Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2004

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

В.СВИНЦОВ,
Б.ПАНОВ


Школьное справочное бюро

С 1 сентября по 14 октября 2003 года справочно-информационный интернет-портал «Грамота.Ру» (www.gramota.ru) и московская школа для одаренных детей «Лига школ» (№ 1199) проводили совместное мероприятие под названием «Школьное справочное бюро».

«Справочное бюро» существует на портале «Грамота.Ру» уже три года (адрес в Интернете – www.spravka.gramota.ru). Было решено создать аналогичный сервис, сотрудниками которого были бы не взрослые, а дети. При этом преследовались две цели: научить школьников работать в рамках интернет-портала и создать интересный раздел для всех посетителей «Грамоты.Ру».

Работа «Школьного справочного бюро» была организована по принципу «взрослого» раздела. Посетители задавали ученикам «Лиги школ» вопросы, посвященные русскому языку и русской словесности. За месяц работы «Школьного справочного бюро» участники оставили на портале более двухсот сообщений. Эти сообщения – вопросы взрослых посетителей, ответы учеников и совместные комментарии к ответам – интересны, несомненно, с филологической и педагогической точек зрения.

Пользуясь Интернетом, ребята читали вопросы, искали ответы в словарях и справочниках (в том числе в тех, которые представлены на портале «Грамота.Ру») и самостоятельно, без консультаций у преподавателей, формулировали ответы. Работа «Справочного бюро» шла независимо от основного курса русского языка, вопросы, заданные ученикам, на уроках не обсуждались. Роль учителя-организатора сводилась к напоминанию правил общения на научном форуме: 1) отвечающие должны представляться настоящим именем; 2) ответ должен дополняться ссылкой на источник информации; 3) при формулировании ответа необходимо пользоваться «формулами вежливости», например, благодарить за вопрос. Чтобы привлечь к работе тех, кто не имеет дома компьютера с выходом в Интернет, в школе на стенде каждую неделю вывешивался лист с новыми вопросами, которые оставили посетители портала. Ученики не только отвечали на вопросы, но и дополняли ответы друг друга, спорили со взрослыми оппонентами, отстаивали свою точку зрения. В работе «Справочного бюро» смогли принять участие все желающие. Количество и качество ответов на вопросы, дополнений и комментариев, сделанных каждым школьником, учитывалось при выставлении итоговых оценок за четверть по русскому языку.

За время работы «Школьного справочного бюро» ребятам было задано примерно 50 вопросов, потребовавших обращения к специальным лингвистическим источникам. Вот некоторые вопросы. Кто такая лядащая кобыленка? Как правильно: телек или телик, видек или видик? Искренно или искренне Ваш? Что такое поребрик? Также были вопросы по пунктуации, орфографии, стилистике, орфоэпии.

Ответы, данные учениками, неравнозначны. Иногда это лишь догадка ученика. Но в процессе работы «Школьного справочного бюро» аргументированных, скрупулезных ответов становилось все больше. Таков, например, ответ о значении слова поребрик (этот искусствоведческий термин – способ украшения храма (башни, стены), когда кирпич ставится вертикально и под углом, так что видно его ребро, – есть далеко не во всех словарях русского языка). Взрослые – иногда благожелательные, иногда иронизирующие – сумели дать ряд ценных советов отвечающим. Например, многие ученики при ответе на вопрос или забывали указывать источник, или делали это неверно, записывая только фамилию автора словаря, без указания полного названия и года издания. Качество ответов заметно улучшилось благодаря переписке школьников со взрослыми посетителями форума. Судя по множеству реплик, написанных взрослыми, в «Школьном справочном бюро» было интересно и взрослым, и детям. Для некоторых этот форум стал неизменным местом встречи, местом, где можно обсудить интересный, необычный вопрос. Вот, к примеру, какая дискуссия возникла между учениками и взрослыми по поводу ударения в слове музыка (приводим в сокращении). Полужирным шрифтом мы выделили имена и псевдонимы («ники») корреспондентов.

Московкина: У Пушкина «звучит музыка полковая». А теперь музыка? Ударение с годами передвигается к началу? Почему так? Или Пушкин ошибался?

«Лига школ», ученица 10-го класса Ольга: Пушкин не ошибался, раньше действительно так говорили. Такое ударение встречается не только у него. А почему так, я не знаю.

«Лига школ», ученик 10-го класса Михаил: Еще возможно, что такое ударение было поставлено специально, чтобы не нарушать ритмику строки.

Ilyich the Toad: Браво, Михаил! Действительно, из соображений ритма (и многих других соображений) поэты могут предпочитать ту или иную форму, особенно если правила употребления не вполне устоялись. Впрочем, могут рискнуть и пойти поперек устоявшихся правил. Примеров можно найти множество. Возьмите хотя бы «троттуары» и «жолты» Блока.

«Лига школ», ученица 10-го класса Ольга: Простите, но, по-моему, Пушкин хотел поставить именно музыка, иначе он 1) не стал бы употреблять слово с неправильным ударением несколько раз, 2) он подобрал бы другую рифму или ритм для правильного ударения. Тем более что я встречала такой вариант произношения и у других авторов, и в русских народных сказках. Еще раз простите, если я не права.

Ilyich the Toad: Ольга, тут «все правы». Речь идет о вживании чужеродного слова в русский язык. В этом процессе накладки неизбежны – сначала заимствуются «прононс» и ударения оригинала, и уж затем конструкция подвергается «русификации» (в нашем случае)… Так что «вопрос, конечно, интересный». ;-)

Любопытно, что отношение к «Справочному бюро» у школьников было неоднозначным. Ребята, уже имевшие опыт использования компьютера для общения и поиска информации, достаточно быстро включились в работу. Для некоторых создание такого форума послужило поводом впервые подключить свой компьютер к Интернету и познакомиться с его возможностями. Важно отметить, что заметную помощь оказали родители, которые увидели, что Интернет – не только место общения и развлечения; он может реально способствовать образованию их детей. Большая группа учеников регулярно следила за тем, что происходило на форуме, но личного активного участия не принимала. Наконец, были и такие, кто «Школьным справочным бюро» не заинтересовался вовсе.

Поскольку «Справочное бюро» было создано как свободный форум, в некоторых сообщениях встречались довольно резкие, иногда нелицеприятные, отрицательные оценки ответов учеников. Они касались прежде всего опечаток, пропущенных запятых, а иногда и содержательно неверных ответов. Дети достаточно быстро научились достойно реагировать на подобные выпады и исправлять ошибки. Ни один ученик не отказался отвечать на вопросы из-за того, что был неверно понят и обижен кем-то из посетителей. Работа форума помогала формированию критического отношения к себе и для многих была хорошим уроком общения.

Примерно через месяц после завершения работы форума его участникам в школе в форме контрольной работы задали те вопросы, которые прислали посетители портала. Ее результаты свидетельствуют о том, что информация, с которой работали ученики, запоминается надолго. Высокая эффективность такой формы учебной работы позволяет предположить, что подобные форумы можно посвящать любым учебным предметам. Форум – один из распространенных и простых сервисов Интернета. Открыть свой форум или указать новую тему для обсуждения на существующем форуме предлагают многие сайты. Поэтому технических проблем при осуществлении подобных учебных проектов возникнуть не должно.

Архив форума «Школьное справочное бюро» можно найти на сайте «Грамота.Ру» по ссылке: http://www.gramota.ru/forum

 

Рейтинг@Mail.ru