Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №19/2004

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва


Комплексная работа с текстом

Постепенная подготовка к итоговой аттестации

Опыт показывает, что в процессе комплексной работы с текстом ученики не только повторяют, обобщают и систематизируют изученное (что важно для успешной подготовки к контрольной работе, зачету, экзамену), но и углубляют (а в ряде случаев и расширяют) знания о системе языка и речи. Многие приведенные тексты носят культуроведческий характер, связывают курс русского языка с литературой, искусством, культурой.

1. Прочитайте отрывок из повести В.Железникова. Докажите, что это художественный текст.

Наша школа находится в переулке. А сам я живу на всемирно известном Арбате, рядом с домом, на котором висит серая мраморная доска с указанием, что здесь в 1831 году жил Александр Сергеевич Пушкин.
Раньше я пробегал мимо этого дома в день по сто пятьдесят раз и не замечал этой знаменитой5 надписи. Жил целых тринадцать лет и не замечал. А тут, в конце прошлого года, к нам пришел новый учитель по литературе и спросил меня как-то, где я живу. Я ответил. А он говорит: «Знаю1, это рядом с домом Пушкина». Я как дурачок переспросил2: «Какого Пушкина?». Вроде бы у нас с ним общих знакомых3 с такой фамилией нет. «Александра Сергеевича, – говорит он. – Того самого, главного... Ты, когда сегодня пойдешь домой, сделай одолжение, подыми голову и прочитай3 надпись на мемориальной доске».
Я потом около этой доски час простоял, глазам своим не верил...

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Объясните значение слова мемориальный. Как оно образовано?

3. Понаблюдайте за использованием в тексте предложений с прямой и косвенной речью. Какие предложения помогают более выразительно передать характер разговора?

4. Какие особенности разговорного стиля можно проиллюстрировать примерами из текста?

5. Произведите разные виды разбора.

6. Выпишите словосочетания, в состав которых входят наречия. Произведите разбор одного из словосочетаний.

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

8. Запишите предложение, соответствующее схеме: [ – = ], (на котором = –), (что = –).

9. Подготовьтесь к пересказу отрывка. Напишите изложение.

. Повторим фонетику, лексику, морфологию. Используя материал предыдущего упражнения, выполните задание по выбору.

а) Выпишите слова, в которых число звуков и букв не совпадает;
б) найдите в тексте несколько многозначных слов, укажите, в каких значениях они употребляются (обратитесь к словарям);
в) выпишите из текста глаголы: укажите наклонение, время.

. Напишите, используя воображение и жизненный опыт, сочинение на одну из тем:

а) Глазам своим не верил...;
б) Об этом рассказала мне мемориальная доска...;
в) Если внимательно посмотреть вокруг...

Проанализируйте формулировки тем. Какая из тем предполагает, что сочинение может быть написано с использованием элементов разговорного стиля?

2. Запишите отрывок из повести В.Железникова: главный герой, тринадцатилетний школьник, рассказывает о новом учителе по литературе. Подчеркните грамматические основы предложений.

...У него на каждый случай жизни припасена цитата из классической литературы, и мне это не понравилось сначала. Что, у него своих слов нет, что ли! Но потом я разобрался, и это мне даже стало нравиться. Он как скажет какую-нибудь цитату, так и поставит точку. Коротко, и объяснять ничего не надо. Когда он говорил эти цитаты, то волновался, а не просто шпарил наизусть...
И слова он особенные знает, и умеет слушать других, и не лезет в душу, если тебе этого не хочется. И глаза у него пристальные: разговаривая, он никогда не смотрит в сторону.
Ну, в общем, мы здорово с ним подружились...

1. Используете ли вы цитаты в своей речи? Какова роль цитирования? С какой целью вы используете цитаты в сочинениях? А в устной речи?

2. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка.

3. Докажите, что это текст художественного стиля.

4. Какие признаки разговорного стиля можно проиллюстрировать примерами из текста?

5. Как вы понимаете такие слова: умеет слушать других, не лезет в душу, глаза у него пристальные?

6. Составьте схемы 2–3 сложных предложений.

3. Какие цитаты из произведений русских классиков вы знаете наизусть? Запишите несколько примеров, используя разные способы цитирования. В каких ситуациях эти цитаты уместно использовать?

4. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, состоящего из четырех строк. Какова основная мысль поэтического текста?

В страницах книг – десятилетья, миги,
события, судьбы, пестрой жизни дань.
Пусть множатся, живут, крепчают книги –
веков соединительная ткань.

(В.Сикорский)

1. Как вы понимаете слова веков соединительная ткань?

2. Сформулируйте самостоятельно несколько тем сочинений о роли книги.

3. Запишите несколько афоризмов – цитат, которые можно использовать в этих сочинениях.

5. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните знаки препинания.

В тот день, когда началась вся эта путаница, эта история, из-за которой я так прославился в школе, я вышел из дому позже3 обычного.
Я выскочил из дому и понесся галопом по Арбату. Хорошо еще, что в это время на улице нет дневной толчеи и можно бежать без особых помех. И никому ты не попадешь под ноги, и никто не толкает тебя в спину, и машин мало. И даже в воздухе еще не пахнет бензином...
Я бежал до самой школы и прибежал, как всегда, ровно за пять минут до звонка.
Влетел2 в класс и вдруг увидел: на первой парте в моем ряду сидят сразу двое новеньких: он и она. Парень и девочка.
Парень обыкновенный, а девчонка рыжая-рыжая. Волосы у нее перепутаны. Сидят и мило беседуют.
Не знаю1, как кто, а я люблю, когда появляются новенькие, потому что они пришли неизвестно откуда, и это интересно.
Иду прямо к своему месту, а глаза влево2, влево, влево – на новичков.

(В.Железников)

1. Вы записали отрывки из первых глав повести «Каждый мечтает о собаке». Какие особенности содержания, языка текста указывают на то, что это – начало произведения?

2. Докажите, что это текст-повествование.

3. Выпишите из текста глаголы. Какие из них можно считать контекстуальными синонимами? Почему в тексте так много глаголов?

4. Укажите односоставные предложения, определите их тип.

5. Произведите синтаксический разбор предложений, соответствующих схемам:

а) [=], (что =) и (=).
б) [=], (как ___), а [– =], (когда = ___), (потому что ___ ==) и (– =).

6. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

7. Напишите изложение, сохраняя повествование от первого лица. После пересказа текста выполните одно из заданий (письменно):

а) докажите, что это художественный текст;
б) что вы можете сказать на основе данного отрывка о характере главного героя повести?

6. Прочитайте отрывок из очерка Николая Чуковского «Я видел Блока». Подготовьтесь к свободному диктанту.

...Мне было пятнадцать лет, я знал большинство стихотворений Блока наизусть и боготворил его. Ни одно явление искусства никогда не производило на меня такого впечатления, как в те времена стихи Блока; я все человечество делил на два разряда – на людей, знающих и любящих Блока, и на всех остальных. Эти остальные казались мне низшим разрядом.
Помню, как Блок читал «Соловьиный сад» в Доме поэтов. Я уселся в первом ряду; никакой эстрады не было. Читал он негромко, хрипловатым голосом, без очень распространенного тогда завывания, с простыми и трогательными интонациями.
Чтение Блока слышал я не раз, и всегда оно потрясало меня. Помню, как он читал «Что же ты потупилась в смущенье...» в так называемом Доме искусств. Было это несколько позже – в двадцатом году или в самом начале двадцать первого. Он стоял на невысокой эстраде, где не было ни стола, ни кафедры, весь открытый публике и, кажется, смущенный этим...

1. Составьте схемы сложноподчиненных предложений. В процессе написания диктанта используйте эти схемы как опорный материал.

2. Замените во 2-м предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции.

7. Прочитайте отрывок из рассказа И.Шмелева «За карасями». Какие признаки художественного стиля мы видим в этом тексте?

Было начало июня. Помню, идем по зорьке, еще безлюдным садом. В верхушках берез светится жидким золотцем, кричат грачата, щебечут чижики по кустам, и слышно уже пруды: тянет теплом и тиной, и видно между березами в розоватом туманце воду. Только рыболовы знают, что творится в душе, когда подходишь на зорьке к заводинке, видишь смутные камыши, слышишь сонные всплески рыбы и расходившийся круг воды холодком заливает сердце.

1. Подберите синонимы к словам безлюдный, смутный, светиться.

2. Продолжите ряд однокоренных слов: зорька, заря, озарять...

3. Продолжите ряд слов тематической группы «Птицы»: грачата, чижики...

4. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

5. Составьте схему последнего предложения. Сколько простых предложений входит в состав сложного?

8. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните выделенные орфограммы.

Утром белел2 на лужах сквозной ледок, а теперь, за (пол)день, бегут3 ручьи1, нежатся на солнышке собаки и полощутся бойко воробьи... Тепло... Весна... Она засматривает в глаза разрумяненными2 «жаворонками», кивает веселой вербой – красноватыми прутьями и серенькими вербешками, золотится крестами в небе...

(И.Шмелев. Веселый ветер)

9. Запишите, обозначьте орфограммы. Выберите из текста материал для словарного диктанта.

Подлинный поэт не напишет3, как иной современный стихотворец: «Дождь кончился», «Дождь прошел» и т.д. Верность классической5 традиции заключается, между прочим, и в том, чтобы конкретно показать, как это случилось, дать картину-образ4.

Он падал издали, с наклоном
В седые скопища дубрав,
И вся земля могучим лоном
Его пила, затрепетав.

Это – медленный, тяжелый, пластичный, как из времен античности5, дождь Заболоцкого: земля «могучим лоном... пила».

А дождик с четырех сторон
Уже облег и лес, и поле
Так мягко, словно хочет он,
Чтоб неизбежное – без боли.

Это – «дождик» Алексея Прасолова, смиренный и человечный, полный щемящей последней нежности ли, ненавязчивой подсказки2 ли, как человеку в трагической ситуации управиться6 со своей судьбой (стихотворение «Листа несорванного дрожь», откуда приведены эти строки, написано Прасоловым за год до ухода из жизни).
И как отчетливо видны – сквозь один только образ дождя – характеры поэтов!
Наблюдение и созерцание необходимы поэту, как воздух. Это условие для того, чтобы свершился полет художественного воображения, и свершился правильно, то есть правдиво... Эта выверенность натурой лежит в основе самых смелых заглядываний поэта в беспредельное (у Бунина, например).

(И.Ростовцева)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

3. Объясните значение слов традиция, дубрава, лоно, созерцание.

4. Подберите синонимы к словам пластичный, смиренный, могучий.

5. В чем необычность использования в данном тексте (в контексте одного, первого, предложения) слов-синонимов поэт – стихотворец?

6. Какова роль в тексте вводных слов, вводных конструкций?

7. Составьте схему второго предложения.

8. Какова роль цитирования в тексте? Укажите средства художественной изобразительности, которые использованы в поэтических строках.

9. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

10. Произведите разные виды разбора.

11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

10. Вспомните отрывки из художественных произведений (поэтических, прозаических), в которых дается образ дождя. Произведите сопоставительный анализ.

11. Прочитайте отрывок из публицистического выступления Антуана де Сент-Экзюпери. Выберите из текста материал для словарного диктанта, объясните орфограммы.

...Чего не хватает нам?
Казалось, чтобы возвеличить нас, достаточно нас одеть, накормить, удовлетворить все наши потребности. И понемногу из нас лепили узкого специалиста, лишенного3 всякой внутренней жизни. Вы мне возразите: «Нас учат, просвещают, больше чем когда-либо обогащают всеми завоеваниями разума». Но до чего жалкое представление о культуре духа у того, кто полагает6, будто она зиждется на знании формул, на запоминании достигнутых результатов. Самый посредственный5 ученик политехнической школы знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль, Ньютон. Но никогда6 ему в голову не придет такой поворот мысли, что приходили в голову Декарту, Паскалю и Ньютону. Ибо у тех сначала2 воспитывали душу... Ньютон – это прежде всего человек. Он стал зеркалом5 Вселенной: слушал, как говорят на одном языке зрелое яблоко, падающее в саду7, и звезды июльской2 ночью. Для него наука была жизнью.
И вот мы с удивлением обнаруживаем, что нас обогащают какие-то загадочные обстоятельства. Мы можем дышать только тогда, когда связаны с другими общей, и притом надличной, целью. Сыновья1 века комфорта5, мы испытываем несказанное блаженство, делясь в пустыне последними крошками. Тем из нас, кто познал великую радость взаимной выручки в Сахаре, все другие наслаждения кажутся пресными4.
Тут нечему удивляться.

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Какие особенности служат доказательством того, что это текст публицистического стиля?

3. Чтобы подготовить культуроведческий комментарий к тексту, обратитесь к словарям (прежде всего энциклопедическим), справочникам. Сделайте записи: Антуан де Сент-Экзюпери – это ...; Декарт – это ...; Паскаль – это ...; Ньютон – это ... .

4. Какова стилистическая окраска слов зиждиться, ибо? Подберите к ним синонимы – стилистически нейтральные слова.

5. Что такое, по вашему мнению, культура духа?

6. Какие слова употребляются в тексте в переносном значении?

7. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

8. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

9. Составьте схему сложного предложения с несколькими придаточными.

10. Произведите разные виды разбора.

11. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

12. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните орфограммы.

Культура личности – это синоним просвещенности2. Ведь образованный человек – это еще не значит культурный5. Образованный человек – это человек, получивший определенную сумму знаний, и только. Но он может быть и хамом, и кем угодно. А просвещенный человек? Он, как правило, и образованный... Просвещенный человек опирается не на сумму полученных знаний, а на сумму этических норм. Он себе не позволяет каких-то дурных поступков, потому что у него есть жизненные принципы. Это и есть культура личности, когда человек не может отказаться от этических норм, которые3 он исповедует.

(Е.Носов)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

3. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является текст? Докажите.

4. Объясните, что такое этика, этические нормы.

5. Запишите ряд словосочетаний со словом культура. Докажите, что культура – слово многозначное.

6. Используя материал текста, докажите, что синонимы образованный, просвещенный – это, как замечал ученый-языковед А.А. Реформатский, очень часто «то же, да не то же». Приведите примеры таких синонимов.

7. Какие пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

8. Составьте схему последнего предложения.

9. Произведите разные виды разбора.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

13. Прочитайте, как отвечает Виктор Астафьев на вопрос «Внутренняя культура. Что вы вкладываете в это понятие?». Выберите из текста материал для словарного диктанта.

Внутренняя культура – это прежде всего порядочность5 человека. Можно иметь высочайшее образование, а дома быть полнейшим негодяем. И можно быть совершенно неграмотным человеком (а я знавал таких в деревне), но быть человеком огромной внутренней культуры, огромнейшего такта, чистоты и порядочности.
Вот в деревне моей родной есть такая фамилия – Соколовские. Деревня претерпела множество изменений, половины ее просто не стало, половина перестроилась, а дом Соколовских как стоял, так и стоит, кажется, даже внешне он не изменился. И когда я бываю в деревне, мне хочется войти в этот дом, хотя там живут уже другие люди и, может быть, я их озадачу5 своим приходом4. А вот в детстве я бывал несколько раз у Соколовских. И меня всегда поражало, что в нашей шумной, буйной деревне, в которой3 было много крайностей, много всякого народа пестрого, стоял дом, где всегда чистота, обстоятельность, всегда опрятны были ребятишки, никогда мать с отцом или дед с бабкой не ругались... Думаю, что большая культура заключается в естественности поведения в любых обстоятельствах.

1. Определите основную мысль текста.

2. Какие особенности разговорного стиля мы можем проиллюстрировать примерами из текста (это отрывок из выступления Астафьева в концертной студии «Останкино» в 1979 году)?

3. В каких значениях употребляются в тексте слова фамилия, дом, такт?

4. Укажите односоставные предложения.

14. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Объясните орфограммы.

День ветреный. По Дону волны идут с белыми барашками, бьются6 о борт. Берега навстречу плывут, знакомые, родные. Слева высокие холмы встают один за другим, кручами обрываясь к воде. Зеленые холмы, поросшие2 дубком, вязом1, дикой яблоней, грушей, нарядным татарским кленом, по-нашему6 – паклинком. Он словно невестится: весь – в розовых сережках. На кручах деревья узловаты, приземисты. Вечный ветер в их кронах. Летом ли, осенью1, стылой5 зимой – он дует и дует. Меж холмов деревья растут6 вольготней. Они стройнее и выше3. Белесый осокорь, душистая в цвету липа. Ниже их – густые, порой непролазные заросли6 шиповника...
Ветрено3. На воде – волна за волной. Вскипают на гребнях белые барашки. Солнце порой прячется в облаках, потом снова2 глядит.
Редкий хутор выходит к воде домами: обычно жилье1 ставили выше, чтобы весной не топило. Но и на бугры не лезли, там – вечный ветер. Устраивались под горою, в затишке; тянулись дома долиною5, словно в ладонях холмов, прикрывались от вечных ветров тополевым займищем.

(Б.Екимов)

1. Докажите, что это текст. Как обеспечивается связь между предложениями, между абзацами?

2. Какие слова входят в тематическую группу «Деревья»?

3. Объясните значение слов займище, осокорь, круча.

4. Укажите однокоренные слова. Какова их роль в тексте? Объясните, как они образованы.

5. Укажите прилагательные, наречия в сравнительной степени.

6. Какие предложения являются односоставными? Определите их тип и роль в тексте.

7. Произведите синтаксический разбор предложения, соответствующего схеме:

[– =] : [=], (чтобы =).

8. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

14а. В каком слове пишутся две буквы н?

а) Ветре_ый день;
б) безветре_ая погода;
в) ветря_ой двигатель.

14б. В какой группе наречий пишется буква а?

а) Слев_, снов_, изредк_;
б) влев_, налев_, засветл_.

14в. Словарный диктант.

Пр_земистый, пр_крывались, б_ются, зар_сли, р_сти, непр_лазный, жил_е, ш_повник, обл_ка, л_дони, д_лина.


Примечание. Напоминаем, что виды разбора обозначаются так:

1 – слово для фонетического разбора;
2 – слово для морфемного разбора;
3 – слово для морфологического разбора;
4 – предложение для синтаксического разбора;
5 – слово для лексического разбора;
6 – слово для орфографического разбора;
7 – предложение (или его часть) для пунктуационного разбора.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru