Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2004

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Королев


“Ай да Пушкин!”

Биография поэта в восприятии пятиклассников

Кажется, что о Пушкине наши ученики знают все. Или почти все. После всего, что мы им так долго вбивали в головы о жизни (и, конечно же, творчестве) первого поэта России, они просто обязаны знать о нем все. Или почти все.

В том, что это не более чем педагогический миф, любой словесник может убедиться сам, проведя вдруг, без предупреждения, небольшую классную работу на тему Что я знаю о Пушкине?”. Проводить ее можно в любом классе, до или после “прохождения” Пушкина, “в связи с Пушкиным” или без него – не имеет значения. Тем интереснее потом будет сравнить результаты.

Я предложила такое сочинение трем пятым классам одной московской школы. Два класса условно назовем гимназическими, а один – общеобразовательным. Разницы, впрочем, большой я не увидела. Правда, накануне один из гимназических классов ездил на экскурсию “по Пушкину”, и отголоски этого приобщения к культуре можно усмотреть в виде упоминаний о балах, костюмах и карточных зеленых столах. Но не более того.

Первая же прочитанная работа повергла меня почти в шоковое состояние. Приведу ее полностью:

Пушкин родился в городе Москве. Он родился в 1799 году и умер в 1837 году. Он родился в мае, 26-го. И он жил очень сложно. Он учился в Лицее. Потом его отправили в ссылку. И он ходил на дуэли, но в то время нельзя было ходить на дуэли. Сперва он стрелял вишневыми косточками. И вдруг его вызвали на дуэль. Эта дуэль была между жизнью и смертью. И на этой дуэли его убили.

Автором этого сочинения оказалась девочка-хорошистка из вполне интеллигентной семьи. Потом таких сочинений я насчитала не меньше половины. К слову сказать, из восьмидесяти пяти прочитанных мною работ только одна представляла собой более или менее связный, полный и правильный (без искажения фактов) рассказ о жизни поэта. Все остальные – копии первой.

Это вовсе не значит, что не бывает по-другому. Где-то, в каких-то городах и селах, наверное, есть дети, которые о Пушкине знают все. Или почти все. Но эксперимент есть эксперимент. Я веду речь только о нем. А он показал, что уровень знаний наших десятилетних о Пушкине катастрофически низок.

Речь идет о непонимании самых простых вещей. Дети не понимают так много, что впору кричать “караул!” и вводить вместо МХК ликбез по русской культуре. Дети в этом не виноваты. Им никто не рассказал, что такое дуэль, почему в то время нельзя было ходить на дуэли, но все равно ходили, что такое честь и как ее защищали (глагол, к сожалению, в прошедшем времени), что такое бал и как одевались на бал и что бал – это не что-то вроде современной дискотеки. Наверное, нужен рассказ не о Пушкине, а об эпохе – и только потом уже о Пушкине.

Сто лет назад одна четырехлетняя девочка, спросив у матери: “Мама, что такое Наполеон?”, в ответ услышала гневное: “Как, ты не знаешь, что такое Наполеон?.. Да ведь это же – в воздухе носится!”. Этой девочкой была Марина Цветаева. Смею уверить, что сегодня даже в самых наинтеллигентнейших семьях вы ничего такого не услышите. Сегодня в воздухе уже ничего не носится. Ни Наполеона, ни Пушкина. Культурная лакуна рождает непонимание, а из непонимания произрастают все остальные наши беды.

* * *

Многие известные факты биографии Пушкина в сознании детей искажаются таким невероятным, причудливым образом, что чем-то напоминают разгадывание кроссворда. Их можно использовать в литературных играх типа “намеков”: догадайся, о каком факте идет речь в этом фрагменте. Вспомним про дуэль с вишневыми косточками. Или прочитаем любой из выбранных мною отрывков. Все вместе они могли бы составить еще одну народную викторину – “Ай да Пушкин!”, выпускавшуюся у нас накануне последнего всенародного юбилея.

Смею уверить, что это не подборка цитат из рубрики “Нарочно не придумаешь”, а подлинные (исправлены только орфографические и пунктуационные ошибки) работы учеников трех обычных пятых классов.

Сначала о том,

Кем был Пушкин?

“Пушкин был хорошим писателем. Был он умный. Был он солнцем” (надо думать, солнцем русской поэзии. – Н.Б.); “Он любимый, известный поэт детей”; «Другие писатели называли его “Королем поэтов” и однажды надели Пушкину на голову венок славы» (возможно, речь идет о Северянине и Крылове?); “В своем малом детстве я очень любил его сказки. Потом Пушкин писал не только сказки, но и стихи, поэмы, любовные романы”; “В этом году ему исполняется 205 лет, и его никто не забыл”; “Пушкин всегда будет моим любимым поэтом (1799–1837)”.

О Москве

“Пушкин родился в Москве. Пушкин жил в Москве. Он жил со своей женой”. “В Москве Пушкин венчался и крестился”.

“Мама Пушкина не очень любила его, потому что его прадедушка был черный, а мама не хотела, чтобы Пушкин был черный, но он все равно родился таким”.

О няне

(О наличии няни упомянул каждый второй пятиклассник.)

“У Пушкина в детстве была няня. Его няня была Арина Родионовна. Большинство своих произведений Пушкин посвятил няне”.

“Когда Пушкин был маленьким, его воспитывала няня, она делала с ним уроки”.

“Они жили в маленьком деревянном домике. И у них была баня. Зимой Пушкин, разгоряченный, прыгал в бочку” (это уже о Михайловском).

О Лицее

“Учился Пушкин в Лицее, где были красивые дворцы, озеро, где купались цари, и прелестный сад”.

“Это был смуглый отрок. Больше всего этот отрок любил читать Парни (ударение на втором слоге – нам так сказали). У него была треуголка, как у Наполеона. Потом он написал: “Мы все глядим в Наполеоны”. И еще что-то про двуногих земноводных”.

О ссылке

“Жизнь Пушкина прошла в ссылках. Он говорил: “В жизни я видел трех царей: Павла I, Александра I и Николая I”. Я очень обычно задумываюсь над всякими таинственными вещами, и мне любопытно, что все эти цари стоят под цифрой I”.

“Пушкин игнаировал власти, и его сослали в ссылку. Он поехал в Михайловское со своей няней”.

“Когда Пушкин начал писать стихи, то некоторые правительству не понравились. И его изгнали в глубинку с няней”.

«Рано утром Пушкин писал стих и услышал, что в дверь кто-то стучится. За дверью стоял его друг. Пушкин пригласил его на чай. Они попили чай, почитали друг другу стихи – оба были поэты, – а потом Пушкин прыгал на одной ноге и кричал: “Ай да Пушкин!”. И ругал себя нецензурными словами: “Ай да сукин сын!”».

О зайце

“Когда Пушкин ходил к гадалке, она сказала ему, что, если перед ним пробежит заяц, это для него дурной символ. И когда он поехал на восстание против царя, ему дорогу перебежал заяц. Он не поехал, и это спасло ему жизнь. И он написал много стихов. А если бы не заяц, он ничего бы не написал”.

О жене

“Цыганка предсказала Пушкину, что он женится на первой русской красавице. Как предсказала цыганка, так Пушкин и женился на первой русской красавице”.

“У Пушкина была жена Гончарова. Но жену Пушкина любил еще один француз. И Пушкин стрелялся из-за нее с французом на Доне. (Так в подлиннике.) Француз попал Пушкину в бедро, а Пушкин приподнялся и стрельнул ему в плечо”.

“Пушкин был в не очень хороших отношениях с царями. Пушкина приглашали на бал с женой, а царь полюбил ее. Пушкин хотел отказаться от балов – каждый раз новое платье! – но царь сказал, что отстранит его от какой-то работы, а Пушкину нужна была эта работа, потому что ему было нечем кормить своих многочисленных детей”.

О дуэли и смерти

(Сюжет о дуэли стоит на втором месте после няни. Помните у Цветаевой: “Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз”?)

“Дуэль – это когда мужчины с оружием в руках становятся друг против друга и пытаются убить один другого”.

“Меня очень удивило то, что Пушкин смог выиграть двадцать дуэлев. Но на двадцать первой он погиб. Его убил на дуэле Французский человек”. (Половина учащихся не знают, что слово дуэль женского рода.)

“Пушкин умер из-за любви”.

О Дантесе

“Был один француз Дантес. Он влюбился в жену Пушкина, первую красавицу Москвы. Дантес вызвал Пушкина на дуэль. (Так думают не только пятиклассники. Это заблуждение, считает Н.Скатов, свойственно очень и очень многим.) И Пушкин не испугался, ведь у него уже было двадцать дуэлей позади”.

“Гадалка предсказала Пушкину, что он будет убит на дуэли высоким блондином. Мне неизвестно, какого роста был Дантес и какого он был цвета. И я не знаю, можно ли считать слова гадалки сбывшимися”.

Об эпохе

“В то время все очень красиво одевались. На бал женщины в возрасте надевали темные платья, помоложе – белые платья. Мужчина надевал на бал красивые штаны и очень красивые рубашки. Цвет мужчин был черным или зеленым”.

«На балах женщины сидели, а мужчины приглашали их на танцы. Мужчины и женщины знали язык веера. Если женщина закрыла рот веером, это значило: “Я замужем, не ухаживайте за мной”. А если махнула веером в сторону мужчины, это означало: “Вы мне отвратительны».

***

Проведенный эксперимент натолкнул меня на некоторые размышления. Биография Пушкина – это в нашем литературном образовании нечто почти священное, и подходить к этому делу нужно соответственно. Начинается все в пятом классе (начальная школа – разговор особый). Пятый класс – это Москва и детство Пушкина, шестой – Лицей, седьмой – Михайловское и т.д. Но словесники, разумеется, этой программной разнарядкой не довольствуются, они хотят дать детям живого Пушкина. Насколько им это удается, можно судить по приведенным выше фрагментам детских работ. Это вовсе не значит, что знания о Пушкине наши ученики черпают только из уроков литературы, о многом они слышали дома, кое-что вошло в фольклор (А кто это будет делать – Пушкин, что ли?), но главный источник информации – все же мы с вами, учителя словесности, и от нашего рассказа зависит очень много.

Дети, как известно, мыслят наглядно-чувственными образами, им запоминается какой-нибудь отдельный, часто малосущественный факт, эпизод, деталь: про зайца, цвет штанов, про то, чем стрелялись. А потому, знакомя своих учеников (имею в виду 5–6-е классы) с биографией Пушкина, будем предельно внимательны, даже щепетильны в отборе фактов.

В разговоре с детьми этого возраста предлагаю наложить запрет на упоминание всего, что связано:

– с любовными увлечениями поэта;
– с Натали, Дантесом и царем (может быть, права была мать Марины Цветаевой, когда, рассказывая детям о Пушкине, о Гончаровой не упоминала вовсе?);
– со всякого рода предсказаниями, гадалками, талисманами и прочими вещами;
– с литературными анекдотами, домыслами и сенсациями.

Не касаться:

– темы отношений Пушкина с властями, которых он игнаировал;
– вопросов веры и безверия;
– политических, национальных и иных убеждений поэта, иначе рискуем услышать от одних, что Пушкин был царским поэтом, от других – что он был революционером, а от третьих – что он всю жизнь читал одно Евангелие.

Предлагаю до поры до времени, пока дети не подрастут и не начнут хоть что-нибудь понимать, просто читать с ними Пушкина. Может быть, тогда они перестанут видеть в биографии первого поэта России только цепь приключений и ужастиков, как выразился один продвинутый третьеклассник.

Не хотелось бы завершать эти заметки на столь пессимистической, не юбилейной ноте. Если посмотреть, то все не так уж и плохо. Большинство детских работ подкупают своей непосредственностью, непринужденностью, каким-то наивным очарованием. А еще восхищением Пушкиным и любовью к Пушкину. Как сказала одна моя ученица:

К огромному, ну просто огромному, сожалению, Пушкин погиб. Он принес очень много русской литературе.

Он – лучший!!!

 

Рейтинг@Mail.ru