Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2004

ПОДСПОРЬЕ

Словарные диктанты

Старшие классы

ГОРНИЛО ГРОЗНОЙ БОРЬБЫ

Я думаю, коллективизация была ложной, неудавшейся мерою(,) и в ошибке нельзя было признаться. Чтобы скрыть неудачу, надо было всеми средствами устрашения отучить людей судить и думать и принудить их видеть несуществующее и доказывать обратное очевидности. Отсюда беспримерная жестокость ежовщины, обнародование не рассчитанной на применение конституции, введение выборов, не основанных на выборном начале.
И когда возгорелась война, ее реальные ужасы, реальная опасность и угроза реальной смерти были благом по сравнению с бесчеловечным владычеством выдумки и несли облегчение, потому что ограничивали колдовскую силу мертвой буквы.
Люди не только в твоем положении, на каторге, но все решительно, в тылу и на фронте, вздохнули свободнее, всею грудью, и упоенно, с чувством истинного счастья бросились в горнило грозной борьбы, смертельной и спасительной.
Война – особое звено в цепи революционных десятилетий. Кончилось действие причин, прямо лежавших в природе переворота. Стали сказываться итоги косвенные, плоды плодов, последствия последствий. Извлеченная из бедствий закалка характеров, неизбалованность, героизм, готовность к крупному, отчаянному, небывалому. Это качества сказочные, ошеломляющие, и они составляют нравственный цвет поколения. (163 слова)

(по Б.Пастернаку)

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, запятая, поставленная автором перед союзом и в 1-м предложении, является авторским знаком препинания или она обязательна?

2. Покажите графически, какие синтаксические отношения связывают сказуемые главной части 2-го предложения.

3. Выпишите из текста диктанта все слова (если нужно – словосочетания), имеющие приставку не- или частицу не, и объясните условия слитного и раздельного их написания.

4. Можно ли утверждать, что в словах из 3-го абзаца бросились в горнило грозной борьбы использован художественный прием аллитерации? Приведите свои аргументы.

5. Как вы понимаете выражение колдовская сила мертвой буквы? Кратко напишите об этом.

НОВЫЙ ФРОНТ

Движение к Сталинградскому фронту вновь сформированных частей шло тайно, в ночное время.
Северо-западней Сталинграда, в среднем течении Дона, сгущалась, тяжелела сила нового фронта. Эшелоны разгружались на вновь построенной железной дороге, прямо в степи... <...>
Едва рассветало, шумевшие ночью железные реки замирали, и лишь легкий пыльный туман стоял над степью. Днем стволы пушек обрастали сухим бурьяном и охапками соломы, и, казалось, не было в мире более молчаливых существ, чем эти слившиеся с осенней степью артиллерийские стволы. Самолеты, распластав крылья, словно мертвые, высосанные насекомые, стояли на аэродромах, прикрытые паутиной маскировочных сеток... <...>
А по левому берегу Волги(,) пустынными(,) солончаковыми степями шли на юг, минуя дымящийся и гремящий Сталинград, танковые соединения, артиллерийские дивизии и уходили к тихим заводям и затонам. Войска, переправившись через Волгу, оседали в калмыцкой степи, в соляном межозерье, и тысячи русских людей начинали произносить странные им слова: «Барманцак», «Цаца»... То шло полное скопление сил в калмыцких степях на правом плече немцев. Советское верховное командование готовило окружение сталинградских дивизий Паулюса.
Темными ночами под осенними облаками и звездами пароходы, паромы и баржи переправили на правый, калмыцкий берег, что южнее Сталинграда, танковый корпус Новикова...
Миллионы людей видели, как пошли в сторону Сталинграда тяжелые русские пушки, минометы и полученные по ленд-лизу* колонны грузовых «Доджей» и «Фордов».
И все же, хотя движение это было видимо миллионами людей, сосредоточение огромных воинских масс, нацеленных для наступления северо-западнее и южнее Сталинграда, шло втайне. (225 слов)

(По В.Гроссману)

Вопросы и задания

1. Приведите доказательства, подтверждающие, что выделенное слово в 3-м абзаце не является членом предложения. (Если у вас другое мнение, попробуйте доказать, что вы правы.)

2. Согласны ли вы с тем, что заключенные в скобки запятые в 4-м абзаце – авторские знаки препинания? Аргументируйте свой ответ.

3. Как вы считаете, можно ли по процитированным словам в 4-м абзаце предположить (хотя бы приблизительно), к какой группе языков относится калмыцкий язык?

4. Над словом видимо из последнего абзаца надпишите, к какой части речи оно относится.

Материал подготовлен Т.Н. ЛЕОНТЬЕВОЙ

МИТИНА ЛЮБОВЬ

1. Они с Катей шли в двенадцатом часу утра вверх по Тверскому бульвару. Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто правда прилетели жаворонки и принесли с собой тепло, радость. Все было мокро, все таяло, с домов капали капели, дворники скалывали лед с тротуаров, сбрасывали липкий снег с крыш, всюду было многолюдно, оживленно. Высокие облака расходились тонким белым дымом, сливаясь с влажно синеющим небом. Вдали с благостной задумчивостью высился Пушкин, сиял Страстной монастырь. Но лучше всего было то, что Катя <...> вся дышала простосердечием и близостью, часто и с детской доверчивостью брала Митю под руку и снизу заглядывала в лицо ему, счастливому даже как будто слегка высокомерно. (111 слов)

2. Он был болезненно, пьяно несчастен и вместе с тем болезненно счастлив, <...> и так же воспринимал он и все окружающее – дома, улицы, идущих и едущих по ним, погоду, все время по-весеннему хмурившуюся, запах пыли и дождя, церковный запах тополей, распускавшихся за заборами в переулках: все говорило о горечи разлуки и о сладости надежды на лето... (55 слов)

(По И.Бунину)

Задание

Подчеркните в 1-м тексте грамматические основы предложений. Выпишите из приведеных отрывков все наречия и частицы (в разные столбики). Среди наречий выделите наречия степени.

Материал подготовлен Л.А. ГОНЧАР


Ленд-лиз – система передачи США (взаймы или в аренду) вооружения, продовольствия и т.д. странам антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru