Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №18/2004

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Светлана ЕВГРАФОВА


ЕГЭ?
А может, в нем и есть сермяжная правда?..

Знаете, с некоторых пор я – за ЕГЭ. Не то чтобы я перестала мечтать о тех счастливых днях, когда в школу и в вузы на полных правах вернется сочинение... Просто я поняла, что к сочинению надо бы допускать только по результатам ЕГЭ. Почему я пришла к столь революционным выводам? Потому что приняла промежуточную аттестацию в группе студентов-историков, из коих три четверти – платники. Впечатление оказалось столь же сильным, сколь и удручающим. Я, человек опытный и выдержанный, даже выразила удивление, что им выдали хоть какой-то аттестат о среднем образовании. И с того дня не переставая думаю о том, что школьный аттестат обесценивается почти так же быстро, как еще недавно – наш рубль.

В самом деле: как получилось, что человек с аттестатом о среднем образовании на контрольной работе (которую можно выполнять, пользуясь словарями и справочниками) не ставит запятых «перед что – где – когда» и не видит ни одного причастного оборота? И вряд ли он лучше знает математику: знакомый математик недавно жаловался, что, устав от нелепых студенческих ответов в стиле «площадь прямоугольника равна a2 + b2», неосторожно попытался установить, глубока ли бездна невежества, поглотившая его слушателей. О логарифмах и тригонометрических функциях они не знали ничего. На вопрос о том, чему равно 104, ему ответили почти все, но полгруппы сказало, что ответ – тысяча, а остальные спорили с ними, что миллион. На миллионе математик сломался, убедившись, что бездна невежества и впрямь без дна... А ведь и математика, и русский в школе – предметы базовые, для всех обязательные!

Что должен знать выпускник средней школы, получивший обязательное с точки зрения государства и общества образование? На этот вопрос, собственно, и призваны отвечать образовательные стандарты. Проверить, насколько человек освоил эти стандарты, призван ЕГЭ. Без успешной сдачи ЕГЭ вполне логично не давать человеку аттестат. Вот только кто сказал, что любой человек, получивший аттестат, имеет знания, достаточные для обучения в вузе? Ведь ЕГЭ свидетельствует, что человек освоил обязательный минимум образования! А допуском к высшему образованию минимум быть не должен: слава богу, высшее образование у нас пока обязательным не является. Было бы разумным не принимать без благопристойно сданного ЕГЭ на платное обучение. Но за бесплатные места студенты должны сражаться, и социальная справедливость тут ни при чем! Какая может быть социальная справедливость, когда один талантлив и трудолюбив, другой аккуратен и упорен, третий одаренный лентяй, а четвертый бездарен и ленив?

Впрочем, в данном случае речь не о вузах, а о школе. Может быть, официальное тестирование стоит проводить не только в выпускном классе, но и раньше: заведомо – по окончании 9-го, а также в 4-м, 7-м. Конечно, пока хватает нерешенных проблем и с ЕГЭ, но я замечаю, что учителя охотно шлифуют знания старшеклассников, составляя задания по образцу ЕГЭ. Значит, задания не так уж плохи. И никто не мешает нам думать о том, как сделать их еще лучше. Думать, обсуждать на страницах газеты, доводить мнение профессионалов до составителей тестов.

А пока – просто готовиться к экзаменам.

Что такое экзамены, зачем они нужны, что проверяют? Пока мы живем в мире тестов, ответить на этот вопрос можно однозначно: экзамены нужны в основном для того, чтобы проверить, выработались ли у школьников правописные рефлексы.

Поскольку выработка рефлексов – дело долгое, то класс должен регулярно «делать зарядку». Словарные тесты надо чередовать с небольшими сверхнасыщенными текстами на уже повторенное правило (их хорошо давать в качестве домашних упражнений).

Из пунктуационных и комплексных упражнений, как показывает практика, наибольшую трудность представляют задания на поиск ошибок в тексте. По-видимому, ученики привыкли с почтением относиться к печатному слову, так что при исправлении ошибок у них катастрофически возрастает неуверенность в себе. Кроме того, непредсказуемость места и характера ошибок не позволяет ребятам как следует сосредоточиться, и они пропускают даже совершенно очевидные вещи. По моим наблюдениям, упражнения на поиск ошибок лучше давать в сильном классе – слабых лучше сначала тренировать на выбор одного правильного варианта из нескольких.

Приведу несколько тестов, которые сослужили мне в этом году неплохую службу.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

1. Вставьте пропущенные буквы и отметьте строки, в которых вам пришлось дважды вставить букву о.

1) Зач_тная книжка – толкнуть плеч_м;
2) с Иваном Ильич_м – он смеш_н;
3) меш_чек – обж_ра;
4) лиш_н семьи – бельч_нок;
5) печ_нка – флаж_к.

2. Вставьте пропущенные буквы и отметьте строки, в которых вам пришлось дважды вставить букву е.

1) Повел_вать народами – грез_тся ему;
2) потч_вать сладостями – к жалующ_мся посетителям;
3) попроси его поврем_нить – после концерта она обессил_ла;
4) тем_чко – нав_вать воспоминания;
5) черкеш_нка – он стел_тся перед начальством.

3. Вставьте пропущенные буквы и отметьте строки, в которых вам пришлось дважды вставить букву е.

1) Жить под Дрезден_м – на протяжени_ двух веков;
2) ехать на трамва_ – побывать в Рязан_;
3) думать о святын_ – горевать о несчасть_;
4) по иде_ – о Наталь_;
5) в этом жити_ Сергия – с Сергеем Бородин_м.

4. Вставьте пропущенные буквы и отметьте строки, в которых вам пришлось дважды вставить букву е.

1) Беспр_цедентный случай – пр_тягательная сила;
2) пр_много благодарен – непр_менное условие;
3) пр_ободриться от похвал – пр_любопытный факт;
4) пр_проводить на место – пр_поднести в дар;
5) пр_старелый родственник – пр_общить к делу.

5. Вставьте пропущенные буквы и отметьте строки, в которых вам пришлось дважды вставить нн.

1) Гладкокрашен_ые ткани – кручен_ая нить;
2) острижен_ые волосы – штопан_ые носки;
3) еще не читан_ая книга – тренирован_ое тело;
4) многомиллион_оклеточный организм – неожидан_ость;
5) беремен_ая женщина – украшения дороги и изыскан_ы.

6. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1) Патис_он;
2) програм_ка;
3) ап_ел_яция;
4) дис_идент;
5) эм_играция.

7. Вставьте пропущенные буквы и отметьте строки, в которых вам пришлось дважды вставить букву а(я).

1) Раска_вшийся преступник – засе_нное поле;
2) часто калеч_щиеся спортсмены – инструменты настро_ны;
3) клокоч_щий поток – наде_вшиеся на лучшее люди;
4) измуч_нный вид – сем_нной фонд;
5) колебл_щиеся депутаты – вер_щие в меня люди.

8. Раскройте скобки, воспользовавшись знаками «/» («слитно»), «-» («через дефис») или «Ѕ» («раздельно»). Отметьте строки, в которых дважды встретилось раздельное написание.

1) Ему (не)достало терпения – идти (не)спеша;
2) никому (не)знакомый человек – (не)дошитый до конца костюм;
3) он очень (не)приветлив – видеть это (не)смешно;
4) (не)видимый из-за тумана дом – (не)уверен в себе;
5) он (не)специалист – (не)делимое на семь число.

9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и отметьте строки, в которых встретилась частица ни.

1) Как было н_ полюбить эту милую девушку!
2) Я приеду, что (бы) н_ произошло.
3) Н_ раз мне казалось, что он близок к победе.
4) Он, а (н_)кто иной, виноват в случившемся.
5) Она всегда так: н_ себе, н_ людям.

10. Раскройте скобки, воспользовавшись знаками «/» («слитно»), «-» («через дефис») или «Ѕ» («раздельно»). Отметьте строки, в которых дважды встретилось раздельное написание.

1) Сидеть бок(о)бок – объездить (пол)света;
2) вернуться (пол)одиннадцатого – перейти в (контр)атаку;
3) следить (в)(пол)глаза – выбираться из дома (по)одному;
4) (приторно)сладкий торт – (нежно)розовеющее небо;
5) ненавидеть (друг)друга – предстоит экзамен (по)латыни.

Подсчет баллов. Если во всех примерах не допущено ни одной ошибки, то за пункт начисляется 2 балла; если ошибки есть, но строки отмечены правильно, – 1 балл; если строки отмечены неверно или не все – 0 баллов. За пункты 6 и 9 2 балла начисляется за безупречный результат, 0 – за наличие хотя бы одной ошибки. В сумме можно набрать от 0 до 20 баллов; за 18–20 баллов выставляется пятерка, за 15–17 – четверка, за 12–14 – тройка.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

1. Вставьте пропущенные буквы:

а) пр_станционный буфет, пр_возмочь искушение, на пр_легающей территории, мелкие пр_грешения, пр_норовиться к темпу, не пр_минул заметить, непр_ложный закон, непр_стойный вид, пр_занять денег, пр_вентивный удар;

б) украсить парч_й, прекрасный ж_нглер, известный дириж_р, говорить общ_, слышится ш_рох, он чем-то удруч_н;

в) лисиц_ны детишки, панц_рная сетка, без_скусная печаль, сверх_нтересный разговор, вз_мать пошлину, раз_грать представление;

г) отча_вшийся человек, меч_щийся из стороны в сторону тигр, неаккуратно напа_нная ручка, напрасно растрач_нные деньги, раста_вший снег, увеш_нная украшениями дама, развенч_нный герой, разве_вающиеся из-за разочарований иллюзии, наде_щиеся на что-то люди, оштрафуйте накле_вших объявления.

При подсчете баллов за пункты а) и г) начисляется по 2 балла при отсутствии ошибок, по 1 баллу – если допущено от 1 до 3-х ошибок, 0 баллов за большее количество ошибок; за б) и в) начисляется по 1 баллу, если нет ни одной ошибки, 0 – если есть хотя бы одна.

2. Раскройте скобки и вставьте, где нужно, буквы:

а) ей (н_)(в)чем себя винить, (н_)(за)что (н_)соглашайся, он тут (н_)(при)чем, остаться (н_)(у)дел, вы (н_)(в)праве решать, совершенно (н_)(к)чемный тип, (н_)как (н_)досягаемый идеал, (н_)капли (н_)изменившийся;

б) он весь обратился (в)слух, (в)тайне завидовать, смотрел (в)(пол)глаза, он (то)еще сокровище, крикнуть (в)догонку, ((н_)забываемо)прекрасный пейзаж, (обобщенно)абстрактные рассуждения, ворочаться (с)боку(на)бок.

При подсчете баллов за пункты а) и б) начисляется по 2 балла при отсутствии ошибок, по 1 баллу – если допущено от 1 до 3-х ошибок, 0 баллов за большее количество ошибок.

3. Исправьте ошибки:

а) Между тем, студент бармен, смешав коктель, пускается в детальное описание, которого я разумеется не помню.

б) В течении всего Казюлинского председательства в театре шли две музыкальные комедии, на сугубо индустриальные темы, однако, по ночам, исключительно для начальника гормилиции давалась «Фиалка Монмартра» с канканом и переодеваниями непосредственно на сцене, что впрочем могло быть истолкованно и как поиск в области драмматического искусства; на этих спектаклях Казюлин с Проломленным-Головановым сидели в десятом ряду с полевыми биноклями в руках, и были серьезны как на маневрах.

При подсчете баллов за пункт а) начисляется 1 балл, если отмечены все ошибки, и 0 баллов – если пропущена хотя бы одна ошибка; за пункт б) начисляется 2 балла при отсутствии ошибок, 1 балл – если пропущено от 1 до 3-х ошибок, 0 баллов за большее количество ошибок.

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru