Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2004

Я ИДУ НА УРОК

Л.Г. ЗАЗУЛИНА,
школа № 57,
г. Оренбург


Скульптурные портреты А.С. Пушкина

Урок по развитию речи (2 часа)

9-й класс

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ «ПАМЯТНИК А.С. ПУШКИНУ СКУЛЬПТОРА О.К. КОМОВА»

Цели: познакомить с памятником А.С. Пушкину в Твери работы О.К. Комова, развивать умение анализа скульптурного портрета поэта; совершенствовать речевую практику учащихся.

Оборудование: оформить выставку-стенд работ О.К. Комова, А.М.  Опекушина и М.К. Аникушина.

Эпиграф урока:

Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего.

В.Г. Белинский

ХОД УРОКА

Первый этап

Осмысление темы урока и постановка его целей в связи с высказыванием Белинского.

– Как этот эпиграф связан с новой темой?
– Что ждете вы от урока? Сформулируйте сами цели своей учебной деятельности.

Второй этап. «Погружение в тему»

Составьте словарный диктант из слов, лексические значения которых сейчас прозвучат. (Все значения даны по словарю С.И. Ожегова или Словарю иностранных слов.)

Что это?

– Искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки;
– скульптурное изображение человека или животных;
– мемориальное архитектурное сооружение;
– скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-, чего-нибудь;
– памятник, сооружение в виде суживающегося кверху столба;
– каменная плита или столб с надписью или рельефным изображением;
– лепить из глины или высекать из камня художественное изображение;
– скульптурное изображение головы или верхней части тела человека;
– скульптурное изображение или орнамент, выступающий на плоской поверхности менее чем на половину объема изображаемого предмета;
– основание памятника, колонны, статуи;
– подножие статуи;
– большой памятник;
– скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Словарный диктант

Скульптура, статуя, мемориал, памятник, обелиск, стела, ваять, бюст, барельеф, постамент, пьедестал, монумент, горельеф.

Задания:

1. Подчеркните слова-синонимы, отметьте звездочкой многозначные слова.

2. Подберите однокоренные слова, синонимы и антонимы к слову ваять.

3. Чем отличается стела от обелиска, памятник от монумента, статуя от бюста, барельеф от горельефа?

4. Где в нашем городе мы можем увидеть эти архитектурные сооружения?

Третий этап

Повторение пройденного.
Сообщения учащихся.
– Что вы уже знаете о скульптурных портретах А.С. Пушкина из уроков литературы?

Материал к сообщению о памятнике А.М. Опекушина (1838–1923)

1) На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движение потоки людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта... На пьедестале всегда лежат цветы. Они лежат там даже зимой, когда снег драпирует памятник своим белым покровом. Этот памятник, так полюбившийся москвичам и гостям столицы, знают многие. Но немногие знают, что о нем в свое время писали и спорили, восхищались им И.С. Тургенев и Г.И. Успенский, А.Ф. Писемский и А.А. Фет, А.Ф. Кони и В.В. Стасов, И.Н. Крамской и П.М. Третьяков, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, Э.Г. Багрицкий и многие другие.

(И.М. Суслов)

2) Пушкин родился в Москве, провел в ней детские годы, а будучи уже прославленным поэтом, неоднократно навещал родной город. Сколько раз он проезжал и проходил здесь, где теперь стоит в бронзе. Смотришь на его изваяние, и в голову приходят пушкинские строки:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Уже пошло второе столетие, как сюда идет и стар и млад, а у подножия – почти всегда цветы. Идею увековечить память поэта первым выдвинул В.Г. Белинский. Памятник был открыт в 1880 году в конце Тверского бульвара. Сбор средств проводился по всей России. Автор скульптуры – А.М. Опекушин, сын крепостного крестьянина; проект пьедестала выполнил архитектор И.С. Богомолов. Открытие памятника превратилось в большое торжество, в котором участвовали виднейшие русские писатели.
Знаменитый русский писатель И.С. Тургенев при открытии памятника сказал пророческие слова: «Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился, в ряду многих великих, и такой человек!».

(И.Мячин)

3) «Уходим мы или приходим, а он – всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы – всегда стоит» – так определила Марина Цветаева бессмертие поэта, воплощенного в его памятнике...
Пушкин в изображении Опекушина уже не возвышенный поэт-олимпиец, ...а конкретный человек, значительно более близкий нам и живой... Это образ большого внутреннего содержания, пленяющий своей одухотворенностью. С каким мастерством переданы в лице работа мысли, погруженность в себя, даже сам момент творчества!.. Простота и величие, ясность и скорбность, открытость и погруженность в себя гармонично сочетаются в этом образе поэта.
Придав фигуре мотив движения – Пушкин идет, а лицу некоторую подвижность – Пушкин задумался, Опекушин приподнял памятник над обыденностью, суетой жизни. Его Пушкин шествует через века, смотрит сквозь время. ...«Я воздвиг памятник» – строка Горация, взятая Пушкиным эпиграфом к своему стихотворению, в полной мере применима к бронзовому изваянию Опекушина.

(Е.В. Павлова)

Материал к сообщению о памятнике М.К. Аникушина (1917–1997)

1) Михаил Константинович Аникушин получил первое место на Всесоюзном конкурсе 1949 года за сооружение памятника А.С. Пушкину в Ленинграде. Хрупкая, изящная фигура поэта застыла как бы в момент чтения стихов. Позже Аникушин объяснил свой замысел: «Пушкин очень яркий человек по характеру, прост в своих действиях и ясен в мыслях, поэтому я старался отбросить все детали, которые заслонили бы это живое изображение нашего великого поэта... Я хотел, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло радостью и солнцем... Эта работа, которая продолжалась более семи лет, была осуществлением творческой мечты. И работали мы с архитектором В.А. Петровым с большим подъемом, стремясь найти наиболее верное решение этого памятника... Мне хотелось выразить в нем обаяние Пушкина, благородство характера, его любовь к свободе, мечты о светлом будущем России...».

(О.В. Яхонт)

2) К Аникушину, создателю скульптурной Пушкинианы, поэзия Пушкина с ее живым, гибким, страстным, певучим словом и дивными сказками пришла еще в детстве. Пришла и навсегда осталась в сердце скульптора.
Работая над образом Пушкина, Аникушин жил в атмосфере его поэзии. Он стремился прочесть Пушкина глазами скульптора, создать образ поэта во взаимосвязи с его поэзией, пластически выразив свое понимание Пушкина. Скульптор следовал правде не бытовой, а поэтической и внешнее сходство подчинял сходству образному. Его Пушкин одухотворен и поэтичен.

(А.Замошкин)

3) Монумент был воздвигнут в 1957 году на площади Искусств, где находится здание Русского музея, построенного Росси, и памятник мог войти в сложившийся ансамбль лишь при условии строгого учета классических традиций. Отказавшись от решения формы крупными объемами, несвойственными ваянию пушкинской поры, мастер, однако, для своего творения нашел современное звучание в широких и свободных ритмах. Их рождает вольный жест отведенной вправо руки поэта, словно приветствующего этим движением восходящее солнце нового дня, а также линия динамично отброшенной свежим утренним ветром полы сюртука. Перед зрителем – Пушкин, певец-гражданин, возвещающий народу, что тьма неминуемо скроется и воссияет заря свободы.

(И.И. Пикулев)

Четвертый этап

Пушкиниана О.К. Комова (1932–1994)

а) Слово о скульпторе.

Есть в искусстве так называемые «пробные камни». Скажем, для актера – роль Гамлета, для балерины – роль Жизели. Для скульптора – это образ Пушкина.
Олег Константинович Комов, народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств России, к образу Пушкина пришел не сразу. Первые его работы были окрашены особым лиризмом, а обратился он к малой пластике: «Девушка с телефоном», «Моющая полы», «Зеркало», «Стекло», «Девушка, протирающая окна». Работы были сразу замечены, доброжелательно приняты публикой, некоторыми критиками.
Впервые к образу Пушкина Комов обратился в 1965 г., когда создал миниатюрную бронзовую статуэтку «Пушкин и Пущин», а затем «Пушкин и Гончарова». Именно они послужили основой памятника в Молдавии (1972), в Твери (1974), Болдине (1979), в Пскове (1983).
«Работая над каждым из них, я старался взглянуть на поэта под разным углом, а это очень сложно, – признавался О.Комов. – Когда я закончил свой четвертый памятник Пушкину – с няней, мне думалось, что я высказался до конца. И только теперь понимаю, что еще не все сказал, что мой Пушкин впереди и я только на подходе к нему».

б) Беседа о памятнике А.С. Пушкину в Твери.

1) Что вы знаете об истории создания этого памятника?
Композицию памятника подсказал Комову рисунок самого Пушкина на полях рукописи «Евгения Онегина», где поэт изобразил себя вместе с героем романа на берегу Невы. Скульптор вначале выполнил статуэтку, которую назвал «Белая ночь», и ее композицию почти полностью использовал для решения памятника.

2) На каком фоне изображен скульптурный портрет Пушкина? Вспомните, где установлены памятники Опекушина и Аникушина. Как местоположение скульптуры влияет на ее содержание, характер модели?
Неудачно вписанный в архитектурное окружение памятник никто не заметит, он как бы перестанет существовать. Поэтому монументальность моделей Опекушина и Аникушина подчеркивается пространством Тверского бульвара и площади Искусств. Памятник работы О.Комова вызывает ощущение легкости и свободы благодаря простору протекающей за памятником Волги и открывающейся на другом берегу панораме Твери.

3) О.Комов – мастер детали, и это помогает ему удачно организовать пространство около памятника. Как влияют детали на восприятие скульптурного изображения поэта?
Комов, организуя пространство около памятника, вводит в него подлинные детали городского ансамбля начала XIX века – старые фонари, решетку набережной, перед памятником даже была вымощена брусчатка, воссоздающая атмосферу пушкинского времени. Эти детали усиливают лирическую сторону созданного образа.

4) Опишите позу скульптурного портрета А.С. Пушкина.
В старом парке на берегу Волги, у ажурной ограды, облокотившись на нее и глядя на текущую вдаль реку, спиной к обрыву стоит Пушкин. Правая рука поэта согнута в локте, через нее перекинут плащ, часть которого падает свободными складками на решетку. Еще издали, увидев силуэт фигуры, понимаешь, что это Пушкин.

5) Всмотритесь в скульптурный лик Пушкина. Что нового привнес в характер поэта О.Комов по сравнению с предшественниками?
У Опекушина Пушкин грустный, задумчивый, он несколько устало и тяжело склонил голову и смотрит на зрителя сверху, он будто одинок среди людей. У Аникушина – вдохновенный поэт, пророк, он как бы немного возвышается над толпой. У Комова Пушкин легок, светел, изящен, задумчив и серьезен одновременно. Поэт не над людьми, а с людьми и лишь своей исключительностью, гениальностью возвышается над ними, причем в его фигуре чувствуется движение. У Опекушина Пушкин застыл в глубокой задумчивости. У Комова поэт только что повернул голову, и создается впечатление, что в следующую минуту он обернется к нам. Приближенность к зрителю, возможно, достигается еще и тем, что комовский памятник невелик по размеру, всего в полтора раза больше натуральной величины. Эта приближенность персонажа к зрителю свойственна всем памятникам Комова.

6) Прочитайте еще раз эпиграф к уроку, где критик Белинский определил поэта как явление вечно живущее и движущееся. Что нового в понимание Пушкина привнес памятник, созданный почти нашим современником – скульптором О.Комовым?
Пушкин скульптора Комова кажется запечатленным здесь документально точно, но в то же время нет ощущения временной отдаленности от нас поэта, будто все случилось не когда-то, а именно сегодня. Иными словами, ощущаешь современность скульптуры. Наверное, потому, что комовский Пушкин отвечает нашему сегодняшнему представлению о поэте.

Пятый этап. Деловая игра

Закрепление полученных знаний.

Задания группе «Корреспонденты».

1. Вставьте пропущенные в тексте орфограммы и пунктограммы, обозначьте их графически.

2. Используя данную статью, напишите интервью со скульптором О.К. Комовым. Разыграйте интервью перед классом.

Мадрид, 28 января 1981 года.
«Тысячи жителей столицы Испании приняли участие в церемони_ открытия памятника А.С. Пушкину в городском парк_ Фуэнте дель Берро.
Мэр Мадрида Энрике Тьерно Гальван торжестве_о снял п_крывало с м_нумента...»
«Память, фотографии выре_ки из газет вспоминает скульптор О.К. Комов сохр_нили этот дор_гой для меня момент жизн_. Должен отмет_ть что на Западе очень вн_мательно относятся к мест_пол_жению памятника. Я доволен что точка зрения тех кто определял мадридский адрес Пушкина, совпала с моей. Хорошо конечно когда поэт стоит на большой площад_. Вокру_ к_пит жизнь. Трол_ейбусы трамваи спешащие люди. Но мне кажется (не)плохо если около памятника господству_т тишина едва слыш_н шум ветра поют птицы время от времен_ хрустит грав_й на доро_ке в такт шагам случайных прохожих. Думается такая обстановка дает возможность мысле_о бесед_вать с поэтом, как бы войти с ним в психологический контакт. И именно такое общение ра_крыва_т человечность гения.
Первой моей попыткой изобразить поэта был эски_ «Пушкин, опирающ_йся на колонну». Я пытался уже и тогда найти тот почти (не)заметный узелок который свяжет во_дино традиции классики и совреме_ости. Именно этот эски_ и перерос потом в памятник Пушкину в молдо_ском селе Долна и в Мадрид_».

(О.К. Комов)

Задания группе «Экскурсоводы».

1. Вставьте пропущенные в тексте орфограммы и пунктограммы, обозначьте их графически.

2. Перед вами первая «пушкинская» работа О.Комова. Это маленькая статуэтка из бронзы «Пушкин и Пущин. Село Михайловское». Используя данный текст, расскажите об этой работе, дополнив своими наблюдениями.

Пушкин сидит на скамье о_хвати_ к_лено руками. Он застыл в характерной позе в состояни_ активн_ покоя. Рядом ст_ящий Пущин смотр_т выше г_л_вы Пушкина задумался или заслушался. Интересно что жанровая на первый взгля_ сцена на наших глазах пр_обрета_т новое звучание. Мы (не)вид_м действия. Фигура наход_тся в поко_. Возможно Пушкин читает (в)слух свои стихи и его друг прон_кновенно слушает главное что между ними образу_тся внутренняя связь воспринима_мая нами через удачную композиц_ю ритм линий движени_ форм очертания с_луэта. «Два человека в п_ртрете говорил В.А. Фаворский это не один плюс второй а что(то) совсем иное что (не)пр_надлежит (ни)тому (ни)другому человеку. Вероятно это пространство которое возника_т между ними со всем своим эмоц_ональным содержанием». В групповом портрете А.Пушкина и И.Пущина скульптор пластическ_м языком (не)обыкнове_о богатым и ясным создает атмосферу поэтического творчества.
В дальнейшей работе над образом Пушкина Комов о_ход_т от подобной трактовк_ образа он пре_почита_т путь более сложный хотя и традицио_ый, – создание психологического портрета-памятника в котором классическая строгость композиц_и соч_тается с трепетным желанием передать существо духовной жизни поэта.

(О.В. Яхонт)

Задания группе «Редакторы».

1. Вставьте пропущенные в тексте орфограммы и пунктограммы, обозначьте их графически.

2. Напишите вступительную статью к каталогу скульптурных произведений О.Комова, используя материал урока и текста.

В пят_десятые годы когда формир_валось мирово_рение Комова художника и человека в изобразительном иску_тве еще были сильны традиц_и 30–40-х годов. С одной стороны это были работы проникнутые пафосом строительства м_л_дого государства (яркий пример – скульптуры Мухиной) с другой стороны созд_вались произведения показывающие жизнь пр_украше_о пр_глаже_о.
Студенты заполнивш_е мастерские художестве_ых вузов после войны выступили с новой программой пр_зывая обратит_ся к человеку сегодняшнего дня.
«Ч_ткой программы у нас (не)было вспомина_т Комов направление возникло стихийно. Это была обыч_ная реакц_я последующих поколений на иску_тво предыдущих. Оно получило название “суровый стиль”».
У Комова нет пр_ходных стандартных работ. В разных жанрах малая пластика монументальная скульптура п_ртрет рисунок он поднима_тся до уровня подлинного иску_тва. А как много_бразен кру_ его интересов! Салтыков-Щедрин Суворов Репин Дмитрий Донской Козьма Минин Рублев Венецианов Пушкин Лермонтов Чайковский Гагарин Королев Курчатов... И в каждой работе проникновение в духовный мир героя вера в творческую мысль в духовную крас_ту человека.

(И.Лобанова)

Шестой этап

Проверка творческих заданий.

– Чем вас обогатил сегодняшний урок?

Домашнее задание

Опишите памятник А.С. Пушкину в Твери скульптора О.К.  Комова.

Литература

1. Замошкин А. Михаил Константинович Аникушин. Л., 1979.

2. Суслов И.М. Памятник Пушкину в Москве. М., 1968.

3. Павлова Е.В. Пушкин в портретах. В 2 тт. М., 1983.

4. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство. М., 1977.

5. Яхонт О.В. Советская скульптура. М., 1988.

6. Лобанова И. Открыть новое. (Журнал «Смена», 1985 г.).

7. Комов О.К. «Как дань привычную, любовь я пронесу». (Журнал «Творчество», 1986 г.).

 

Рейтинг@Mail.ru