Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2004

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

О.Н. ПАХОМОВА


Ответы на вопросы анкеты, предложенной участникам Зимней лингвистической школы

1. Изменились ли за время Зимней школы какие-то из ваших представлений о языке?

ОТВЕТЫ ШКОЛЬНИКОВ

  • Да, мои представления о русском языке (да и о других языках) за время Зимней школы сильно изменились. Оказалось, что в школе мы изучаем язык только с одной стороны, а на самом деле существует огромное множество проблем, связанных с русским языком, которые не изучаются и даже не упоминаются на уроках в школе.

  • За время Зимней школы я перестала воспринимать язык как нечто обыденное, повседневное. Я начала понимать язык как многогранное, яркое явление, находящееся в постоянном развитии, отражающее психологию людей и даже влияющее на нее.

  • У меня сложилось представление о языке как о живом существе – очень часто на лекциях звучали фразы типа: язык хочет использовать, язык отвергает...

  • Кроме того, услышанное на лекциях помогло мне приблизиться к пониманию неоднозначности всяческих норм и правил.

  • Знала, что можно изучать язык не так, как в школе. Не со скучными правилами и упражнениями. Тут узнала, как это можно сделать. Узнала, что любой материал можно превратить в увлекательную лекцию.

2. Как вы считаете, нужно ли школьнику общение с профессиональными учеными?

  • Я считаю, что общение с учеными очень нужно школьнику, так как обычно он воспринимает университетских профессоров как жителей занебесной области, а в условиях непосредственного общения школьник понимает, что ученые – все же люди и что у него тоже есть возможность достичь чего-то. Это доказывает ему небесполезность его стремлений. И еще такая обстановка сосредотачивает общее внимание на самом предмете изучения, а не на каких-то иерархических отношениях.

  • Думаю, что да. Во всяком случае мне было приятно находиться среди умных взрослых людей, которые разговаривали с нами серьезно, не считая за маленьких... А любое незнание я пока вправе списать на возраст. И потом, я первый раз вижу, что кого-то всерьез заинтересовали мои лингвистические соображения. Вот только нужно ли профессиональным ученым общение со школьниками? Об этом надо подумать на досуге...

  • Да. Я считаю, это очень важно. Во-первых, общение с профессионалами доказывает школьнику, что он тоже на многое способен, что не только умные дяди и тети могут делать открытия, а и он тоже может внести свой вклад в науку. Кроме того, школьник может задать любой интересующий его вопрос и с очень большой вероятностью получить ответ. В школе такая возможность есть не всегда: учителя редко являются профессиональными лингвистами (только если очень повезет), а иногда школьник просто не может задать вопрос учителю. Кстати, если оказывается, что ни один умный дядя не знает ответа на твой вопрос, это мощный стимул заняться этой проблемой (в чем тебе с радостью помогут те, кто знает больше тебя) и совершить научное открытие, может, очень важное для науки.

  • Страшно хочется сказать спасибо организаторам Школы и преподавателям. Атмосфера была очень теплая, была возможность пообщаться с гениальными людьми – есть, на кого равняться.

1. Появились ли у вас во время Зимней школы какие-то соображения или идеи, которыми вы хотели бы поделиться с коллегами?

ОТВЕТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

Наталья Борисенко, гимназия № 18, г. Королев

Наталья Борисенко, гимназия № 18, г. Королев
  • Здесь мы получили такой мощный заряд энергии, что, уверены, сможем зажечь им всех наших учителей, и не только русского языка.
    Хочется творить, учить, учиться, учиться и со всех ног бежать на работу.

  • Я планирую рассказать обо всем увиденном и услышанном на методическом объединении и педсовете в гимназии. И буду пытаться ввести в учебный план курс лингвистики, т.к. у нас гимназия лингвистическая, языковая. Сейчас у нас нет отдельного курса, элементы языкознания мы даем на уроках, кружках.
    И у меня появились некоторые соображения по детским исследовательским работам (хотя пока они достаточно общие).

  • Думаю, что школьников, хотя бы факультативно, стоит знакомить с проблемами невербальной семиотики, и, конечно, две проблемы: вариативности и редактирования собственного текста – обязательно должны присутствовать на уроках русского языка. Прежде всего хотелось бы шире использовать работу в группах, это дает возможность общения для школьников, учит совместной работе над трудной проблемой, что, думаю, очень важно в современном мире.

2. Какие лингвистические проблемы, обсуждавшиеся на Школе, на ваш взгляд, стоит рассматривать в школьном курсе? Какие формы и методы деятельности стоит использовать?

  • Преподаватели Ногинской гимназии Вера Германовна Цюрих и Ирина Ивановна Мишкеткуль предлагают использовать в школе целый комплекс таких нетрадиционных для школьной практики форм и методов деятельности, как:

    • анализ слов и фраз в незнакомом языке методом сравнения с известными языками;

    • редактирование текстов с младшего школьного возраста;

    • постановка проблемных вопросов на уроках русского языка (таких, на которые наука не дала однозначного ответа);

    • введение понятия вариативности;

    • анализ языковых явлений;

    • тестирование;

    • проведение контрольных работ в виде лингвистических задач разного уровня;

    • лекционно-семинарская система в старших классах;

    • создание «клубного пространства»;

    • создание системы спецкурсов, спецсеминаров и прочих форм внеурочной учебной деятельности;

    • интеллектуальные марафоны;

    • интеграция предметов лингвистического и гуманитарного циклов;

    • круглые столы;

    • создание творческих мастерских, лабораторий;

    • проведение мастер-классов с привлечением преподавателей вузов;

    • проектная деятельность;

    • диспут как основная форма проведения творческих семинаров.

  • Учителя из Ногинска полагают, что вышеперечисленные предложения помогут создать такое учебное заведение, которое по праву можно было бы назвать «Школа развития» или «Школа партнерства».

На Зимней школе учителя на практике убедились в том, что только такой подход ведет к успеху, снимая расхожее утверждение «учитель всегда прав» и невольно заставляя учеников раскрыться и мыслить самостоятельно, без шаблонов, а учителя – рассуждать, анализировать и не претендовать на знание истины в последней инстанции.
В конечном итоге все это призвано пробудить устойчивый интерес к предмету, сделать его живым.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru