Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2004

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва


Комплексная работа с текстом

Постепенная подготовка к итоговой аттестации

Опыт показывает, что в процессе комплексной работы с текстом ученики не только повторяют, обобщают и систематизируют изученное (что важно для успешной подготовки к контрольной работе, зачету, экзамену), но и углубляют (а в ряде случаев и расширяют) знания о системе языка и речи. Многие приведенные тексты носят культуроведческий характер, связывают курс русского языка с литературой, искусством, культурой.

1. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений.

К.Г. Паустовский писал: «Строки из вступления к поэме Пушкина “Медный всадник” – это не только “вершина поэзии”. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи. Если бы можно было представить, что исчезла русская поэзия, что исчез сам русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи. Тот народ, который создал такой язык, – поистине великий и счастливый народ».

1. Определите тему, основные мысли текста.
2. С помощью каких языковых средств в высказывании Паустовского выражаются не только мысли, но и чувства, отношение, оценка?
3. Объясните значение слов магический, волшебство.
4. Подберите синонимы к словам поистине, необыкновенный.
5. Укажите предложение, в котором используется такое средство выразительности, как сравнение. Расскажите о средствах выражения сравнения в русском языке. Приведите примеры из произведений Пушкина.
6. Составьте схему одного из сложных предложений.
7. Объясните знаки препинания.
8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?
9. Выполните разные виды разбора.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению и краткому пересказу текста. Что, по вашему мнению, можно назвать «необыкновенными качествами русской речи»? Напишите об этом.

2. Прочитайте отрывок из статьи, посвященной роману «Евгений Онегин». Озаглавьте текст. Составьте схемы 2–3 сложных предложений.

В последних сценах романа найдено поразительное решение судеб: при кажущейся оборванности сюжета на (полу)слове – полная завершенность, дорисованность характеров. Гениальное чутье подсказало автору решение для читателей неожиданное. Н.П. Новосильцева рассказывала о беседе Пушкина с шестнадцатилетней барышней, надеявшейся на иной исход романа: «Я ранила(бы) Онегина; Татьяна бы за ним ходила, и он оценил бы ее и полюбил ее». – «Ну, нет, он Татьяны не стоил», – ответил Пушкин. Барышни мечтали видеть Онегина женатым на Татьяне, как литературоведы (в)последствии – вывести на Сенатскую площадь. Пушкин решил (по)своему.
В несчастной, непоправимой любви, вспыхнувшей у Онегина, когда он встретил Татьяну в свете женою князя, – возмездие жизни ему...
Да, умевший лишь волочиться Онегин любит! Это полная неожиданность для «души холодной и ленивой» и великое торжество Пушкина: кто посмеет усомниться, что любовь, как и нравственность, «в природе вещей»?
Чувство «просветления» онегинской души есть в последней главе романа в стихах. Однако вряд(ли), как думают иногда, перед героем возникает перспектива возрождения любовью. Хоть Онегин и впрямь испытал сильное, забытое им чувство, любил, страдал, он «не сделался поэтом, не умер, не сошел с ума». Все кончилось для него ничем. «Все проиграл...», «Все ставки жизни проиграл», – набрасывает Пушкин в черновике восьмой главы.
Любовь к Татьяне пришла к герою с опозданием: жизнь пропущена и ушла далеко...
Татьяна(же) при всем драматизме личной судьбы покидает страницы романа в ореоле нравственной победы. Поразительно: она снова подтвердила, что любит Онегина, (не)сделав никакой уступки лицемерию. Одаренная «живой волей», состоящей в таком контрасте с «холодной и ленивой» душой Онегина, она герою не поверила. И, даже сознавая голос чувства в себе, поступила в согласии со «старомодной» верностью долгу. Так еще раз подтверждено: «нравственность в природе вещей».
Онегин не встал (в)ровень с Татьяной, как не встал он в рост с лучшими, самоотверженнейшими3 людьми1 эпохи. «Как я ошибся, как наказан...» – вот итог Онегина, его катарсис. Любовь, поэзия, добро, в которых усомнился Онегин, – неотменимы и незаменимы, и в конце концов в них заключена вера поэта.
В натуре Онегина (в этом вся гуманность и поэтическое беспристрастие Пушкина) поэт увидит богатые задатки добра – и ум, и сердце. И то и другое искажено. Эту искаженность автор казнит без снисхождения, потому что дело не в окружении, не в среде, не в «мертвящем свете» только, а в натуре, которая ему поддалась. Тщеславие, гордость, холодность могут быть вызовом среде, но ничтожны и немощны как ответ глубинам человеческого сердца.

