Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2004

ПОДСПОРЬЕ

А.В. ВОЛКОВА,
школа № 57, г. Москва


Комплексное упражнение

Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис

5-й класс

 Прочитайте текст.

Слово губка (предмет для мытья) образовано с помощью1 суффикса -к- от губа – «гриб». Слово с таким значением до сих пор сохранилось3 в диалектах и некоторых славянских языках. Таким же способом образовалось слово булавка от булавы – старинное оружие в виде палицы с шарообразным2 утолщением на конце. На Украине и в Польше оно обозначало знак гетманской власти4.

Задания

1. Сравните толкование слова булава в тексте с толкованием этого слова в словаре Ожегова.

2. Составьте словарную статью для слова губа. Подумайте, сколько значений есть у этого слова, какую помету должно иметь это слово в данном значении. Проверьте себя по словарю Ожегова.

3. Какие значения слова губка вам известны? Каким термином обозначаются подобные слова в языкознании? Используя толковый словарь, приведите примеры таких слов.

4. С помощью толкового словаря письменно объясните значение выделенных слов.

5. Сравните звучание слов губка, гриб, булавка. Какое фонетическое явление объединяет эти слова?

6. Выполните разборы, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4.

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru