Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.М. ЕВГРАФОВА


Упражнения на повторение

10 - 11-е классы

1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки, раскройте скобки. Найдите в отрывке приложения. Какие из них являются уточняющими? Проверьте по справочнику Розенталя (любое издание) или другому аналогичному, в каких случаях приложения необходимо обособить, а в каких – возможно, но не обязательно.

Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодост_ служил при графе Минихе и вышел в отставку (прем_ер)майором в 17... году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревн_ где и женился на девиц_ Авдоть_ Васильевн_ Ю. дочер_ бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве. Я был записан в Семеновский полк сержантом(?) по милости майора гвардии князя Б. близкого нашего родстве_ика. Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не (по)нонешнему. С пят_летнего возр_ста отдан я был на руки стремя_ому Савельичу за трезвое поведение пожалован_ому мне в дядьки. Под его надзором на двена_цатом году выучился я ру_кой грамот_ и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза мосье Бопре которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. (А.Пушкин)

2. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки, раскройте скобки. Найдите в отрывке несогласованные определения, подчеркните их. Отметьте крестиком определяемые слова, к которым они относятся. Пользуясь справочником, прокомментируйте их выделение или невыделение. Обратите внимание на то, с какими словами и словосочетаниями вступают несогласованные определения в отношения однородности.

а) Подходя к комендан_скому дому мы увид_ли на площадк_ человек два_цать стареньких инвалидов с длин_ыми косами и в треугольных шляпах. Они выстро_н_ы были во фрунт. (В)переди стоял комендант старик бодрый и высокого росту в к_лпаке и китайч_том халат_. (А.Пушкин)

б) Бурмин был(?) в самом деле(?) очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум который нравит_ся женщинам ум пр_личия и наблюдения безо всяких пр_т_заний и бе_печно насмешл_вый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно но что(б) она (н_)сказала или (н_)сделала душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного но молва уверяла что некогда был он ужас_ным повесою и это (не)вредило ему во мнени_ Марь_ Гавриловны которая как и все молодые дамы вообще с удовольствием изв_няла шалости обнаруживающие смелость и пылкость характера. (А.Пушкин)

В издании на месте знака вопроса стоит запятая. Нужна ли она или является авторским знаком? Прокомментируйте ваш ответ, польуясь справочником.

3. Прокомментируйте, пользуясь справочником, расстановку знаков препинания. Отметьте случаи, в которых возможна иная расстановка знаков препинания. Обратите внимание на устаревшую пунктуацию (подчеркнуто).

а) Тугилово от нас недалеко, всего две версты: подите гулять в ту сторону или поезжайте верхом; вы верно встретите его. Он же всякий день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту. (А.Пушкин)

б) Она в мыслях повторяла все обстоятельства утреннего свидания, весь разговор Акулины с молодым охотником, и совесть начинала ее мучить. Напрасно возражала она самой себе, что беседа их не выходила из границ благопристойности, что эта шалость не могла иметь никакого последствия, совесть ее роптала громче разума. Обещание, данное ею на завтрашний день, всего более беспокоило ее: она совсем было решилась не сдержать своей торжественной клятвы. Но Алексей, прождав ее напрасно, мог идти отыскивать в селе дочь Василья-кузнеца, настоящую Акулину, толстую, рябую девку, и таким образом догадаться об ее легкомысленной проказе. Мысль эта ужаснула Лизу, и она решилась на другое утро опять явиться в рощу Акулиной. (А.Пушкин)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru