Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2004

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Л.С. СТЕПАНОВА,
г. Москва


Работа с текстом при повторении и обобщении изученного

10 класс

Для эффективного использования разнообразных приемов и методов работы с текстом при обобщении и повторении изученного можно обратиться к текстовым упражнениям учебника или специально подобрать тексты, согласуя их с программой занятий по литературе.
В 10-м классе при повторении и обобщении темы «Лексика», которое по времени совпадает с работой над романом И.А. Гончарова «Обломов», целесообразно, например, обратиться к фрагменту «Сна Обломова» (глава 9). Он насыщен лингвистическим материалом, позволяющим повторить такие понятия, как синонимы и их виды, антонимы и их виды, градация, перифраза, антитеза, прямое и переносное значение слова, сравнение, эпитет и прочие.

ТЕКСТ №17

1) Где мы? 2) В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? 3) Что за чудный край!

4) Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

5) Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6) Море, например? 7) Бог с ним! 8) Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9) Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

10) Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11) Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.

12) Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 13) От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море.

14) Нет, бог с ним, с морем!..

15) Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16) Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя... 17) И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей.

18) Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

Вопросы и задания

1. Прочитайте текст вслух выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отрезки интонацией, паузами и повышением или понижением тона.

2. Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется слово море? Почему?

Ответ. В тексте содержатся следующие лексические повторы: уголок (1, 18), море (4, 6, 13, 14), горы (4, 15), скалы (4, 17), пропасти (4, 15, 17), грандиозное (4, 5), дикое (4, 5, 15), человек (8, 12, 15), в 17-м предложении слово человек повторяется в форме множественного числа: людей.
Слово море 4 раза повторяется в тексте потому, что автор разворачивает перед читателями грандиозную и устрашающую картину моря.

3. Какими описательными оборотами заменяется слово море в тексте? Как называются такие обороты речи? Дайте им определение.

Ответ. Слово море заменяется следующими описательными оборотами: необозримая пелена вод, бесконечная картина, широкая картина, бешеные раскаты валов. Такие обороты речи называются перифразами.

Перифраза — это оборот речи, который состоит в замене слова или имени описательным сочетанием, содержащим элемент характеристики предмета, явления или лица. Перифразы помогают избежать повторов, в образной форме выражают оценку объекта и являются богатым резервом синонимических средств языка.

4. Перифразы могут быть как общеупотребительными и общепонятными, относящимися только к данному объекту (лиса – рыжая плутовка, Япония – Страна восходящего солнца), так и контекстуальными, то есть относящимися к данному лицу или предмету только в определенном контексте. Какие из них используются в этом тексте? Докажите свое мнение.

Ответ. Здесь используются контекстуальные перифразы, так как в другом контексте они могут быть отнесены, например, к океану или озеру, а словосочетания бесконечная картина и широкая картина – к степи, к небу и т.д.

5. Найдите в тексте контекстуальный оценочный синоним слова море. Какой образ моря создает автор? Какие слова он для этого использует?

Ответ. Контекстуальный синоним слова море – чудовище, то есть нечто страшное, враждебное человеку. Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего и стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное, стон, чудовище, зловещие голоса.

6. Обратите внимание на звуковой образ моря в тексте. Какими фонетическими средствами он создается?

Ответ. Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище. Поэтому аллитерации тут чередуются и сочетаются с ассонансами. Например, в предложении 10 звуковой образ моря создается чередованием повторов согласных звуков [р], [в], [б], передающих рев и рокот, и аллитераций [с], [н], [ж] в сочетании с ассонансами [о], [у], которые производят впечатление стона, завывания.

7. Найдите в тексте синонимы слов горы и пропасти. Какую смысловую и оценочную роль играет такая синонимия?

Ответ. Контекстуальные синонимы слов горы и пропасти – когти и зубы дикого зверя. Такая контекстуальная синонимия создает образ дикой, угрюмой, враждебной человеку природы.

8. Обратите внимание на аллитерации в предложениях 15 и 16. Какую роль здесь играют эти фонетические средства?

Ответ. В предложениях 15 и 16 аллитерация используется не только для создания звукового образа, но и для передачи эмоционального впечатления, определенного восприятия слабым человеком дикой природы. Горы, пропасти, грозны, страшны, устремленные, зверя – повторение звуков [р], [р’] одновременно и передает рычание зверя, и усиливает впечатление страха, угрозы, исходящей от дикой природы.

9. Какие литературные тропы использует И.А. Гончаров для создания такого образа природы? Какие из них основаны на переносном значении слов? Дайте определения этих тропов.

Ответ. И.А. Гончаров использует разные фигуры речи:

– эпитеты (в том числе и метафорические): необозримая (пелена вод), бесконечная (картина), бешеные (раскаты валов), мрачное и неразгаданное (содержание), зловещие (голоса), дикого (зверя) и пр.;
– сравнения: безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся… и кружатся, Они <горы и пропасти> грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя...;
– олицетворения: рев валов; валы твердят свою… песнь, в которой слышатся стон и жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса; вопли природы; небо… отступилось от людей.

На переносном значении слов основаны, например, метафорические эпитеты: бешеные (раскаты валов). Кроме того, на переносном значении основаны и метафоры-олицетворения: вопли природы. Можно сделать вывод, что на переносном значении слов основаны метафоры и их разновидности (метафорические эпитеты, олицетворения).

Метафора – это литературный троп, основанный на переносном значении слов и уподоблении одного предмета или явления другому; то есть метафора – это скрытое сравнение.

10. Вспомните, что такое градация. Найдите примеры использования градации в этом тексте.

Ответ. Градация – это фигура речи, основанная на постепенном возрастании или убывании качества, свойства, значимости явления или предмета. Как правило, градация строится на нагнетании синонимов.

Примеры градации в тексте: море наводит грусть – хочется плакать – сердце смущается робостью; ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины.

Принцип градации может использоваться и при построении текста, то есть он может быть композиционным приемом.

Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приеме градации? Чтобы ответить на этот вопрос, найдем ключевые слова фрагмента.

11. Подчеркните объективные и субъективные ключевые слова. Выпишите их, располагая по порядку и в соответствии со смысловыми отношениями.

12. Выпишите все перифразы, заменяющие в этом тексте наименование «Обломовка». Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается этот край: автора, Ильи Ильича Обломова, обломовцев?

Ответ. Обломовка – благословенный уголок земли – чудный край – мирный уголок. Этот край оценивается с точки зрения обломовцев и главного героя, который тоже к ним принадлежит. Обломовцы не просто любят свою деревню, но даже считают ее идеалом жизни. Так же думает и Илья Ильич Обломов, поэтому во сне он с умилением и радостью видит чудный край.

13. Найдите и выпишите из текста примеры антонимов. Что такое антонимы? С какой целью они используются здесь?

Ответ: Здесь есть контекстуальные антонимы: благословенный уголок – грандиозное, дикое и угрюмое, а также лексические антонимы: мирный (уголок) – грозны (горы и пропасти).

Антонимы – это слова одной части речи с противоположными лексическими значениями. В этом тексте они используются для того, чтобы подчеркнуть основное противопоставление: мир Обломовки – дикая природа.

14. Отметьте композиционно-смысловые части текста. На каких приемах основана композиция текста? Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся?

Ответ. Весь текст можно разделить на три основные части: 1) два первых абзаца (чудный уголок); 2) с третьего по седьмой абзац – картина дикой природы; 3) последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно разделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, морем, горами и пропастями.
Композиция текста основана на противопоставлении и градации. Чудный край противопоставляется дикой природе; ей же противопоставляется человек. Изображение самой дикой природы основано на градации – усилении впечатления чего-то безграничного, страшного, враждебного человеку. Состояние человека перед лицом дикой природы также передается при помощи градации: сначала говорится, что человеку становится грустно при виде моря, и в конце концов утверждается, что он совсем исчезает на фоне величественной картины, даже небо отступилось от людей. Этим усиливается впечатление одиночества, ничтожности и беспомощности человека перед лицом дикой природы.
Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность того мира, в котором живут обломовцы.

15. Почему Гончаров для противопоставления «мирному уголку» (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти?

Ответ. Море, горы и пропасти – это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой, и одновременно как бы подчеркивает свою литературную позицию: отказ от романтизма как метода, изображающего нечто необычное, исключительное, далекое от обыкновенной жизни.

16. Выпишите из текста прилагательные и причастия с н и нн. Сгруппируйте их и объясните правописание.

1) Прилагательные: беш-ен-ый <-- бесить (н.в.);
благослов-енн-ый <-- благословить (с.в.);
неразгада-нн-ый <-- (не)разгадать (с.в.).

2) Причастия: измуч-енн-ый, обреч-енн-ый, осужд-енн-ый, выпущ-енн-ый, устремл-енн-ый. Все страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов -енн-, -нн-, -т-, поэтому в полной форме этих причастий пишется нн.

17. Выпишите слова с приставками на з/с. Объясните их правописание.

Слова с приставками на з
(перед звонкими согл.)

Слова с приставками на с
(перед глухими согл.)

вз-гляду
из-мученному
не-раз-гаданного
без-молвные

бес-конечной
рас-каты
бес-силен

18. Произведите фонетический разбор слова бессилен.

После этой работы с текстом на дом можно дать задания обобщающего характера.

1. Что такое многозначные слова? Расскажите о прямом и переносном значениях слова. Как используются переносные значения слова в литературных произведениях? Отвечая на вопрос, основывайтесь на предыдущем тексте.

2. Что такое синонимы? Какие виды синонимов вы знаете? С какой целью они употребляются в текстах? Как они используются в литературных произведениях? Приведите примеры из текста.

3. Что такое перифразы? Какие виды перифраз вы знаете? Как они используются в литературных произведениях? Приведите примеры из текста.

4. Что такое антонимы? Назовите их разновидности. Для чего они используются в литературных произведениях? Приведите примеры из текста.

Кроме того, можно в классе написать небольшую – минут на 15 – творческую работу «Мое впечатление от начала главы “Сон Обломова”». Приведем два примера такой работы, написанной десятиклассниками в сентябре 2003 года.

ТЕКСТ № 1

Трудно бывает сразу разобраться в тексте, правильно воспринять его. Очень странным поначалу показалось мне, что «Сон Обломова» начинается с описания того, чего нет в этом благословенном уголке земли. Только вчитываясь в строки, понимаешь, что автор не случайно выбрал такое начало для своего рассказа. Гончаров намеренно противопоставляет бушующую или грозную стихию (море, горы, пропасти) спокойной, мирной жизни в Обломовке.
Для усиления этого впечатления он использует разнообразные средства: антонимы (мирный уголок – горы и пропасти грозны), метафоры (бешеные раскаты валов, вопли природы), сравнения (горы и пропасти грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя), аллитерацию (повторение звука [р] при описании гор и пропастей). Так Гончаров добивается создания яркого и устрашающего образа не подвластной человеку природы – дикого разъяренного чудовища. Каким жалким и слабым кажется себе человек по сравнению с такой природой! И этот человек, конечно же, житель Обломовки.
Так мы понимаем, что обломовцам чуждо все дикое и грандиозное и что поэтому в дальнейшем повествовании не будет ничего сверхъестественного и удивительного. Высокие взлеты и резкие падения не свойственны обломовцам, они предпочитают однообразную, тихую жизнь порывам, суете и нововведениям.

ТЕКСТ № 2

Начало «Сна Обломова» произвело на меня сильное впечатление. Я поражена тем, что автор смог так ярко передать картину природы, которую видят именно жители Обломовки. Он ставит себя на место обломовцев, стараясь понять их чувства при виде дикой природы. Читая этот отрывок, невольно погружаешься в мир Обломовки. При этом я уже не могу воспринимать эту картину природы по-своему, а начинаю ощущать все с позиции обломовца.
Но все это можно почувствовать, если читать отрывок медленно и вдумчиво. Иначе покажется странным, почему такая привычная нам картина описывается пугающе.
На протяжении всего текста автор разворачивает сравнение дикой природы со зверем, с чудовищем. В этом отрывке немало выразительных эпитетов, олицетворений, помогающих представить то, как увидели и восприняли бы море, горы и пропасти обломовцы. Использование аллитерации (повторение звука [р]) нагнетает мрачное впечатление. Погружаясь в этот мир, я представляю себе что-то страшное, рычащее и грозное, способное погубить человека.
Ощущение это так сильно, что действительно с облегчением читаешь: Не таков мирный уголок... Недаром начинается и заканчивается отрывок рассказом о мирном и благословенном уголке: здесь подчеркивается противопоставление мирной картины природы, которая благосклонна к человеку, и дикой природы, которая ему враждебна.

Как видим, после проделанной на уроке работы ученики вполне справляются с творческим заданием. И, конечно же, обобщение программных языковых явлений для них становится более легким, не формальным, а осознанным и мотивированным. Подобные занятия, таким образом, носят многоцелевой и интегративный характер: во-первых, они способствуют повторению, закреплению и обобщению определенного лингвистического материала, во-вторых, помогают глубже понять и воспринять программное литературное произведение, в-третьих, развивают речь учащихся.

 

Рейтинг@Mail.ru