они то(же) внезапно почу_ствовали такую глубокую усталость что решили тут(же) пр_леч_.

Карточки для учеников, имеющих оценку «4»

К-1. Спишите. Проверьте, правильно ли расставлены знаки препинания.

1. Вася бережно пол_жил птенчика, который упал с дерева обратно в гнездо. 2. Я накрыл бабочку, которая опустилась на цветок ладонями. 3. По вечерам я ра_вл_кал сестренку, которая болела чтением вслух. 4. Сестренка слушала пр_ключения Тома Сойера, которые ей понравились с большим интересом. 5. Когда Том Сойер заблудился в пещере у сестренк_, слезы выступили на глазах. 6. В доме, где я живу во вторник, состоится собрание жильц_в. 7. У реки, где мы часто ловили рыбу на опушк_ леса, г_рел костер. 8. Воздушный шар, который выпустил из рук, мальч_к через минуту был уже над верхушкой дерева. 9. Река на берегу, которой стоит деревня, впада_т в больш_е озеро. 10. За движением рыбок, которые плавали в акв_р_уме жадными глазами, следила кошка. 11. По дорог_, по которой промчался авт_мобиль босиком, бежал Мишка. 12. Васька, с которым я вчера по_орился с веселым лиц_м, бежал мне (на)встречу. 13. По дну речушки, которая бежала по камням задом наперед, двигался рак. 14. В лесу, куда мы часто ходили, за грибами р_сли высокие березы.

  • Укажите номера придаточных определительных предложений.

  • Составьте одну общую схему для предложений с придаточными определительными.

К-2. Исправьте предложения и запишите их. Укажите типы придаточных.

1. Когда-то березовый пенек был прочен что служил обеде_ым столом дятлу. 2. Отверстие норы была маленьким что его можно было закрыть спичечной коробкой. 3. Со_нце давно спряталось за (крест_)образными маковками м_гучих елей но было светло что хоть читай газету. 4. В это утро туман был плотным что в его поверхности отр_зилось со_нце. 5. Лед под ногами (с,з)делался сколь_ким что по нему стало опасно ходить. 6. Оставаясь целыми днями с Машей утенок пр_вык к ней что ходил за пов_рихой по п_там. 7. Когда-то в глубокой древности река была глубока что занимала всю широкую долину. 8. Он был занят работой что не слышал как мы подошли.

  • Подчеркните в предложениях сказуемые, определите их вид.

Карточки для учеников, имеющих оценку «5»

К-1. Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Составьте схемы сложных предложений. Определите вид придаточных предложений.

Подымалось солнце и ро_кие на ра_вете чижи увере_о повели журчащ_ болтовню в березах под открытым небом. А чижи за окном шумно радовались ясному дню. Яркое утро голубок на колодце свежая играющая волна все было радос_но и покойно. Так хорошо было что захотелось на воздух к колодцу сильно к_чнуть и подставить голову под б_ющ_ холодом струю пол_скат_ся встр_хнут_ся. Между яблочным садом который совсем уст_рел и мали_ком стоял за плете_ым забором конский дворик.

(По И.Шмелеву)

  • Выпишите опорные слова, которые передают настроение автора.

  • Запишите основную мысль.

  • Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

  • Укажите типы односоставных предложений.

К-2. Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите тип придаточных.

(Не)обходимо знать мир диких животных так что(бы) (не)кричать «караул» когда на пути повстречается бе_ногая ящ_рица-веретеница что(бы) (не)шарахат_ся в сторону увид_в в своем собственном огороде жабу. Нужно помнить о том что жизнь диких животных в пр_роде (не)легкая они существуют в постоя_ой борьбе за свое существование и руку помощи при (не)обходимост_ им может прот_нуть только человек. Животные стр_дают от болезней стихийных бедствий которые предотвр_тить (не)могут.

(По И.Сосновскому)

  • Сформулируйте и запишите основную мысль.

  • Определите тип речи и докажите свое мнение.

  • Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

  • Укажите типы односоставных предложений. Для чего их использует автор?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru