Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2004

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ

Б.Ю. НОРМАН,
г. Минск, Беларусь


 Задачи по русскому языку для учеников и учителей

1. Сколько звуков в составе словоформы браться? Одинаково ли ее произношение с произношением словоформы братца?

2. Представим себе ситуацию: вы позвонили приятелю, тот поднял трубку – и вы поняли, что оторвали его от стола: он завтракал или, скажем, обедал. По каким признакам вы догадались об этом?

3. Почему мы говорим гром и молния, а не наоборот: молния и гром (что было бы естественней с точки зрения природы: сначала ведь сверкает молния, а лишь потом раздается гром)?

4. Определите, чем различаются в современном русском языке значения слов ложный и лживый.

5. Есть такая шутливая загадка: «Какие месяцы в году имеют 28 дней?». Ответ: «Все». Как вы считаете: на чем основана эта загадка? Каковы ее языковые предпосылки?

6. Любители кроссвордов и прочих словесных игр знают: слово легче отгадать, если известны его начальные буквы, чем если известны последние. Почему? Как вы думаете: для всех ли языков это верно?

7. Есть такие фразеологические выражения: пуганая ворона и стреляный воробей. Что общего и различного в их значениях?

8. В стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога» читаем:

Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Что значит здесь версты? Что значит одне? Мог ли Пушкин сказать про версты – одни?

9. Задача по этимологии и по истории культуры: что общего между апельсином и крепдешином?

10. В научно-популярной литературе встречаются задачи на продолжение некоторой последовательности букв. Например: дан ряд букв: п, в, с, ч… (Или: о, д, т, ч…) Необходимо его продолжить. Дайте лингвистическое обоснование таким задачам. Придумайте сами аналогичную задачу.

Публикация статьи произведена при поддержке Образовательного Центра «Берг». На сайте Центра, который располагается по адресу http://dsz-berg.ru/2-uncategorised, Вы можете записаться на курсы немецкого всего за пару минут. В Образовательном Центре опытные и высококвалифицированные педагоги проводят обучение немецкому языку людей разного уровня владения языком – от А1 и до С2. Занятия в Центре сроятся по коммуникативной методике, а это значит, что Вы начнете общаться с носителем языка уже на первом занятии.

(Ответы – в следующем номере)

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru