Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2004

НОВЫЕ УЧЕБНИКИ

Г.Г. ГРАНИК,
Г.В. ВЛАДИМИРСКАЯ,
С.М. БОНДАРЕНКО,
Н.А. БОРИСЕНКО

Продолжение. Начало в № 6, 7/2004


Имя числительное

В СТРАНЕ ВОСПОМИНАНИЙ

Правописание сложных слов, начинающихся с пол-

Это правило еще называют «правилом Юли», потому что в слове Юля содержатся все подсказки, когда в сложных словах с первой частью пол- надо писать дефис:

пол-Юли (вместо буквы Ю может быть любая другая прописная буква);
пол-лимона (вторая часть начинается с л):
пол-ириски (вместо и может быть любая гласная).
НО: полдома

Итак,

если слово начинается с прописной буквы, или с согласной л, или с гласной, пол- пишется через дефис.
А если слово начинается с согласной (кроме л), пол- пишется слитно.

46. Придумайте как можно больше своих примеров на это правило.

47. Представьте себе, что вы разрезали пополам яблоко, грушу, апельсин, помидор, батон, арбуз. Запишите, что у вас получилось.

48. Представьте себе, что вам удалось объездить половину Москвы, проплыть половину Волги, что вы прошли пешком через половину города, половину поселка, половину леса. Запишите, что у вас получилось.

49.1. Раскройте скобки, выпишите из данных примеров только те слова, в которых есть пол- в значении «половина».

(Пол)аршина, (пол)тора, (пол)овник, (пол)Франции, пол(день), (пол)ковник, (пол)килограмма, (пол)второго, (пол)линейки, (пол)одиннадцатого, (пол)часа, пред(пол)агать, (пол)Петербурга, (пол)тораста.

49.2. Найдите числительные.

50.1. Прочитайте выразительно текст.

Мы с Мишкой получили пригласительный билет на детский праздник. Сначала нам ужасно не везло.
И вдруг видим: стоят весы. И к ним небольшая веселая очередь, которая быстро движется, и все тут шутят и хохочут. И около весов – клоун.
Я спрашиваю:
– Это что за весы?
А мне говорят:
– Становись, взвешивайся. Если в тебе окажется двадцать пять кило весу, тогда твое счастье. Получишь премию: годовую подписку на журнал «Мурзилка».
Я говорю:
– Мишка, давай попробуем?
Гляжу, а Мишки нет. Я решил один попробовать.
А очередь движется, и никто не весит ровно двадцать пять кило, и вот доходит дело до меня.
Я влез на весы – рычажки щелк-щелк, и клоун говорит:
– Ого! Знаешь игру в горячо – холодно? У тебя довольно горячо получилось. Твой вес – двадцать четыре кило пятьсот граммов. Не хватает ровно полкило. А жаль. Будь здоров!
Подумаешь, всего только полкило не хватает! У меня совсем настроение испортилось. Вот какой день невезучий!
И тут Мишка появляется и говорит:
– А ну-ка я!
И клоун щелкнул рычажком и захохотал:
– Небольшой перебор! Двадцать пять кило пятьсот граммов. Вам надо похудеть. Следующий!
Мишка слез и говорит:
– Эх, зря я ситро пил...…
Я говорю:
– А при чем здесь ситро?
Тут Мишка прямо зашипел:
– Я целую бутылку выпил! Разве ты (не)знаешь, что в бутылке помещает(?)ся ровно (пол)литра воды? А (пол)литра воды – это и есть (пол)кило. Пят(?)сот граммов! Если бы я (не)пил воду, я бы весил ровно двадцать пять кило!

И тут меня словно осенило…...

(По В.Драгунскому)

50.2. Перепишите выделенные предложения, раскрывая скобки. Из остальной части текста выпишите числительные, укажите их разряд по составу и по значению.

50.3. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Напишите ее продолжение.

Если вы еще не читали рассказ В.Драгунского «Ровно 25 кило!», из которого взят этот отрывок, прочтите. Вы получите массу удовольствия.

13. Старинные меры длины и веса

«Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения» – так описывает И.С. Тургенев своего героя в начале рассказа «Муму».

Читатель знает, что Герасим – богатырь, но какого он все-таки был роста? Что означают слова «двенадцати вершков роста»? Что такое вершок? Призовем на помощь словарь и узнаем, что вершок – старинная мера длины, равная 4,45 сантиметра. Выходит, тургеневский герой был всего 53 сантиметров? Что, он карлик? Что-то здесь не так.

Читателю XIX века было хорошо известно, что рост человека часто определялся в вершках свыше обязательных для нормального человека двух аршин. (Аршин – русская мера длины, равная 0,71 метра.) Этот смысл прямо не выражался, а подразумевался. Тургенев рассчитывал на наше знание ситуации. Однако полтора столетия, отделяющие нас от времени создания классических произведений Пушкина, Гоголя, Тургенева, создали ситуацию, при которой мы не понимаем значения многих слов и даже целых фрагментов текста.

К таким словам относятся и старинные меры длины и веса, часто встречающиеся на страницах художественных произведений. О них и пойдет речь в этом параграфе.

51. А теперь подсчитайте, чему же все-таки равнялся рост богатыря дворника.

52.1. Прочитайте текст.

Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей человеческого тела. Таковы сажень (мера длины в размах обеих рук), локоть (название говорит само за себя) и пядь (расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами).
В Англии и США до сих пор используются фут (30,5 см) – величина средней ступни, дюйм (2,54 см) – «большой палец» и даже ярд – единица измерения, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки (91 см). Представляете себе эту длину?
Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу поприще, замененную позже верстой (в разных местностях верста считалась по-разному – от 500 до 750 саженей). Это слово вы наверняка встречали у Пушкина. Вспомните строки из стихотворения «Бесы»:

Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой.

От восточных купцов пошла единица аршин. Существовали разные аршины: турецкий, персидский и другие. Поэтому и возникла поговорка «мерить на свой аршин».

Саженей тоже было несколько. Кроме обыкновенной сажени, равной 2,13 метра, были распространены еще маховая и косая. Маховая сажень – это расстояние между концами пальцев, которые раздвинуты на полный мах рук (1,76 м). Косая сажень – расстояние от концов пальцев поднятой вверх правой руки до конца пальцев левой ноги (2,48 м).
В связи с развитием торговли назрела необходимость установить четкие соответствия между разными мерами. При Петре I русские меры были приведены в определенную систему.
Она выглядела так:

1 верста = 500 саженям (1,06 км);
1 сажень = 3 аршинам (2,13 м);
1 аршин = 16 вершкам (0,71 м);
1 вершок = 4,45 см;
1 пуд = 40 фунтам (16,4 кг);
1 фунт = 96 золотникам (410 г);
1 золотник = 4,3 г.

В конце XIX века в большинстве стран мира, в том числе и в России, была введена метрическая система мер. Однако по традиции и в настоящее время иногда пользуются старыми единицами. Моряки измеряют расстояния милями (1852 м)1 и кабельтовыми (десятая часть мили), а скорость – узлами (1 миля в час). Массу алмазов измеряют в каратах (0,2 г – масса пшеничного зерна). Объем нефти измеряют в баррелях (159 л) и т.д. А программисты, уж на что современные люди, измеряют длину монитора...… в дюймах. Существуют, например, 17-дюймовые мониторы.
Особенно любят свои старые названия англичане. Несмотря на общепринятую метрическую систему, и сегодня в Англии и других англоязычных странах применяют футы, дюймы, ярды и мили. Такова сила традиции.

52.2. Перескажите, что вы узнали о старинных мерах длины и веса. Постарайтесь запомнить, чему равны самые распространенные меры в переводе на метрическую систему.

53.1. Прочитайте идиомы (фразеологизмы) с числительными. Попробуйте объяснить, что они обозначают.

1. Стричь под одну гребенку.
2. От горшка два вершка.
3. Как две капли воды.
4. Семи пядей во лбу.
5. За семь верст киселя хлебать.
6. За семью замками.
7. Два сапога – пара.
8. Наговорить с три короба.
9. Пуд соли съесть.
10. Как аршин проглотил.

53.2. Выпишите те идиомы, в которых встречаются старинные меры длины или веса. Проверьте себя: не забыли ли вы, чему равны эти величины в переводе на метрическую систему?

54. Какие вы еще знаете фразеологизмы с числительными? Запишите как можно больше. Можно устроить в классе соревнование. Определите, в каком падеже стоит числительное в каждом случае.

55.1. Прочитайте отрывок из хорошо знакомого вам произведения.

– Интересно: сколько миль я уже пролетела? – сказала Алиса вслух. – Я, верно, приближаюсь к центру Земли. Дайте-ка вспомнить...… Это, кажется, около четырех тысяч миль вниз…...
Видишь ли, Алиса выучила кое-что в этом роде на уроках в классной, и, хоть сейчас был не самый подходящий момент демонстрировать свои познания – никто ведь ее не слышал, она не могла удержаться.
– Да, так, верно, оно и есть, – продолжала Алиса. – Но интересно: на какой же я тогда широте и долготе?

55.2. Подсчитайте, чему равно расстояние до центра Земли не в милях, а в километрах. Запишите полученное числительное и расскажите о нем все, что знаете.

56.1. Прочитайте текст. При чтении не только обращайте внимание на устаревшие слова, обозначающие меры длины, но и переводите их мысленно в нашу метрическую систему. Иначе вы эту картину не представите.

После довольно долгих поисков я нашел наконец небольшую ровную полянку на скате высокого холма под крутым, отвесным, как стена, обрывом, так что ничто мне не грозило сверху. В этой отвесной стене было небольшое углубление, как будто вход в пещеру, но никакой пещеры дальше не было.
Вот на этой-то зеленой полянке, возле самого углубления, я и решил разбить свою палатку. Площадка имела не более ста ярдов в ширину и ярдов двести в длину. Прежде чем ставить палатку, я начертил перед углублением полукруг радиусом ярдов в десять, следовательно, ярдов двадцать в диаметре.
Затем по всему полукругу я набил в два ряда крепкие колья, прочно, как сваи, заколотив их в землю. Верхушки кольев я заострил. Мой частокол вышел около пяти с половиной футов вышиной. Между двумя рядами кольев я оставил не более шести дюймов свободного пространства. Ограда вышла у меня прочная, перелезть через нее не мог бы никто: ни человек, ни зверь.

56.2. Найдите словосочетания, в которых числительное управляет существительным, и словосочетание, в котором числительное согласуется с существительным.

56.3. Узнали ли вы автора и произведение?

ПЕРЕМЕНА

Прочтите еще один отрывок из романа Е.Киселева «Девочка и птицелет».

От Евгении Лаврентьевны на каждом уроке узнаешь что-нибудь совершенно неожиданное и удивительное. Вот, например, есть такая пословица: «Чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть». Я думала, что для того, чтобы съесть пуд соли, нужно лет двадцать, ну, не двадцать, так десять. Но Евгения Лаврентьевна рассказала нам, что каждый человек с пищей съедает в год от 8 до 10 килограммов соли. Значит, вдвоем они съедают пуд соли всего за год.

14. Склоняем трудные числительные

Больше всего хлопот доставляют сложные и составные числительные. Поэтому давайте займемся ими.

Рассмотрите образцы склонения сложных числительных.

50 – 80

200 – 400

500 – 900

И.п.

пятьдесят

двести

пятьсот

Р.п.

пятидесяти

двухсот

пятисот

Д.п.

пятидесяти

двумстам

пятистам

В.п.

пятьдесят

двести

пятьсот

Т.п.

пятьюдесятью

двумястами

пятьюстами

П.п.

о пятидесяти

о двухстах

о пятистах

В чем особенность склонения этих числительных?

Вы правы, если увидели, что при склонении сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяется каждая часть слова.

Труднее всего склоняются числительные с сотнями, например: триста, шестьсот, восемьсот. Мы надеемся, что здесь вам поможет подсказка, придуманная одним учителем2. В случае затруднения подставьте вместо второй части сложного числительного, оканчивающегося на -сот, слово нота (оно того же склонения). Вот так:

И.п. пятьсот как пять нот
Т.п. пятьюстами как пятью нотами и т.п.

И еще одно правило.

При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово в отдельности. А каждое из этих слов склоняется по своим правилам: семьсот двадцать пять, семисот двадцати пяти, семистам двадцати пяти...…

Это правило очень часто нарушается, особенно в разговорной устной речи. Многие произносят не семьюстами двадцатью пятью (т.п.), а семистами двадцатью пятью, или семьсот двадцатью пятью, или вообще не склоняют числительное.
Однако, если вы хотите овладеть литературным русским языком, вы должны научиться правильно склонять числительные, в том числе составные. Конечно, это нелегкое дело, но совершенно необходимое любому культурному человеку.
Поэтому настало время тренировки.

57.1. Директору одной школы, в которой было 863 ученика, приходилось постоянно писать всякие отчеты, а значит, употреблять составное числительное восемьсот шестьдесят три в разных падежах. Посмотрите, как он это делал.

И.п. Восемьсот шестьдесят три – количество учеников на 2003/2004 учебный год.
Р.п. У всех восьмисот шестидесяти трех учеников имеется форма.
Д.п. Всем восьмистам шестидесяти трем ученикам объявлена благодарность.
В.п. Я обязан наградить восемьсот шестьдесят трех3 учеников почетными грамотами.
Т.п. Я как директор школы горжусь всеми моими восемьюстами (восьмьюстами) шестьюдесятью тремя учениками.
П.п. Учителя ежедневно и еженощно думают о восьмистах шестидесяти трех учениках.

Вы, конечно, поняли, что это шутка. Но и в шутке нужно правильно склонять числительные.

57.2. А теперь представьте себе, что учеников в этой школе было не 863, а 974, и составьте с этим числительным 6 предложений, ставя числительные в 6 разных падежах.

58. Перепишите предложение, расставляя знаки препинания и дописывая окончания числительных.

Обезьяна Уошу которую ученые обучили языку глухонемых через пять лет обучения владела ст_ шест_десят_ словами а к концу занятий ее словарь включал около восьм_сот слов глаголов существительных и прилагательных.

А сейчас у нас с вами начнется грамматика с математикой.

59. Прочитайте и запишите примеры, употребляя термины: сумма, разность, произведение, частное. Не забывайте при этом каждое числительное поставить в форме р.п.

734 + 658
269 – 194

321 х 22
6912 : 27

60. Прочитайте задание из учебника математики. Называя числительные, употребляйте их в форме р.п., а ответ – в форме д.п.

Вычислите суммы пар чисел-перевертышей: 12 и 21; 123 и 321; 1234 и 4321. Заметьте свойства суммы таких чисел и, пользуясь ими, найдите быстро сумму 123  456 + 654  321. Если хотите, можете проверить сложением.

Числительные, конечно же, встречаются не только в учебниках математики.

61.1. Прочитайте текст из книги известного ученого-филолога М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция». Не забывайте называть числительные в нужном падеже.

Окружность земного шара впервые измерил древнегреческий философ Эратосфен, живший на юге Египта, в городе Сиене.
Сиена лежала как раз на Северном тропике: раз в году, 22 июня, солнце в полдень стояло там в зените и предметы не отбрасывали тени. (Путешественники нарочно приезжали в Сиену посмотреть на такую диковину.) Этим и воспользовался Эратосфен. Александрия была севернее, там от предметов в этот день падали тени. Эратосфен измерил, под каким углом они падают. Получилось семь с лишним градусов – одна пятидесятая часть окружности. Следовательно, заключил Эратосфен, расстояние по суше между Сиеной и Александрией равняется одной пятидесятой части всей окружности земного шара. Расстояние это у египтян считалось равным 5 тысячам стадиев, то есть 800 километрам. Следовательно, окружность Земли была в 50 раз больше – около 40 тысяч километров.
Точно это или не точно? 2000 лет спустя, накануне Французской революции, французские астрономы сделали такое же измерение у себя во Франции и получили окружность Земли ровно в 40 тысяч километров. (Говорю «ровно», потому что именно от этого измерения пошла наша нынешняя единица «метр»: она равна одной сорокамиллионной Парижского меридиана.)
Точность Эратосфенова измерения изумительна. Это одна из самых славных побед античной науки.

61.2. Составьте план текста, а затем по плану перескажите его. Проверьте, правильно ли употребили в своем тексте числительные. Устно укажите разряд каждого числительного по составу и по значению.

62.1. Прочитайте текст вслух так, будто вы ведущий телепередачи «Очевидное – невероятное». Определите, какой это текст: художественный, научный или научно-популярный.

Загадка Атлантиды волнует человечество вот уже десять тысяч лет. Впервые об Атлантиде и об очень древней цивилизации атлантов рассказал античный философ Платон в своих знаменитых «Диалогах». Атлантида находилась якобы к западу от Геркулесовых столпов (пролива Гибралтар), в Атлантическом океане. Материк погиб более девяти тысяч лет назад в результате сильнейших землетрясений и наводнений.
Платон сообщал, что источником ему послужили работы афинского ученого по имени Солон, который, в свою очередь, получил сведения об исчезнувшем материке во время поездки в Египет около 600 года до н.э., беседуя со жрецами и исследуя архивы.
За миллионы лет своего существования Атлантида пережила четыре катастрофы, после каждой из которых материк уменьшался и дробился. За 90–100 веков до н.э. Атлантида погибла, погрузившись в пучину вод.
Сказание Платона, изложенное в диалогах «Тимэй» и «Критий», поражает воображение. Оно повествует о могучем народе атлантов, об их прекрасном острове и о великом и достойном удивления союзе царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка.
Платон описал столицу последнего царства Атлантиды – Город Золотых Врат, круглую, как диск Солнца, которому поклонялись атланты. Равнина, окружавшая столицу с трех сторон, была преобразована людьми в гладкий правильный прямоугольник длиной 555 километров и шириной 370 километров. Вокруг равнины по периметру был выкопан ров глубиной 32 метра, шириной 85 метров, длина его, соответственно, равнялась 1850 километрам. Вся территория равнины была пересечена с севера на юг 289 каналами, ширина каждого из которых была 30 метров, а длина – 370 метров.
В стране были развиты письменность, наука, техника, искусство. У атлантов были даже летательные аппараты. В продолжение многих поколений это была страна богатства, изобилия и справедливости.
Но атланты постепенно отвернулись от добродетели. Во время последней Атлантиды они являли собой постыдное зрелище. И тогда, рассказывают легенды, Зевс, бог богов, решил наложить на народ Атлантиды кару. Пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений...… И Атлантида погрузилась в пучину.
Так описывает Платон Атлантиду, отданную Посейдоном своему первенцу Атланту.

(По Н.Глазкову и В.Ланде)

62.2. Перепишите, подчеркивая ошибкоопасные места, ту часть текста, где говорится о столице Атлантиды. Числительные записывайте словами. Так всегда поступают, когда готовятся произнести трудный текст. Над числительными надпишите разряд по значению и по составу.

62.3. Подготовьтесь к пересказу текста. Знаете ли вы что-нибудь еще об Атлантиде? Расскажите.

В копилку слов

катастрофа
цивилизация

 

 

15. Порядковые прилагательные тоже доставляют много хлопот

Вспомните, какие прилагательные мы назвали порядковыми.
(Вы правы, если ответили так: порядковые прилагательные – это прилагательные, которые обозначают порядок предметов при счете. Например: первый, второй, пятьсот семьдесят пятый, двухтысячный).
А как изменяются эти прилагательные?
(Так же, как и обычные прилагательные, то есть по родам, числам и падежам.)
Трудность вызывают только порядковые прилагательные, состоящие из нескольких слов.
Обратите внимание: при склонении составных порядковых прилагательных изменяется только последнее слово. Например: М.Ю. Лермонтов родился в тысяча восемьсот четырнадцатом году. На уроке истории мы узнали много нового о тысяча восемьсот двенадцатом годе.

63. Просклоняйте словосочетания: 2004 вида бабочек, 2004 год. Сделайте вывод о различии в склонении составных количественных числительных и составных порядковых прилагательных.

А сейчас будьте особенно внимательны! В таких случаях пишут: NB (произносится: «нотабене»).

Порядковые прилагательные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся в одно слово: стотысячный город, девятимиллионная столица, стосорокамиллионное население.

Однако легче, конечно же, такие слова записывать цифрами. Особенно если это сочетания с половиной. Вот так: 51/2-тысячный городок (вместо пяти с половиной тысячный).

64. «Съешьте» слова глазами, а затем напишите их под диктовку. С 2–3 из них составьте предложения.

Двухсотый, пятитысячный, стодвадцатипятимиллионный, девятимиллиардный; двухметровый, четырехэтажный, трехъярусный, сорокалетний, девяностолетний.

Еще одно NB.

В названиях праздников и знаменательных дат порядковые прилагательные пишутся с прописной буквы: Поздравляем с праздником Восьмое марта (или с Восьмым марта). Если дата написана цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ней слово: С праздником 8 Марта!

65. Напишите поздравительную открытку к одному из праздников.

23 февраля, 9 Мая, 1 Мая, 8 Марта.

16. Морфологический разбор числительного

Как вы думаете: какие признаки числительного относятся к постоянным?
(К постоянным признакам числительного относятся разряд по составу и разряд по значению.)
А какие признаки числительного непостоянные?
(Это падеж, а для числительных один, два, оба, полтора еще и род.)

А теперь произведем морфологический разбор имени числительного. Будем действовать в таком порядке:

1. Часть речи. Вопрос, на который отвечает слово, – сколько? (В любом падеже.) Начальная форма (и.п.).

2. Постоянные признаки:

а) разряд по составу (простое, или сложное, или составное)
и
б) разряд по значению (обозначает целое число, или дробное, или собирательное числительное).

3. Непостоянные признаки:

а) падеж (для всех числительных)
и
б) род (для числительных один, два, оба, полтора).

Делать морфологический разбор числительного – не такое уж интересное занятие. Однако совершенно необходимое. Сейчас вы выполните несколько таких заданий.

66.1. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Какие знаки вы еще не можете объяснить?

Тридцать седьмая звездная экспедиция была направлена на планетную систему близкой звезды в созвездии Змееносца единственная населенная планета которой – Зирда давно говорила с Землей и другими мирами по Великому Кольцу. Внезапно она замолчала. Более семидесяти лет не поступало ни одного сообщения. Долг Земли выяснить что случилось.
Звездолет с четырьмя астронавтами несся к Зирде со скоростью 5/6 скорости света. На Земле за время пути прошло уже около семи лет, называвшихся независимыми. Что ждет астронавтов впереди? Что найдут они на Зирде? И найдут ли?

(По И.Ефремову)

66.2. Сделайте морфологический разбор числительных из этого текста.

Тем из вас, кто интересуется научной фантастикой, мы советуем прочитать роман известного писателя-фантаста Ивана Ефремова «Туманность Андромеды».

67. Придумайте предложение, в котором было бы наибольшее количество числительных. Посоревнуйтесь: у кого длиннее предложение и больше числительных? Одно из числительных разберите как часть речи.

68. Сочините текст на одну из предложенных тем:

1. Звездная экспедиция.
2. Компьютеры будущего.
3. В поисках Атлантиды.

Постарайтесь использовать в своем сочинении разные типы числительных. Но помните золотое правило: все хорошо в меру.

Теперь потренируемся.

69.1. Проверьте себя, ответив на следующие вопросы:

1. Какая часть речи называется именем числительным?
2. Как изменяются числительные?
3. Какой частью речи являются слова тысяча, миллион, миллиард? Аргументируйте свой ответ.
4. Назовите разряды числительных по составу. Приведите примеры.
5. Какие вы знаете разряды числительных по значению? Приведите примеры.
6. С какими существительными «дружат» собирательные числительные?
7. В чем особенность склонения сложных числительных? Составных числительных?
8. Какие числительные имеют только две падежные формы?
9. Почему порядковые прилагательные не относятся к числительным?
10. В каких числительных мягкий знак пишется в середине, а в каких – в конце?

69.2. Продолжите.

1. Имя числительное – это…...
2. Имена числительные изменяются по…...
3. Слова тысяча, миллион, миллиард – это…..., так как они...…
4. По составу числительные делятся на…...
5. По значению числительные делятся на...…
6. Собирательные числительные «дружат»…...
7. При склонении сложных числительных изменяется...… При склонении составных числительных изменяется…...
8. Числительные...… имеют только две падежные формы: … ...
9. Порядковые прилагательные не относятся к числительным, так как...…
10. В числительных от...… до…... мягкий знак пишется в середине. В числительных от...… до...… мягкий знак пишется на конце.

70.1. Прочитайте рассказ.

ПИСЬМО

«Здравствуй, Никита! Как и обещал, пишу тебе. Правда, на девятый день, а не сразу. Напрасно ты мне завидовал. Это не турлагерь, а дурлагерь. Собралось человек тридцать дураков, и каждый мнит себя завзятым туристом. Поднимаются в шесть утра, минут двадцать пять как заведенные делают зарядку, потом, не разбирая дороги, несутся к реке. Плещутся, ныряют. Я смотрю на них и думаю: нормальный человек и за сто рублей не полезет в такую холодину в воду.
На завтрак тут дают кашу. Пока были бабушкины пирожки (пятнадцать штук), я приносил их в столовку и ел вместо каши. Но на четвертый день они кончились, попробовал кашу: ничего, есть можно.
В первый однодневный поход я не пошел. Нашел себе другое занятие. Тут много разных камней, решил собрать коллекцию. Они вернулись из похода поздно. Двое подошли, увидели камни и говорят: “А ты здесь время не терял, Плюшкин”. Я долго ломал голову: что за Плюшкин? Потом догадался: это им, наверное, бабушкины пирожки показались плюшками.
Во второй поход они меня все-таки утащили с собой. Я сложил свои камни в рюкзак (в лагере ни сторожей, ни дежурных) и отправился.
Еле дотащил свой рюкзак до второго привала. Здесь они решили устроить рыбалку. У меня удочки не было, и я пошел собирать новые камни. Вернулся и вижу: поймали одиннадцать больших рыбин, собираются варить уху. Я предложил: “Давайте эту рыбу испечем, тогда всем достанется поровну, а в ухе все разварится, и не поймешь, кто сколько съел”. Ты представить не сможешь, Никита, как они хохотали.
А когда возвращались обратно, они вот что сотворили. Вытряхнули из моего рюкзака все шестьдесят восемь камней и поделили между собой, по два и по три. У меня остались каких-то полтора – большой и маленький. Я чуть не бросился на них с кулаками. А они: “Да не бушуй, отдадим мы тебе твои вериги, когда вернемся”. И действительно отдали. Теперь вот думаю: зачем им надо было тащить в своих рюкзаках мои камни?..»
На этом письмо обрывалось. Может быть, автор потерял его? Но хочется думать, что он перечитал свое письмо, что-то понял и не стал дописывать.

(Р.Коваленко)

70.2. Проверьте правильность заполнения таблицы примерами из этого текста. Сделайте морфологический разбор числительных и прилагательных (по одному из каждой колонки).

Числительные, обозначающие целые числа

тридцать, шесть, сто, пятнадцать, одиннадцать, шестьдесят восемь

Дробные числительные

поровну

Собирательные числительные

двое, полтора

Порядковые прилагательные

девятый, четвертый, однодневный, второй, второго

70.3. В предложениях, выделенных курсивом, объясните знаки препинания.


1 Морская миля равна 1852 м, сухопутная – 1609 м.

2 Этот прием использует Т.Л. Служевская в книге «Уроки русской словесности». СПб., 1994. С.125.

3 Числительные два, три, четыре имеют разные формы в.п., когда сочетаются с одушевленными или неодушевленными существительными: восемьсот шестьдесят трех учеников, восемьсот шестьдесят три стола.

 

Рейтинг@Mail.ru