Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

В.В. КУДИМОВА,
пос. Глубокое,
Восточно-Казахстанская обл.,
Казахстан


О некоторых методах обучения стилистике

Одна из задач уроков русского языка – подготовить детей к самостоятельной оценке языковых фактов, помочь им смелее и эффективнее пользоваться словом. Важно реализовать не только методы обучения грамматике, пунктуации, орфографии, но и методы обучения стилистике. На таких занятиях ученики подбирают и взвешивают слова, вслушиваются в их звучание, продумывают смысл, стремясь точно создать нужный образ, развивают наблюдательность, творческое воображение. Методы функциональной стилистики можно использовать почти на каждом уроке, при изучении любой части речи. Разработка методов работы над стилистикой расширяет обучающие возможности уроков русского языка. Ученики овладевают умением строить речь в соответствии с разнообразными задачами и условиями общения. Эпиграф к уроку отражает главную мысль.

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Приторонулся руками
И сколько отдал им душевной теплоты.

(Н.Рыленков)

Анализируя стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды», выясняем, что красочные определения (эпитеты) помогают сказать многое одним словом и выражают настроение говорящего. Прилагательное сонный (берег) отражает неподвижность природы во время зимнего сна, здесь оно выступает в роли метафорического эпитета. Эпитет румяный (хоровод) отражает весеннюю жизнерадостность. Постепенно перед учениками открывается мир поэтической речи, становятся понятными ее секреты. Дети испытывают удовольствие от непосредственного восприятия самого художественного произведения.
Ученики узнают, что при описании портрета с помощью прилагательных можно передать некоторые особенности характера, свое отношение к герою, его душевное состояние, понять мысль автора.

Задание 1. Используя эпитеты, фразеологические обороты, междометия, метафоры, создайте портрет.

Вот одна из работ.

На картине изображен седой человек. Холщовая рубашка его совсем бедна. Широченные штаны измяты. По окаменелому лицу из-под надвинувшихся бровей медленно катится тяжелая слеза. Опираясь на палку, прямой, несколько деревянной походкой он шагает по песчаной аллее. Кажется, что и сам он себе не под силу стал, сам себе в тягость... Увы! Но глаза его светятся, и душа, должно быть, добрая!
Всматриваюсь в эту картину, и грусть подкрадывается незаметно. В душе что-то зарождается. Хочется что-то сделать для этого человека.

НЕТЕСОВ Константин, 6-й класс

В ходе анализа сочинения ученик дает объяснение:

Эпитеты ярче оттеняют досаду, грусть. Душевное состояние героя помогает выразить фразеологический оборот. Метафоры выражают мое отношение к герою. Междометие помогает оттенить отличительную черту его характера – доброту.

Задание 2. (Выполняется после изучения однородных членов.) Используя стилистический прием – множественность однородных членов, передайте свое эмоциональное отношение к богатейшему русскому языку.

Величие, мощь и сила русского языка проявляются в том, что в огромном море слов и мыслей я могу найти такие, которыми можно воспеть и мою планету. Благодаря русскому языку я узнаю о ней то, чего, возможно, и никогда не увижу. Русский язык может передать пестрые краски различных времен года, белизну снега, голубизну неба, рокот водопада, полет человеческой мысли и фантазии.

АФАНАСЬЕВ Владимир, 6-й класс

В старших классах ученики узнают, что несколько предложений одинаковой конструкции создают синтаксический параллелизм.

Задание 3. Используя данный стилистический прием, выразите свою оценку личности А.С. Грибоедова.

А.С. Грибоедов – человек необыкновенный. Он – образованнейший, разносторонне талантливый, благороднейший человек. Грибоедов – патриот, близкий по взглядам декабристам. Он создатель бессмертной комедии. Грибоедов – блестящий дипломат, человек государственный.

М.ШЕШУКОВА, 9-й класс

Стилистический этюд – более сложный тип упражнения. В процессе написания стилистических этюдов формируется индивидуальный слог, складывается система излюбленных стилистических приемов. Ученики используют наиболее уместные средства языка, изучаемые в данное время. Создавая высказывания, они основываются на понимании, что такое речевые стили и стилистические возможности синтаксических конструкций.

РАННЯЯ ВЕСНА

Вот и пришел апрель. Снег превратился в мутные холодные ручейки. После долгой зимы и снега появилась земля. Она кажется такой теплой, что так и хочется лечь на нее и погреться. Начинает появляться травка. Она в это время кажется самым прекрасным из всего того, что есть на этой планете. На деревьях появились почки, и я каждый день смотрю: когда же они раскроются? И рождение листочка произошло на моих глазах в солнечно-росистое утро. Утро такое было единственное – никто еще не вставал, никто ничего не видал. Я услышал слабенький треск, и от него рождался первый листочек. Такой красивый, сияющий!
А вот и первые насекомые. Они движутся медленно, неуклюже. Еще не совсем проснулись после долгого зимнего сна.
Некоторые люди не любят весну, потому что очень сыро и грязно. Но я считаю, что весна прекрасна, как рождение ребенка, потому что она приносит жизнь.

НЕТЕСОВ Константин, 6-й класс

 

Рейтинг@Mail.ru