Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н. ШАПИРО


Полезные мелочи

1. Движущиеся таблички

Рассказывает Людмила Александровна Худолеева: «Изучая темы “Чередование гласных в корнях слов” (см. рис. 1 и 2), “Слитное и раздельное написание не и ни в местоимениях” (см. рис. 3), применяю движущиеся таблички. Исчезает необходимость долго проговаривать правило – все и так видно. Кроме учительского образца, есть и карманные, которые ученики с удовольствием делают для себя сами, а потом с не меньшим удовольствием используют и в классе, и дома. Просто и очень действенно. Проверено».

Чередование гласных в корнях слов

Рис. 1

Рис. 1

Планка с буквами вставляется в прорези с обратной стороны и движется вверх-вниз. На табличке появляются орфографические варианты кос или кАсА.

Рис. 2

Рис. 2

И здесь планка с буквами вставляется в прорези с обратной стороны и движется вверх-вниз. На табличке появляются орфографические варианты корней -бир-, -мир-, -тир-.

Написание не и ни (слитное или раздельное) в местоимениях

Рис. 3

Рис. 3

Сгибая и разгибая табличку, наглядно показываем и объясняем, когда не и ни пишутся слитно, когда – раздельно.

2. Компенсация

Ирина Самуиловна Савельзон помогает пятиклассникам запомнить, что в родительном падеже надо говорить чулок, но носков, рассказывая сказку. Обиделись носки, что они короче, чем чулки, что ниток на них меньше идет, и потребовали: «Тогда пусть мы на письме будем длиннее хоть на одну букву». С тех пор у них в родительном падеже окончание из двух букв, а у чулок – нулевое.
Любопытно, что ответят пятиклассники, если спросить их, почему в окончании родительного падежа у носков две буквы, а слово оказалось длиннее, чем чулок, всего на одну.

 

Рейтинг@Mail.ru