(В.Лакшин)

1. Докажите, что это связный текст.
2. Объясните значение слов: тщеславие, драматизм, беспристрастие, снисхождение, катарсис, ореол.
3. Объясните выделенные орфограммы (сгруппируйте их).
4. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
5. Составьте план, напишите изложение.
6. Словарный диктант.

Поразительное решение судеб; кажущаяся оборванность сюжета на полуслове; перспектива возрождения любовью; поэтическое беспристрастие; глубины человеческого сердца; впоследствии, по-своему; встать вровень; гениальное чутье, гуманность; увидеть богатые задатки добра.

3. Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

Чехов заметил как(то) что в «Евгении Онегине», как и в «Анне Карениной» Толстого, ни один вопрос не решен но это (не)вызывает неудовлетворенности у читателя потому что вопросы правильно поставлены4.
Начатый в южной ссылке задолго2 до декабрьского восстания роман был закончен в Болдине в невеселую пору когда казалось уже стихло эхо от громовых событий 14 декабря и жизнь затянуло болотной ряской.
Для Пушкина декабрь 1825 года оставался вечно больной проблемой. Над страницами «Онегина» Пушкин мужал, взрослел – обдумывал свое отношение к людям, истории, обстоятельствам жизни. Что лучше служит времени – безрадостный скептицизм или бурная романтика прорыва? Пушкин все больше дорожил объективностью истории. Рассудок внятно говорит что зря декабристы вышли на площадь, «сотня прапорщиков» не перевернет России. А сердце Пушкина остается с Кюхлей, Пущиным... До начала 1830-х годов, когда вызревает историческая концепция Пушкина, включающая в себя народность и государственность, в нем идет непрестанная, беспокойная борьба.
Следы этой внутренней борьбы этого движения мысли и открытий сердца остались в «полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных» главах «Онегина», в наглядных переменах героя и отношения к нему автора. Онегин – денди, щеголь, повеса; Онегин – холодный и разочарованный герой «русской хандры»; Онегин – дошедший до душевного разрушения в этой хандре (неспособность любить, убийство друга), Онегин – чающий3 возрождения, награжденный и наказанный безответной любовью. И все это этапы душевного бытия самого поэта – не в нем самом, так в лицах, прошедших рядом с его судьбой, сильно на него влиявших.

(В.Лакшин)

1. Докажите, что это связный текст.
2. Объясните значение слов: скептицизм, объективность, концепция.
3. Какие признаки публицистического стиля есть в этом тексте?
4. Понаблюдайте за использованием антонимов рассудок (мысль) – сердце. Какова роль этого противопоставления?
5. В 2–3-м предложениях замените причастные обороты придаточными предложениями. Сравните синонимичные конструкции.
6. Объясните выделенные орфограммы.
7. Произведите разные виды разбора.

4. Прочитайте отрывок из книги В.Шкловского «Заметки о прозе русских классиков». Составьте схемы сложных предложений.

Если взять переводы пушкинских произведений, сделанные Мериме, то увидим3, что даже этот превосходный стилист, сам пишущий кратко и точно, все время «украшает» пушкинскую2 фразу4. Например, Пушкин пишет: «Дама, выбранная Томским, была сама княжна». Мериме переводит: «Дама, которая по праву неверности, допускаемой мазуркой, оказалась выбрана Томским, – была княжна Полина».
Пушкин пишет: «Дверцы захлопнулись. Карета тяжело покатилась по рыхлому снегу. Швейцар запер двери. Окна померкли». Мериме не может постичь5 краткости и ритма пушкинской речи. Он переводит: «Дверцы закрылись, (и) карета глухо покатилась по рыхлому снегу. Швейцар запер двери (на улицу). Окна (первого этажа) померкли, (в доме воцарилась тишина)».
Четырнадцать3 слов Пушкина превратились в переводе в двадцать два слова. Появились традиционные и ненужные Пушкину подробности («в доме воцарилась тишина»).
Пушкинская краткость оказалась не понятой первоклассным французским писателем, но она воспринята была русскими писателями последующих поколений, особенно Лермонтовым и Чеховым.

(В.Шкловский)

1. Озаглавьте текст.
2. Объясните значение слов: стилист, традиционный.
3. Подберите синонимы к словам: кратко, превосходный, померкнуть.
4. В одном из предложений замените причастный оборот придаточным предложением.
5. Объясните выделенные орфограммы.
6. Запишите первое и последнее предложения, подчеркните грамматические основы предложений.
7. Произведите разные виды разбора.

5. Прочитайте отрывок из воспоминаний о Тынянове. Выпишите сложноподчиненные предложения, составьте их схемы.

...Чаще всего3 говорил он о Пушкине, который всегда в его мыслях занимал главное место, а в те годы особенно: Тынянов тогда уже работал над своим последним романом «Пушкин».
Снова2 услышал я от него любимую его мысль, что в жизни Пушкина была потаенная любовь, никому не ведомая, но прошедшая через всю его жизнь и оставившая яркий след на всем пушкинском творчестве. Тынянов был убежден, что Пушкин всю жизнь, с детства до последнего вздоха, любил одну женщину – Екатерину Андреевну, жену Карамзина, сводную сестру Петра Андреевича Вяземского. Со свойственной ему силой и конкретностью воображения Тынянов восстанавливал всю эту тайную драму до малейших подробностей. У Пушкина были холодные отношения с матерью, и поэтому ему было естественно полюбить женщину старше себя. Он полюбил ее мальчиком и любил всегда, неизменно. И, умирая, Пушкин попросил всех выйти из комнаты, чтобы одна Екатерина Андреевна Карамзина осталась с ним... Юрий Николаевич так часто рассказывал эту историю, что невольно приходило на ум, что история эта связана для него с чем-то личным, своим собственным4.

(Н.К. Чуковский)

1. Докажите, что это связный текст.
2. Найдите в тексте односоставные предложения.
3. Замените во 2-м предложении обособленные определения придаточным предложением.

6. Запишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.

Гений не выб_рает3 где ему родит(?)ся. Но извес(?)но что воздух и почва иных мест в определенную пору словно бл_гоприятствуют р_ждению таланта. Странная но несомненная закономерность: среди плеяды гениев русской литературы XIX века многие жили и тв_рили в столице империи Петербурге, но н_ один не р_жден (в)близи его проспектов и набережных. (Исключение – Александр Блок но он пожалуй уже детище XX столетия.) Родиной больш_нства корифеев русской литературы стала «старушка» Москва любившая противопост_влять себя ч_порному и скучному чиновному Петербургу; в Москве родились Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Герцен, Островский, Достоевский. Северную ст_лицу обошла и провинция: Лев Толстой, Тургенев, Бунин – дети усадебной тиши. Наконец, и плодородный юг1 дал русской литературе в прошлом веке Гоголя, Чехова и Короленко, как в нынешн_м Шолохова и Булгакова. Прихоть случая? А может быть, пестрая живая (не)выстрое(н,нн)ая2 по ранжиру, (не)оторвавшаяся от народного языка и быта, (не)схваче(н,нн)ая бюрократическими крепами жизнь предраспол_гает к р_ждению художника?

(В.Лакшин)

1. Докажите, что это связный текст.
2. Объясните значение слов: плеяда, корифей, благоприятствовать, предрасполагать, чопорный.
3. Найдите предложения с вводными словами. Какова их роль в тексте?
4. Замените в 1–2-м предложениях причастные обороты придаточными предложениями.
5. Составьте схемы 1-го и 2-го предложений, произведите их синтаксический разбор.

7. Прочитайте, выпишите из текста примеры, с помощью которых можно проиллюстрировать правописание причастий. От каких глаголов образованы эти причастия?

В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим3 памятник, поставленный в 1909 году. Пройти мимо него и не остановиться невозможно. Авторы памятника – скульптор Волнухин и архитектор Машков. Этот памятник, небольшой по размеру, удивительно гармоничен, он превосходно вписывается в старинную городскую среду. Скульптура на невысоком постаменте – это московский первопечатник Иван Федоров. Он в одежде посадского человека. В правой руке держит типографский лист, левой рукой поддерживает печатную доску. Во всем его облике5 благородство и скромность. Перед нами обобщенный образ русского мастера и художника, православного человека. На полированном мраморе постамента старинным6 полууставом высечены имя и звание Ивана Федорова и его слова: «Первее нача печатати на Москве святые книги ... ради братий моих и ближних моих».
Памятник Ивану Федорову был поставлен на фоне Китайгородской стены XVI века, снесенной в 1934 году. За стеной, почти рядом, было место, навсегда связанное с Иваном Федоровым, – Печатный двор.
Государев Печатный двор находился на улице Никольской, которая начинается в двух шагах от памятника. Здесь, у выхода на Лубянскую площадь, были Никольские ворота и церковь Божией Матери Владимирской. Здесь же была огромная и великолепная часовня святого Пантелеимона-целителя. В 30-е годы все это было уничтожено. Но улица сохранилась. Она получила свое название по находившемуся в начале ее древнему Никольскому монастырю. Но в памяти москвичей она издавна2 имела неофициальное название – «улица Просвещения», восходящее к Ивану Федорову. Кто же он такой?
О жизни Ивана Федорова до создания им знаменитой книги «Апостол» мы знаем только то, что он служил дьяконом Николо-Гостунской церкви Московского Кремля. Самые яркие1 факты его биографии – это книги, напечатанные им в Москве и Западной Руси.

(В.Федин)

1. Озаглавьте текст. Укажите ключевые слова.
2. Какие особенности описания как типа речи вы можете подтвердить примерами из текста?
3. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
4. В каком значении употребляются в тексте слова гармоничный, благородство?
5. Подберите синонимы к словам постамент, древний. Какой из синонимов к прилагательному древний используется в тексте?
6. В первом предложении замените причастный и деепричастный обороты придаточными предложениями. Произведите разбор сложного предложения, составьте его схему.
7. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание глаголов?
8. Произведите пунктуационный разбор текста.
9. Подготовьтесь к выразительному чтению.

8. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений.

...По-моему7, с нашей миниатюрной церковью Покрова на Нерли (1165) ничто не может сравниться по величию. Впрочем, во мне, наверно, говорит чувство русского человека. Церковь стоит на лугу среди небольших озер при впадении Нерли в Клязьму, всего лишь в нескольких километрах северо-восточнее Владимира. Это диво древнерусской архитектуры возникло вот как: по Клязьме возили с Волги через Оку белый камень-известняк для постройки соборов во Владимире – и «десятину», каждый десятый камень, выгружали там, где в Клязьму впадает Нерль. Суздальская часть Руси, из глубины которой3 Нерль текла, создала храм в порядке религиозной защиты: потому и называлась церковь Покрова, покров Богородицы считался верной защитой от врагов.

(Н.Михайлов)

1. Определите тему, основную мысль текста.
2. Докажите, что это связный текст. Какие языковые средства усиливают смысловую связь предложений?
3. Объясните значение слов миниатюрный, величие.
4. Подберите синонимы к вводному слову наверно. Укажите в тексте предложения с вводными словами. Какова их роль?
5. Найдите в тексте односоставное предложение, определите его тип.
6. Составьте схему последнего предложения.
7. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание сложных прилагательных?
8. Объясните знаки препинания.
9. Выполните разные виды разбора.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru