Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2004

НАШИ РЕЦЕНЗИИ

Т.П. ВАСИЛЬКОВА,
г. Оренбург


«Экзамену» м Ко за работу – двойка!

В Оренбурге появилось в продаже учебно-методическое пособие «Русский язык. ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы. Методические указания по подготовке. Тестовые задания», выпущенное в 2004 году московским издательством «Экзамен». Авторы этой мины-растяжки – В.С. Волошина, О.Д. Ивашова, А.В. Климова, Н.В. Рыжова, Т.Н. Мамона (на стр. 1), она же Момона Татьяна Николаевна (на стр. 223). Возникает дикое предположение, что ее создали тайные агенты ЦРУ, хорошо обученные, как одним ударом деморализовать 40 тысяч выпускников школ – именно таков тираж издания.

Доказательств – море. Посудите сами. Кто из вас не учился в начальной школе? Кто не помнит три склонения существительных? Забыли – возьмите любой учебник русского языка для начальной школы, возьмите учебник В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой «Русский язык. Теория. 5–9-е кл.», откройте любой справочник для школьников по русскому языку – нигде не найдете такой абракадабры, какую видим на с. 37 пособия:

«В русском языке есть три склонения существительных:

1 скл.

2 скл.

3 скл.

сущ. м. р.

и ср. р.
сущ. м. р. с нулев. оконч.

сущ. ж. р. на -а, -я
сущ. ср . р. на -о, -е с нулев. оконч.»

На следующей странице узнаем, что к разносклоняемым, наряду с десятью существительными на мя и словом путь следует также относить мать и дочь по причине «наращения -ер-», зато в слове дитя не только никакого «наращения» не фиксируется (кстати, что это за морфема так ая? Вы тоже, коллеги, пользуетесь этим термином в школе?), но ему – дитяти – вообще отказано в наличии форм косвенных падежей единственного числа: прочерки (в парадигме) поставлены здесь вместо устаревших, но все же не покинувших нашу память и словари дитяти, дитятею. Да и то верно: зачем ребяток лишними словами загружать – не так ли рассудили авторы пособия? Не потому ли на с. 40 среди глаголов на -ить, изменяемых по I спряжению, указали традиционные брить, стелить, даже зиждиться упомянули, а вот зыбиться – утаили. Зато именно его – трижды! – включили далее, на с. 42, в тестовые задания.

Внимательный и грамотный специалист обнаружит здесь очень много теоретических ошибок, неточностей, недомолвок, опечаток, речевых недочетов, стилистических погрешностей. А ведь пособие в первую очередь адресовано учащимся, которым знаний не хватает, которые взялись готовиться к ЕГЭ. И вот посмотрите, чему учат их «Экзамен» и Ко! Цитирую:

«твердый звук [j]» – с. 33;

«в форме повелительного наклонения – окончание -ите» – с. 41;

«ь после шипящих на конце слова пишется у глаголов во всех формах» – с. 43;

«изъяснительное наклонение» – с. 101.

«Приставка при- используется в значении:

  • пространственной близости (пригородный, приграничный);

  • к чередуется с ч (веснушка – веснушчатый);

  • приближения, присоединения…» – с. 50.

Каким из этих значений объяснить написание и в слове примодно, предлагаемом для морфемного анализа на с. 36, затруднится, полагаю, любой школьник, доверившийся этому изданию. Не найдут нигде – в словарях и других учебниках – такого слова наши ученики. Помучаются они и со словом торталетки (с. 35), пытаясь установить его значение, правильное написание и произношение. Интересно все-таки узнать: по каким критериям отбираются примеры для тестовых заданий? И кто же это включил торталетки в словарный минимум выпускника средней школы?

Вы еще не пытались отыскать эту диковинку в ваших словарях? Рекомендую. Возьмите Словарь иностранных слов, орфографический, орфоэпический, обратитесь к С.И. Ожегову, Д.Н. Ушакову, к Брокгаузу с Эфроном.

И только вездесущий Rumbler (cookery.ru: словарь кулинарного искусства) разъясняет, что «тарталетки являются изобретением итало-австрийской кухни» и представляют собой «небольшие корзиночки из теста, которые наполняются различными начинками – мясными, рыбными, грибными, овощными, заправленными соусами и пряными приправами» и т.д. А многомудрый Yandex, слава ему, укажет вам не менее 932 сайтов, где упоминается тАртАлетка; 12 сайтов, где встретится тАртОлетка, и ни одного – с тОрталетками. Горе глубинке, не опутанной Сетью!..

Но все это мелочь по сравнению с другими минами, заложенными хитроумными авторами.

Тысячи учащихся, безоговорочно доверяющих напечатанному в Москве учебному пособию и не имеющих ни в личной, ни в школьной библиотеке орфоэпического словаря, решат, что нужно говорить правЫ (словарь не рекомендует ударение на втором слоге, «Ключи» указывают как правильное), смутятся: как же произносить приданое, потому что в «Ключах» это слово не значится как правильный ответ на вопрос: «В каком слове ударение на втором слоге?» (с. 34–35). И к заданию 4 (с. 34) в «Ключах» дается один правильный ответ, в то время как их на самом деле два. Цитирую:

«4. В каком слове ударение на последнем слоге?

1) позвонит
2) гербовый
3) аргументировать
4) паралич»

Представьте себя, уважаемый читатель, на минуту выпускником или абитуриентом. Вам сообщили условия игры, называемой ЕГЭ: предлагаются 4 варианта ответов, только один из них правильный. И вот перед вами дилемма: позвонИт или паралИч? Какая цифра заложена в компьютер в качестве правильного ответа: 1 или 4? Грош цена вашим знаниям, когда приходится принимать решение методом тыка! В «Ключах» дан только один ответ – 1. Что из этого следует? А вот что: а) недоверчивый, критичный ученик после 38–50-й страницы забросит эту книжку подальше (умница!); б) доверчивый, ленивый (учебников отродясь в руки не брал) тугодум поддастся на провокацию и останется после экзамена в минусах (бедолага!); в) сомнение поселится в душах разумных: что если и на самом ЕГЭ предлагаются аналогичные задания? Что если один вариант проверят ключами от другого? Техническая ошибка – с кем не бывает!

Из 10 заданий по морфемике и словообразованию (с. 35–37) только в четырех заданиях «Ключей» даются правильные ответы. В заданиях 2, 10 не найдете ни одного правильного ответа, в заданиях 1, 5, 6, 9 вам предлагают один правильный вариант ответа, в то время как их на самом деле два. Вот что предлагается в качестве правильных ответов:

Это же надо придумать такое!

Можно продолжить этот список: еще впереди задания по синтаксису и пунктуации, образцы тестов, например, с предписанием ставить запятую перед одиночным и, соединяющим якобы однородные члены, хотя предложена не входящая в базовый уровень присоединительная конструкция (с. 207, А24); еще рекомендации по написанию рецензии, прочитав которые хочется воскликнуть: «Врачу, исцелися сам!».

И кто даст гарантии, что тестовые задания аналогичного качества не будут предложены нашим детям на Едином государственном экзамене?

Совесть, ответственность, профессионализм – абстрактные понятия, но материализуются они в продуктах человеческого труда. Так что у всякого, кто решит воспользоваться этим пособием при подготовке к ЕГЭ, есть основания заключить: его создатели – халтурщики. Чтобы перечислить все ошибки и опечатки, замеченные в анализируемом пособии, не хватит газетной полосы. Кому вменить в вину такое скверное исполнение книги? А кто ответ держать будет?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru