Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2004

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

В.Н.АЛЕКСАНДРОВ,
О.И.АЛЕКСАНДРОВА,
Т.В.СОЛОВЬЕВА

Продолжение. Начало в № 1, 5/2004


Подготовка к Единому государственному экзамену (ЕГЭ)

Часть II

КОНТРОЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Глава 2. Морфемика и словообразование

МОРФЕМЫ

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Задание 1. Укажите правильный ответ.

1. Подчеркните слово с нулевым окончанием:

а) платье; б) украсив; в) уходящий; г) поставила; д) могуч.

2. Подчеркните слово, от которого образовалось наречие легко:

а) облегчить; б) легкость; в) легкий; г) легкое; д) полегчало.

3. Какое из данных слов не является однокоренным к слову горный?

а) гористый; б) пригорок; в) горелый; г) горняцкий; д) горец.

4. Подчеркните слово без окончания:

а) подрос; б) гражданка; в) сбросил; г) по-братски; д) лисий.

5. Подчеркните слово, которое соответствует следующей морфемной схеме:

а) по-русски; б) втайне; в) присказка; г) задумавшись; д) убегающий.

6. Подчеркните слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

а) настольный; б) входить; в) белизна; г) переходить; д) бескорыстный.

7. Подчеркните слово, в котором два корня:

а) водянистый; б) снегопад; в) подземный; г) преопасный; д) безысходный.

8. Подчеркните слово с приставкой:

а) вьюга; б) пьедестал; в) декорация; г) объявить; д) слушатель.

9. Подчеркните слово, в котором есть суффикс -тель-:

а) оборонительный; б) строительный; в) содержательный; г) уравнительный; д) подсознательный.

10. Подчеркните слово, которое образовано сложением начальных звуков:

а) МГУ; б) МВД; в) ЦСК; г) ТАСС; д) ВТО.

11. Определите словообразовательную цепочку:

1) переподготовка; 2) подготовка; 3) готовить; 4) подготовить.

а) 1, 2, 3, 4; б) 3, 4, 2, 1; в) 4, 3, 2, 1; г) 4, 3, 1, 2; д) 2, 1, 4, 3.

12. Подчеркните слово, образованное суффиксальным способом:

а) пригорок; б) заварить; в) побелка; г) соавтор; д) ледокол.

13. Подчеркните слово, образованное приставочным способом:

а) самокат; б) прадед; в) переносица; г) глазастый; д) вдуматься.

14. Подчеркните слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

а) преподавательница; б) лесостепь; в) антивоенный; г) безбилетный; д) рассказать.

15. Подчеркните слово, которое имеет такое морфемное строение:

а) Отъезд; б) обрывок; в) обсудить; г) обидный; д) полегче.

16. Подчеркните слово, которое имеет такое морфемное строение:

а) Ответ; б) отвар; в) увидел; г) отросток; д) вьюжный.

17. Составьте словообразовательную цепочку:

1) теплеть; 2) потеплеть; 3) теплый; 4) потеплевший.

а) 1, 2, 3, 4; б) 4, 3, 2, 1; в) 2, 1, 4, 3; г) 3, 2, 1, 4; д) 3, 1, 2, 4.

18. Какое слово является лишним в группе однокоренных слов?

а) Белизна; б) белка; в) побелить; г) беленький; д) белый.

Задание 2. Какая схема соответствует морфемному строению слова?

Задание 3. Морфемное строение какого слова соответствует схеме?

Задание 4. Разберите слова по составу.

Задание 5. Запишите правильный ответ.

Вопрос

Ответ

Эталон

+

1.

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________

  

Окончанием

  

2.

Какое окончание в слове договорилась?

  

-а-

  

3.

Какой корень в слове досрочный?

  

-сроч-

  

4.

Какое окончание в слове видел?

  

Нулевое

  

5.

С помощью какого суффикса образовано слово охотник?

  

-ник

  

6.

Какой корень в слове маленький?

  

мал-

  

7.

Слово белизна образовано _______ способом

  

Суффиксальным

  

8.

Верно ли, что у наречий нет окончаний?

  

Да

  

9.

Верно ли, что в слове ремесленник два суффикса?

  

Да

  

10.

От какого слова образовано слово сотрудник?

  

Труд

  

11.

Разберите слово по-зимнему по составу.

  

  

12.

Каким способом образовано слово героизм?

  

Суффиксальным

  

13.

Можно ли выделить приставку в слове сложный?

  

Нет

  

14.

Являются ли однокоренными в современном языке слова автор и авторитет?

  

Нет

 

15.

Верно ли, что в слове шире (раздвинуть) окончание ?

  

Нет

 

16.

Каким способом образовано слово заголовок?

  

Приставочно-
суффиксальным

  

17.

Верно ли, что в слове преуспеть одна приставка – пре-?

  

Да

  

18.

Являются ли однокоренными слова колоситься и колоссальный?

  

Нет

  

19.

Каким способом образовано слово железобетон?

  

Сложением

  

20.

Верно ли, что слова конфликт и конфликты являются однокоренными?

 

Нет, это формы одного и того же слова

  

21.

Верно ли, что в слове символизируя нет окончания?

  

Да, потому что это деепричастие – неизменяемая форма глагола

  

22.

Верно ли, что слово измельчить образовалось от слова мелкий?

  

Нет, измельчить – от слова мельчить

 

23.

Сколько корней в слове трубочист?

  

Два

 

24.

Сколько приставок в слове приободрился?

  

Две

 

25.

Верно ли, что в словах собирательный и приблизительный один и тот же суффикс – -тельн-?

  

Да

  

26.

Верно ли, что слово бег образовалось от слова бегать бессуфиксным способом?

  

Да

  

27.

Есть ли приставка в слове напряжение?

  

Нет

  

28.

Верно ли, что в словах вмешательство и привлекательный есть суффикс -тель-?

  

Нет

  

29.

Являются ли однокоренными слова перегорел и огарок?    

  

Да

  

30.

Сколько суффиксов в слове пожелтели?

  

Два

  

31.

Верно ли, что слово синий образовано от существительного синь?

  

Нет

  

3 2.

Какое окончание в слове заячий?

  

Нулевое

  

33.

Каким способом образовалось слово послезавтра?

  

Приставочным

  

34.

Верно ли, что слово переносица образовано приставочно-суффиксальным способом?

  

Да

  

35.

Какое окончание в глаголе выберем?

  

-ем

  

36.

Верно ли, что в слове кормлю есть суффикс прошедшего времени -л-?

  

Нет, это глагол в настоящем времени

  

37.

Верно ли, что в слове допризывник суффикс -ник-?

  

Нет, два суффикса: -н- и -ик-

  

38.

Одинаковые ли суффиксы в словах разведчик и ключик?

  

Нет, во втором слове суффикс -ик

  

39.

Как образовано деепричастие уговорив?

  

От глагола уговорить

  

40.

Являются ли слова смелый и измельчать однокоренными?

  

Нет

  

41.

Одинаковые ли суффиксы в словах отечество и мастерство?

  

Нет, в первом слове суффикс -еств- (отец)

  

42.

Каким способом образовано слово сгоряча?

  

Приставочно-
суффиксальным

  

43.

Являются ли однокоренными слова отчество и отчетливо?

  

Нет

  

44.

Верно ли, что в слове изменился есть суффикс -ил-?

  

Нет; суффиксы -и-, -л-

  

45.

Какие суффиксы есть в слове усилитель?

  

-и-, -тель-

  

46.

Сколько суффиксов в слове утешительный?

  

Три: -и-, -тель-, -н-

  

47.

От какого слова образовалось слово поручение?

  

Поручить

  

48.

Верно ли, что в словах порошковый и поравняться есть приставка по-?

  

Нет, в первом слове по- – часть корня

  

49.

Верно ли, что слова популярность и порядочность образованы суффиксальным способом?

  

Да

  

50.

Верно ли, что в словах переподготовка и перевязка есть приставка пере-?

  

Да

  

Всего набрано баллов

  

Задание 6. Выполните блок тренировочных упражнений.

Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

В своих произв_дениях поэт Константин Скворцов г_в_рит о су_ьбах Росси_ отдельных людей о су_ьбе мира. Ему пр_сущи глуб_на историч_ской пам_т_ смелая (не)ожида(н,нн)ая тр_ктовка историч_ских событий все то что было свойстве(н,нн)о русской дра_атической поэзи_. Но у К.Скворцова свой путь в и(с,сс)ку(с,сс)тве свой взгля_ на мир поэт продолжа_т тр_диц_и русской литературы но он самобытен (не,ни)на кого (не,ни)похож. Глуб_на и острота чу_ств бл_городство верн_сть себе пр_клонение перед женщиной нравстве(н,нн)ая ч_стота высота духа вот что отл_ча_т его лир_ку. «Я наследую небо...» это кредо поэта и человека Константина Скворцова.

1. Определите стиль текста:

1) научный; 2) публицистический; 3) художественный.

2. Определите основную мысль отрывка и запишите ее.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

3. Выпишите из текста существительное, в котором нет окончания.

_______________________________________________________

4. Найдите ошибочное утверждение:

1) окончание образует формы слова;
2) окончание не входит в основу слова;
3) все слова в русском языке имеют окончания.

5. Укажите номера слов с нулевым окончанием:

1) жег; 2) здание; 3) тоньше; 4) купаешься; 5) домой; 6) унес; 7) молодец; 8) комментарий; 9) горжусь; 10) поразителен.

6. Укажите номера слов с приставкой разо-:

1) разорвать; 2) разоружить; 3) разобидеться; 4) разочаровать; 5) разозленный; 6) разорить; 7) разобщить; 8) разобранный; 9) разогнаться; 10) разоткровенничаться.

7. Укажите значение приставки в слове разрезать:

1) распределение; 2) распределение действия в разные стороны; 3) раздробление; 4) разделение на части.

8. Укажите значение приставки в слове вдуматься:

1) направленность движения или действия внутрь;
2) сосредоточенность и напряженность действия;
3) направленность движения вверх.

9. Выпишите из текста слово(а), в котором(ых) не является приставкой.

_______________________________________________________

10. Укажите номера слов, в которых нет суффикса:

1) узкий; 2) направо; 3) массаж; 4) аккуратный; 5) ящик; 6) корзина; 7) домина; 8) мостик; 9) лисий; 10) двурогий; 11) Москворечье.

11. Укажите номера слов, в которых есть два суффикса:

1) колечко; 2) речка; 3) скоростной; 4) сказанный; 5) спасатель; 6) увиденный; 7) бумагоделательный; 8) будничный.

12. Укажите слово (слова), от которого(ых) образовано данное. Назовите способ словообразования.

Столовая, ЕГЭ, мореходный, разноязыкий, достучаться, неподвижно, скрип.

13. Разберите слова по составу:

1) приусадебный; 2) безветренный; 3) заупрямился; 4) проигрыватель.

14. Запишите слова в два столбика.

Однокоренные (родственные) слова

Формы одного и того же слова

  

 

 

 

 

 

Плохой, плохонький; журналист, журналистика; писать, буду писать; красивый, более красивый; напишу, напиши; я, меня; конферанс, конферансье; шоколад, шоколадка.

15. Найдите «лишнее» слово:

1) нож, ножны, стреножить, ножевой;
2) нос, носик, переносица, переноска;
3) приводить, проводка, проводник, оленевод.

16. В каком(их) слове(ах) есть суффикс -л-?

1) влюбленный; 2) капля; 3) зубило; 4) приплыли; 5) бережливость; 6) носильщик.

17. Обозначьте приставки.

Пододеяльник, подорожник, подострить, подошва, надорвать, надоить, наболтать, набат, наступить, наст.

18. В каких словах нет суффикса?

1) соловьиный; 2) синий; 3) лисий; 4) зверье; 5) спугнуть; 6) мамин.

19. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Как образованы слова доброе и злое?

Удивительно не то, что добрый человек в каждом человеке ищет доброе, а злой – злое. Удивительно, что оба находят.

(Ц.Меламед)

20. Выпишите из стихотворения К.Рубинского слова с суффиксами субъективной оценки. С какой целью их использует автор?

День осени

Неслышно ступая с малышкой Шептушкой,
Всем листикам Осень желтушила ушки.
За нею дожди по неслышной тропинке
Тащили водицу в прозрачной корзинке.

И сырость тревожную нежную эту
Они разбросали по белому свету.
А листикам желтым велели без шуток
Готовить для ветра свои парашюты.

21. Выпишите из стихотворения К.Рубинского авторские неологизмы. Как вы их оцениваете?

_______________________________________________________

_______________________________________________________

По вопросам приобретения учебного пособия «Подготовка к единому государственному экзамену» В.Н. Александрова, О.И. Александровой, Т.В. Соловьевой обращаться по адресу: 454048, г.Челябинск, ул.Худякова, 10. Тел./факс: (3512)60-71-55.
Е-mail: vzglyad@chel.surnet.ru ; sales@vzglyad.e7.ru

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru