Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №15/2004

ПОДСПОРЬЕ

Л.А. ГОНЧАР


Диктанты по Б.Зайцеву

Старшие классы

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПАНСИОН

В 1779 году поэт Херасков, тогда куратор университета Московского, основал при нем Благородный пансион – нечто вроде гимназии и лицея, исключительно для дворянских детей. К концу XVIII века, после некоторых перемещений, пансион обосновался между Тверской и Большою Никитской, в приходе церкви Успения на Овражке, в доме Шаблыкина. Главный вход с Вражского переулка (позже Газетного). Во дворе особняк, а у входа небольшой белый флигель – квартира инспектора. Очевидно, свой сад, целая усадьба. В особняке жили, учились, воспитывались юные дети дворян российских.
Заведение было особенное, в своем роде единственное. Им управляли «директор университета» Тургенев и инспектор Прокопович-Антонский, люди крупнейшие, настроения возвышенного. Они ставили себе целию не только обучить, но и воспитать, просветить душевно. Где-то на горизонте тень знаменитого Новикова, мистика, масона, узника шлиссельбургского, просветителя и «друга человечества».
Удивительно обучение этого пансиона: в шести классах преподавали тридцать шесть предметов. От математики до морфологии, от Закона Божия до наук военных. Но главное – литература, история, знание языков. Были уроки и искусств(:) музыки, живописи. Особенное внимание обращено на языки – русский в первую голову и живые иностранные. На них ученики обязаны были даже говорить в самом пансионе.

(179 слов)

[Приложения, уточнения, бессоюзное предложение.]

Вопросы и задания

1. С помощью словаря объясните значение слов: куратор, пансион, мистик, масон.
2. Обратите внимание на правописание слов с прописной буквы (Благородный пансион, Большая Никитская, в приходе церкви Успения на Овражке, Закон Божий).
3. Почему Новиков назван узником шлиссельбургским, просветителем и другом человечества?
4. Обратите внимание на все случаи инверсии, очень характерные для Б.Зайцева (дети дворян российских, люди крупнейшие, настроения возвышенного и др.). Какой эффект достигается в результате частого использования этого приема в тексте?
5. Обратите внимание на устаревшую форму тв. п. целию (ср. целью).

ДРУЗЬЯ И УЧИТЕЛЯ

В Москве сам он <Жуковский>, через тот же пансион, вошел в общение с замечательными людьми, глубокий след в нем оставившими.
У директора университета Ивана Петровича Тургенева бывал Жуковский запросто, «по воскресеньям приходил читать переведенные украдкою по четыре пьесы вдруг». Это потому вышло, что с сыновьями его, Александром, учившимся в пансионе в одном с ним классе, и с Андреем, студентом университета, он вел близкую дружбу. О Тургеневе же отце сохранились у него воспоминания светлейшие.
Еще гораздо больше значила дружба с Андреем и Александром – это просто часть его внутренней жизни, воспитание лучших, чистейших свойств.
Андрей был старше его, крепче, мужественнее, с характером кипучим, по складу, видимо, поэт. Александр мягче и сентиментальнее, раскидистей и беспорядочней. Андрей более центр кружка молодежи тогдашней, коновод, собственным путем идущий, других за собой увлекающий. Он задает тон, утверждает литературные вкусы. Для Жуковского он на первом месте. Александр на втором. Очень одарен, переменчив, сосредоточиться трудно, нечто от дилетанта в нем, но доброта и очарование огромные. Этот – на всю жизнь, сорок с лишним лет, до самой смерти переписка. Плющ вокруг дерева – так вместе и прожили, с пансионских времен.
Через тот же пансион познакомился он с Карамзиным, к которому благоговение сохранил на всю жизнь. Отсюда же и знакомство с Дмитриевым – тот выслушивал его стихи, делал замечания благосклонные, поддерживал. Дмитриева называл он впоследствии своим учителем – главнейшее в мастерстве стиха, а Карамзина «евангелистом» – этот как бы открывал ему самому его душу.
В 1800 году Жуковский блестяще окончил пансион, имя его было записано на золотую доску. Прокопович-Антонский весьма к нему благоволил: выйдя из пансиона, Жуковский даже жил у него некоторое время в маленьком белом флигеле у входа в дом Шаблыкина, что в приходе Успения на Овражке.

(272 слова)

[Причастные и деепричастные обороты. Приложение. Вводные слова. Бессоюзные предложения.]

Задания

1. Отметьте устаревшие словосочетания: вошел в общение с замечательными людьми, вел близкую дружбу, благоволить к кому-либо.
2. Объясните значение слова: коновод, дилетант, благоговение, флигель.
3. В каком значении употребляется в тексте наречие вдруг (приходил читать переведенные украдкою по четыре пьесы вдруг). К какому слову оно относится?
4. Отметьте несколько случаев инверсии в тексте.

НАЧАЛО

Владимир Соловьев находил, что лирическая наша поэзия(,) России XIX века(,) родилась близ Белева из легких строф молодого Жуковского. Новый, прекрасный звук в лирике русской явился с Жуковским – Карамзин не был поэтом, Дмитриев недостаточно значителен. Звук этот – воздыхание, нежное томление, элегия и меланхолия. Откуда взялось все это у Жуковского, светлого и совсем не болезненного?
Разумеется, много тут от самого духа времени. Загадочно сложение человеческих душ. Несомненно, что тогда по вершинам российским прошло дуновение меланхолии, чувствительности, обостренной отзывчивости на трогательное и печальное. Жуковский – сын своего времени, его выразитель. Иначе быть не могло.
Но и собственная жизнь отозвалась. Нельзя думать, что уж так идиллически ясно прошло детство его и юность. Странное положение в семье (да и в обществе) давно было шипом внутренним. Его не обижали, воспитывали и учили, считалось, что любят. Но, видимо, недостаточно. Как-то с прохладцею, может быть, и снисхождением. Ему же хотелось большего.
В дневнике его 1805 года записано: «Не имея семейства, в котором я бы что-нибудь значил, я видел вокруг себя людей, мне коротко знакомых, потому что был перед ними выращен, но не видал родных, мне принадлежащих по праву; я привык отделять себя от всех, потому, что никто не принимал во мне особливого участия, и потому, что всякое участие казалось мне милостью. Я не был оставлен, брошен, имел угол, но не был любим никем».
«Не был любим никем» – это преувеличение.

(221 слово)

[Тире между подлежащим и сказуемым. Обособленные и однородные определения. Вводные слова. Цитирование.]

Вопросы и задания

1. Объясните постановку тире во 2-м и последнем предложениях.
2. Как вы понимаете слова: меланхолия, идиллически (ясно прошло детство)?
3. В цитате из дневника Жуковского отметьте устаревшие слова, словосочетания, грамматические формы, синтаксические конструкции.
4. Найдите случаи инверсии. Это художественный прием?

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru