Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2004

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Из учебного пособия
«Современный русский язык. Тесты».
Под ред. Г.Н. ИВАНОВОЙ-ЛУКЬЯНОВОЙ.
М.: Издательский центр «Академия», 2002.


Тесты для абитуриентов

Синтаксис

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Задание 1. Определите тип следующих словосочетаний в зависимости от принадлежности главного (стержневого) слова к той или иной части речи.

КП-46

1

именное
словосочетание

главное слово

имя существительное

2

имя прилагательное

3

числительное

4

местоимение

5

наречие

6

глагол и глагольные формы

1) Трое братьев.
2) Активная деятельность.
3) Склонный преувеличивать.
4) Кто-то в толпе.
5) Определить тему.
6) Сорок пять дней.
7) Директива сверху.
8) Способствовать успеху.
9) По-прежнему хорошо.
10) Важен для изучения.
11) Возвратившийся к жизни.
12) Кое-кто из присутствующих.
13) Оба друга.
14) Гордясь победой.
15) Первая встреча.
16) Обидно до слез.
17) Преданный друзьям.
18) Стремиться вверх.
19) Его ответ.
20) Нечто таинственное.
21) Далеко от дома.
22) Окрепнуть в боях.
23) Полон надежд.
24) Вычленяться из предложения.
25) Проявляться по-новому.

Задание 2. Определите следующие словосочетания с точки зрения норм современного литературного языка.

КП-23

1

неправильно

2

вариант нормы

3

правильно

1) Стакан чая.
2) Интересоваться о результатах.
3) Интересоваться результатами.
4) Волноваться за выполнение плана.
5) Волноваться из-за выполнения плана.
6) Тревожиться за брата.
7) Дистанция два километра.
8) Характеристика на студента.
9) Вносить вклад для укрепления колхоза.
10) Вносить вклад в укрепление колхоза.
11) Вести борьбу по увеличению производства.
12) Вести борьбу за увеличение производства.
13) Проявить заботу о благосостоянии тружеников полей.
14) Проявить заботу по благосостоянию тружеников полей.
15) Лекция по истории города.
16) Лекция об истории города.
17) Уделять внимание по контролю за работой машин.
18) Гнушаться ложью.
19) Гнушаться лжи.
20) В городе Раменском.
21) В городе Раменское.
22) Оплачивать за проезд.
23) Слыть весельчаком.
24) Слыть за весельчака.
25) Объяснить в запущенности физкультурной работы.

Задание 3. Определите вид подчинительной связи слов в следующих словосочетаниях.

КП-33

1

согласование

2

примыкание

3

управление

1) Некоторые вопросы.
2) Теория перевода.
3) Некоторые черты.
4) Взгляд исподлобья.
5) Стремление преодолеть.
6) Тридцать третий пункт.
7) Интересовать читателя.
8) Интересный переводчику.
9) Чей-то перевод.
10) Его талант.
11) Освободиться от забот.
12) Свободный от забот.
13) Исполненный вовремя.
14) Главная авеню.
15) Двумя руками.
16) Две руки.
17) Параллельно с изучением.
18) Сгоревший дотла.
19) Начинающийся процесс.
20) Одна строка.
21) Наперекор стихии.
22) Смелый в решениях.
23) Решать смело.
24) Пятый по счету.
25) Фактически выполненный.

Задание 4. Определите вид подчинительной связи в данных словосочетаниях.

КП-13

1

согласование

2

управление

3

примыкание

1) Новая знаменитость.
2) Подняться на вершину.
3) Большая радость.
4) Долго спорить.
5) Встретить чужого.
6) Разговориться кстати.
7) Пойти дальше.
8) Свои обязанности.
9) Добиться успеха.
10) Заячьи следы.
11) Повернуть налево.
12) Шагать с винтовкой.
13) Весьма занимательный.
14) Ждать терпеливо.
15) Любитель природы.
16) Уважаемый врач.
17) Увлекающаяся натура.
18) Говорить заикаясь.
19) Говорить с запинкой.
20) Жить вдалеке.
21) Слишком далеко.
22) Сложить из камней.
23) Легкий дымок.
24) Очень стараться.
25) Пахнуть дымком.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Типы простых предложений

Задание 1. Определите коммуникативный тип предложений из произведений А.Твардовского.

КП-33

1

повествовательное

2

вопросительное

3

побудительное

1) Мать-земля моя родная, Я твою изведал власть.
2) Прильни ко мне, трава больная, мы вылечимся вместе.
3) Ах, какой вы все, ребята, Молодой еще народ!
4) В чем же дело?
5) Чья гармошка?
6) Чья была, того, брат, нет.
7) Стойте, братцы, дайте на руки подуть.
8) Мать-земля моя родная, Ради радостного дня Ты прости, за что, не знаю, Только ты прости меня...
9) Свой! – переглянулись.
10) Что ж, за чем же остановка?
11) Праздник близок, мать-Россия, Оберни на запад взгляд: Далеко ушел Василий, Вася Теркин, твой солдат.
12) Две войны прошел солдат Целый невредимый. Пощади его, снаряд, В конопле родимой.
13) Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь, вроде?..
14) Вдруг – сигнал за поворотом.
15) Дверцу выбросил шофер. Тормозит:
16) – Садись, пехота.
17) Щеки снегом бы натер.
18) – Далеко ль?
19) – На фронт обратно. Руку вылечил.
20) – Понятно.
21) Стой, ребята, не соваться.
22) Разрешите доложить Коротко и просто: Я большой охотник жить Лет до девяноста.
23) Разрешите попытаться?
24) На войне себя забудь, Помни честь, однако.
25) Туда, слышишь ли меня?

Задание 2. Определите способ оформления вопросительного значения в следующих вопросительных предложениях.

КП-74

1

местоимение или местоименное наречие

2

вопросительная частица

3

интонация

4

особая структура всего предложения

1) Вы, конечно, догадались?
2) Ну, что, уже прочитали?
3) Разве может быть неодушевленная работа?
4) Тебе не тесно?
5) Вы – его заместитель?
6) А ваше мнение каково?
7) Неужто не узнали меня?
8) Что за шум?
9) Вы так считаете?
10) Не возьмешь ли ты моего сына на выучку?
11) А что если нам всем вместе взяться за эту работу?
12) Кому охота ставить себя под удар?
13) А как действовать?
14) Ты как будто даже не рада?
15) Неужели с ним никто не считается?
16) Так ли уж велика разница в возрасте между нами?
17) Почему же он так задержался?
18) Вы будете его ждать?
19) Что если бы все чудаки собрались в одном городе?
20) Может, вместе пойдем?
21) До шуток ему?
22) Когда помещение освободится?
23) Где медведи живут?

Задание 3. Определите структурный тип простых предложений и выделенных предикативных частей сложных предложений из произведений К.Симонова.

КП-34

1

двусоставное нераспространенное

2

двусоставное распространенное

3

односоставное распространенное

4

односоставное нераспространенное

1) Пора уезжать.
2) Через час с небольшим уезжаю полярным экспрессом.
3) Был он немолодой, но бравый.
4) Пожар стихал.
5) У храбрых есть только бессмертие.
6) Стой, гармонист.
7) Однако мне пора кончать.
8) Уже темнеет.
9) Отец был ранен и разбита пушка.
10) Закат был сух.
11) Нарочно ведь писать не будешь.
12) Ему легко далась победа.
13) Еще победа далека.
14) Ведь он тоже был солдат, солдат!
15) Надо ждать и наступать.
16) Уже в горах ему сказали,
17) что путь на Сен-Готард закрыт.
18) Я помню в Вязьме старый дом.
19) И вот вокзал.
20) Кто дойдет?
21) Год назад для работы пришлось нам проехать на Север.
22) Еще не отменен приказ.
23) Вот и гости пришли.
24) Там при скором отъезде забыто много вещей.
25) Кругом гремел горячий бой.

Задание 4. Определите типы односоставных предложений, в том числе в выделенных частях текста.

КП-16

1

номинативные

2

определенно-личные

3

неопределенно-личные

4

обобщенно-личные

5

безлично-инфинитивные

6

безличные

1) Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет. (А.Твардовский)

2) Сижу задумчив и один. На потухающий камин сквозь слез гляжу... (Ф.Тютчев)

3) Но если Внезапно глянет солнце, что за радость Овладевает сердцем! Жадно дышишь душистым влажным воздухом, уходишь С открытой головою по аллее <...> (И.Бунин)

4) Ничего. С земли не сгонят. Дальше фронта не пошлют. (А.Твардровский)

5) Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. (С.Есенин)

6) Весь день было переменно,

7) то моросило, то прояснивало. (М.Пришвин)

8) Поле... Вот оно, русское поле. (Е.Исаев)

9) В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, Твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. (А.Пушкин)

10) Окно откройте, дышать нечем. (Ю.Бондарев)

11) Завтра обещают хороший, крепкий денек без осадков. (М.Пришвин)

12) Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать –

13) В Россию можно только верить. (Ф.Тютчев)

14) Принято весь путь развития человечества делить на социально-экономические формации. (Е.Исаев)

15) Ну-ка, где твоя деревня? Покажи на карте мне. (А.Твардовский)

16) Морозная тишина. Звонкое, радостное утро. (М.Пришвин)

17) Это так далеко, что туда и шагом не дошагаешь и крылом не домашешь. (Е.Исаев)

18) В бригаду отбирают лучших. (Из газеты)

19) Как и чем объяснить такую неприятную картину? (Е.Исаев)

20) Ночью не было мороза. (М.Пришвин)

21) Питомцы ветреной судьбы, тираны мира! Трепещите! (А.Пушкин)

22) Еду на баркасе, Тычусь в берега. (С.Есенин)

23) Теперь уже в лесу сам с собой не поговоришь. (М.Пришвин)

24) Теперь везде в лесах, на полянах понемногу выкашивают. (М.Пришвин)

25) Осень листья темной краской метит: не уйти им от своей судьбы. (И.Бунин)

Задание 5. Выберите правильную форму числа сказуемого в следующих предложениях.

КП-23

1

единственное число

2

возможны обе формы числа

3

множественное число

1) В нулевом классе школы (учится, учатся) 25 ребят шестилетнего возраста.

2) Мало кто из брошенных за решетку (возвращается, возвращаются) на свободу.

3) 228 рабочих предприятия уже (выполнило, выполнили) личные годовые задания.

4) Большинство промышленных предприятий (находилось, находились) в частных руках.

5) Свыше полумиллиона португальцев и испанцев остро (нуждается, нуждаются) в жилье.

6) Из 16 млн избирателей, принявших участие в голосовании, свыше 15 млн 200 тыс. человек (отдало, отдали) свои голоса за кандидатуру правящей партии.

7) До финиша в приморском городе Брайтоне (дошло, дошли) 270 машин.

8) На стадион даже в будни (приходит, приходят) по 10 тыс. человек.

9) В комиссию (входил, входили) 21 человек.

10) Около тысячи кадровых рабочих (передает, передают) свой богатейший опыт молодым.

11) Немало добрых перемен (произошло, произошли) за это время.

12) Около 400 ребят (будет заниматься, будут заниматься) в различных кружках: драматическом, танцевальном, шахматном и других.

13) Более 300 девушек Татарстана, получавших в этом году свидетельства о среднем образовании, (остались, осталось) помогать селу.

14) Много интересных и сложных процессов (происходит, происходят) сейчас на камазе.

15) Большинство артистов нашего театра (встречает, встречают) Новый год на Кипре.

16) На старт ленинградского марафона (вышло, вышли) более 800 спортсменов.

17) В подготовительном комитете сейчас (работает, работают) 83 человека из разных стран.

18) Несколько хоккейных команд (стартовало, стартовали) на соревнованиях в Германии.

19) По его словам, большинство выпускников (не обладает, не обладают) даже элементарными знаниями.

20) Несколько участников пробега (не справилось, не справились) и (сошло, сошли) с дистанции.

21) 63% работающих на нашем предприятии, по их собственной оценке, (трудится, трудятся) в полную меру своих сил и способностей.

22) В редакцию «Известий» (поступает, поступают) немало писем.

Задание 6. Каким членом предложения являются выделенные прилагательные в предложениях из произведений И.Соколова-Микитова?

КП-12

1

определение

2

сказуемое

1) Облака плывут по синему небу, пухлые, белые, чуть золотистые.

2) А осень шла грубая, шла – дергалась, как старая кляча.

3) Чернобровый, узкий в плечах и груди, встречает нас лесник Митька.

4) По голубому глубокому небу плывет солнце, тихое, горячее.

5) День занимался ясный, жаркий.

6) Мы сидим в лесу под деревьями мокрые почти до костей.

7) Листья лежали золотистые, багряные.

8) Утром мы привезли из совхоза овец, широкоспинных, грязновато-белых.

9) Мир открылся неузнаваемый.

10) И вновь зазвучала песня, грустная, широкая.

11) Учились в гимназии дочери купцов, некрасивые, белесые, будущие богатые невесты.

12) Дом вышел тяжкий, с претензиями на пышный стиль.

13) По-прежнему прямая и холодная, как статуя, стояла в дверях начальница Мария Васильевна.

14) Дни стояли теплые, текло с крыш.

15) Перемена произошла с ней быстрая и разительная.

16) От станции его вез на лошадях извозчик, рыжий, туго подпоясанный по бобриковому армяку.

17) День, зимний, ясный и тихий, катился к закату.

18) Солнце садилось за край синевшего леса, огромное, пылающее.

19) Гимназистки сидели притихшие.

20) Он сидел за столом торжественный, уверенный в успехе.

Задание 7. Определите, каким членом предложения являются выделенные существительные в предложениях из произведений Ю.Бондарева.

КП-44

1

подлежащее

2

сказуемое

3

дополнение

4

приложение

1) Время уже тронуло память.

2) Потускнели детали, полузабыты лица погибших.

3) Спохватываешься, что звук отбойного молотка – это не бой крупнокалиберных пулеметов.

4) Ракеты над крышами домов, праздничные вспышки не ассоциируются с криком «ложись!».

5) Понимаешь, что аптека или универмаг – не только место для огневой позиции с широким сектором обстрела.

6) Случайно услышанный в сумерки крик ребенка не вызывает в памяти черные контуры разбитых домов, обугленные сады.

7) Долгожданный мир прочно вошел в сознание.

8) Мир стал привычным и естественным, и мы не связываем с войной треск электросварки.

9) И все же в темные осенние ночи иногда снятся неспокойные сны.

10) Твой сон – кричащее прошлое.

11) Вспоминать – удел всей твоей оставшейся жизни.

12) Пожары, махровые зарева, заливают полнеба.

13) Слышу железный скрежет шестиствольного миномета.

14) Вижу битое стекло на багровых мостовых.

15) Город одичало пуст, безлюден.

16) Мертво и сине стоит огромная луна над зловещими развалинами.

17) Дома как великаны с развороченной грудью.

18) Возникший голос как одинокий призывный крик человека, тревожащий душу.

19) Не хотелось бы, чтобы последующие поколения видели подобные сны.

20) Однако в мире существует страшное оружие – гибель для всех государств.

21) В наше время расстояния океанов в мгновение пересекаются.

22) Такое оружие с легкостью преодолевает большие пространства.

23) Это уже не сон (но ведь еще не явь)?

24) Кто посмеет зажечь всеуничтожающее пламя?

25) Тогда страшные сны на других планетах будут как неизбывное сожаление о гибели самого ценного на Земле – человека.

 

Рейтинг@Mail.ru