Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Э.Л. БЕЗНОСОВ,
г.Москва


Словосочетание и предложение

Именно в 8-м классе, когда закладываются основные синтаксические понятия – понятия словосочетания и предложения, я советую сделать особый упор на формирование навыков теоретического подхода к изучаемому языковому материалу. Это, на мой взгляд, создаст необходимую базу, поможет и лучшему усвоению пунктуационной составляющей данного курса, достаточно сложной. Естественно, что все приведенные здесь материалы носят лишь рекомендательный характер. На их основе учитель самостоятельно выстроит свою систему уроков, исходя из особенностей каждого конкретного класса и творчески используя предлагаемую помощь.

Строение и грамматическое значение словосочетания

I. Изучение грамматического материала удобно связать с программой по литературе, в частности, со стихотворением А.Пушкина «Анчар». Вызванный ученик читает наизусть 1-ю строфу «Анчара», а потом находит в ней все существительные с относящимися к ним прилагательными, причастиями и местоимениями-прилагательными, т.е. словами, обозначающими признак. Эти конструкции выписываются на доске:

1) в пустыне чахлой и скупой,
2) почве раскаленной,
3) грозный часовой,
4) всей вселенной.

После этого определяем структуру и значение конструкций, используя категориальные значения частей речи. Поскольку категориальное значение существительных – предметность, значение прилагательных, местоимений-прилагательных и причастий – признак предмета (атрибутивность), то и значение этих конструкций – предмет и его признак.

Другой ученик читает 2-ю строфу «Анчара» и выписывает из нее на доске глаголы и зависимые от них слова (существительные и местоимения-существительные), и вновь, оперируя категориальными значениями слов, мы определяем структуру и значение этих конструкций:

Категориальное значение глагола – процессуальность (действие), а значение существительного и местоимения-существительного – предметность; следовательно, значением конструкций этого типа являются действие и объект (предмет), на который оно направлено.

1) каплет растопясь,
2) застывает ввечеру.

Значение конструкций глагол + наречие (деепричастие) определяется как «действие и его признак».

II. Следующим этапом работы должно стать совместное выяснение того, как соединяются слова друг с другом, т.е. связываются ли они произвольно или подчиняются каким-то законам. Потом выясняем, для чего служат эти синтаксические конструкции. В результате устанавливаем, что они выполняют ту же функцию, что и слово, т.е. номинативную: они призваны называть предмет или явление, только более конкретно, чем слово.

Теперь наступает самый ответственный этап работы – совместное формулирование определения. Большую часть определений и понятий следует выводить из анализа языкового материала, причем делать это лучше совместными усилиями, постепенно шлифуя формулировки. Самостоятельная работа по формулированию определений стимулирует интеллектуальную деятельность детей, приучает их относиться к процессу выкристаллизовывания определений как к цели и результату исследовательской работы.

Просим дать определение понятия «словосочетание», сформулировать его функциональное отличие от слова и функциональное сходство с ним. В результате может получиться такое определение:

Словосочетание – это связанное по смыслу и грамматически оформленное соединение слов, называющее предмет или явление. В отличие от слова, словосочетание называет предмет или явление более конкретно.

IV. В качестве домашнего задания можно попросить детей выписать из «Анчара» все словосочетания и сгруппировать их по значениям.

Виды подчинительных связей слов

I. Закрепление изученного на предыдущем уроке.

Для проверки домашнего задания три человека выходят к доске с домашними тетрадями. Один выписывает словосочетания со значением «предмет и его признак», другой – «действие и его объект», третий – «действие и его признак».

С классом в это время можно записать в виде объяснительного диктанта следующий пример:

На захолустном полустанке
Обеденная тишина.
Безжизненно поют овсянки
В кустарнике у полотна.

(Б.Пастернак)

– и попросить одного ученика после объяснения орфограмм найти здесь словосочетания с известными значениями.

II. Изучение нового материала.

1. Изучение видов подчинительной связи слов проводим на основе выполненного домашнего задания. В первой группе словосочетаний определяем грамматические формы зависимых слов и выясняем, что происходит с ними при изменении формы главного слова. Устанавливаем, что форма зависимого слова совпадает с формой главного и меняется вместе с ней. В результате наблюдений просим детей дать определение согласованию. Оно может принять после корректировки следующий вид:

Согласованием называется подчинительная связь слов, при которой зависимое слово стоит в той же форме, что и главное.

Обращаем внимание на морфологические способы выражения зависимых слов при согласовании и выясняем, что согласуются имена прилагательные, порядковые числительные, местоимения-прилагательные и причастия.

2. Переходим ко второй группе и определяем, от чего зависит грамматическая форма зависимого слова, чем определяется и почему меняется. Находим, что форма главного слова на форму зависимого не влияет, зависимое стоит в форме (падеже), которой требует главное слово. Вместе с учениками выводим определение управления:

Управление – это такая подчинительная связь слов, при которой зависимое слово стоит в той форме (падеже), которой требует главное слово.

Также определяем грамматическую принадлежность управляемых слов: имена существительные, количественные и собирательные числительные и местоимения-существительные. Обращаем внимание детей на то, что управление может осуществляться не только при помощи падежного окончания зависимого слова, но и при помощи падежного окончания и предлога. Учимся различать беспредложное и предложное управления. Если среди примеров, найденных детьми, не окажется конструкции с существительным в роли главного слова, то ее следует предложить, т.к. подобные конструкции встречаются очень часто и учащиеся должны иметь о них представление.

3. Смотрим, что происходит с зависимыми словами в конструкциях третьей группы при изменении формы главного слова. Определяем, что отсутствие изменений зависимых слов как раз и связано со способами их морфологического выражения, т.к. это все неизменяемые слова. Даем определение примыканию.

Примыкание – это такая подчинительная связь слов, при которой зависимое слово связывается с главной только по смыслу, так как примыкают неизменяемые слова.

Домашнее задание. В качестве домашнего задания можно попросить детей выписать словосочетания из стихотворения, которое в данный момент изучается на литературе, в три столбика: согласование, управление, примыкание.

Подчинительные связи слов

(Закрепление)

Начинаем урок с проверки домашнего задания.

I. Четыре человека выходят к доске с домашними тетрадями: 1-й пишет словосочетания с согласованием, 2-й – с управлением (беспредложным), 3-й – с управлением (предложным), 4-й – с примыканием.

С классом в это время можно разобрать следующее предложение:

Блещут искрами ярко впотьмах…...

(А.Фет)

Сделать это можно в форме объяснительного диктанта, попутно вспомнив правописание личных окончаний глаголов и слитное/раздельное написание наречий, и потом попросить найти все словосочетания и выписать их, сгруппировав по видам связи:

1) Согласование: полуночные образы; 2) управление: блещут искрами; 3) примыкание: блещут ярко, блещут впотьмах.

После этого можно перейти к проверке написанного на доске.

II. Предложения для следующего этапа работы можно предложить на карточках или продиктовать:

Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь, –
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.

(А.Фет)

Ученики выписывают словосочетания и указывают их значения.

III. Затем можно предложить учащимся творческое задание: распространить подлежащие и сказуемые данных предложений при помощи разных видов подчинительной связи.

Нива волнуется.
Лес шумит.
Слива прячется.
Ландыш кивает.

Финал этой работы ясен для любого учителя. Ее можно предложить и в качестве домашнего задания, если на уроке недостаточно времени. Главное – чтобы постоянно по возможности в каждой работе присутствовал творческий аспект.

IV. Возможное задание на дом: выписать, сгруппировав по значениям или видам подчинительной связи, словосочетания из стихотворения Пушкина «Узник».

Предложение как синтаксическая единица

I. Урок целесообразно начать с проверки домашнего задания в форме записей на доске: 1-й ученик выписывает примеры с согласованием, 2-й – примеры с беспредложным управлением, 3-й – примеры с предложным управлением, 4-й – примеры с примыканием (или же можно поменять задание и предложить выписать словосочетания по значениям).

С классом в это время можно записать предложение:

Как ярко полная луна
Посеребрила эту крышу.

(А.Фет)

(Найти примеры словосочетаний со всеми возможными значениями и, выделив словосочетания, определить их значения.)

II. Для закрепления пройденного предложим читаемые учителем пары слов переделать в словосочетания с согласованием и управлением, имеющие значение «предмет и его признак» (два ученика выполняют работу на доске, остальные – в тетрадях):

игрушка – пластмасса; стол – работа; пакет – бумага; чулки – шерсть; обувь – дети; задание – дом; волки – выть.

III. Изучение новой темы начинаем с записи материала для наблюдения (два ученика по очереди выходят к доске). Поскольку работа не на оценку, то обычно детям она нравится. Это очень полезно в психологическом отношении, т.к. создает нужный динамический стереотип, и ответ, связанный с работой у доски, не вызывает негативных эмоций. Каждый, записав по одному примеру, отвечает на вопросы: а) о чем идет речь в предложении, какими словами это обозначено? б) что об этом предмете сообщается? – и выполняет задание: подчеркивает слова, обозначающие предмет речи и сообщение о нем.

1. Зеленая ива повисла шатром. (А. Фет)
2. Березы севера мне милы. (А. Фет)

К каждой конструкции составляется схема, указывается значение частей речи и соотнесенность высказывания с временем. Получаем следующие формулы: 1) предмет и действие, которое он производил в прошедшем времени; 2) предмет и его признак, проявляющийся в настоящем времени.

Теперь надо выяснить, что отличает эти конструкции от словосочетаний.

В отличие от словосочетаний, эти конструкции не называют предмет или явление, а о чем-то сообщают. Следовательно, главное отличие предложения от словосочетания заключается в функции: словосочетание, как и слово, называет, а предложение – сообщает.

III. Продолжим запись материала для наблюдения:

1. Чудесный день.
2. Мороз и солнце. День чудесный…. (А.Пушкин)

Вопросы.

1. Какова разница в значении прилагательного чудесный в этих конструкциях? (В первом случае прилагательное обозначает просто признак предмета, а во втором – то, что сообщается о нем.)

2. Есть ли самостоятельная цель высказывания у конструкции чудесный день? Что она собой представляет? (Это – словосочетание, и цели высказывания у него нет, так как оно просто называет предмет.)

3. Чем интонация конструкции день чудесный отличается от интонации конструкции чудесный день? (Здесь появляется движение тона: повышение голоса в конце, то есть, кроме грамматической оформленности, данная конструкция имеет еще и интонационную оформленность.)

4. Есть ли интонационная и смысловая завершенность у слов мороз и солнце? Есть ли у них цель высказывания? Что представляет собой конструкция под номером 2?

После ответов на эти вопросы попросим детей дать определение предложения. Естественно, что произойдет это в несколько этапов, с нескольких попыток, но в результате с помощью учителя все равно возникнет определение, близкое к следующему:

Предложение – это синтаксическая конструкция, представляющая собой слово или грамматически оформленную группу слов, имеющая смысловую и интонационную завершенность и служащая для сообщения (передачи информации), то есть обладающая коммуникативной функцией.

IV. Для изучения типов предложения по цели высказывания можно продиктовать фрагмент стихотворения Пушкина «Что в имени тебе моем?» или раздать его напечатанным на карточках.

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
<...…>
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...

Задания и вопросы.

1. Найдите все предложения в этом фрагменте.
2. Определите их цель высказывания.
3. Сформулируйте определения типов предложений по цели высказывания.

Здесь надо привлечь особое внимание детей к побудительным предложениям.

Домашнее задание. Найдите в художественных текстах примеры предложений разных типов по цели высказывания. Много материала для выполнения этого задания в баснях Крылова.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru