Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №21/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Н.А.ШАПИРО


Полезные мелочи

В последнем выпуске этого учебного года мы помещаем «мелочи», которые учителю уже не удастся использовать немедля. Но, может быть, они окажутся кстати в первые сентябрьские дни, когда дети захотят рассказать вам о летних путешествиях, о недавних победах или о съеденных за каникулы фруктах, а вы им – об основных принципах постановки знаков препинания. Хорошего вам лета, дорогие коллеги!

1. Веселые классики

В 2003 году в издательстве «Детская литература» вышла книга «Классики: лучшие стихи современных детских писателей», которая на одной из первых страниц названа «хохотательно-литературно-художественным изданием для детей от 7 до 70 лет». Книжка действительно веселая, красивая – и очень пригодная для разнообразного использования на уроках русского языка. Скажем, изучая омонимы, вы можете, сообщив ее название, предложить ученикам догадаться, что изображено на ее обложке. Вот будет радость, если кто-нибудь сообразит, что языковую игру создатели начали прямо с обложки и расчертили ее пронумерованными клетками – «классиками» (а не заполнили портретами выдающихся поэтов, как можно было бы предположить)! Многие коротенькие стихотворения окажутся для учителя очень полезными мелочами. Например, такие миниатюры Сергея Белорусца, которые способны заменить подробный рассказ о том, что не у каждого глагола образуются все теоретически возможные формы и что если их все-таки можно образовать, то делать это нужно аккуратно, чтобы не попасть в смешное положение.

И ТЫ ЗАПОМНИ…

– На зеленый свет,
Медведь,
Ты не ехай,
И не едь,
И не ездий никогда,
ПОЕЗЖАЙ!
Запомнил?
– Да!

НАУКА ПОБЕЖАТЬ

Прежде чем кого-то победить,
Надобно себя же убедить
В том, что ты способен побеждать.
Чтоб в итоге первым прибежать,
Я себя сначала убедю,
А потом так резво побежу,
Что кого угодно побежу.
В общем, всех на свете побежду
И любого в этом убежду!..
Если очень-очень захотишь,
То и убедишь, и победишь!

2. Скромное обаяние хозяев

Ученики Ирины Самуиловны Савельзон, помогая себе и товарищам запомнить, как образуется форма множественного числа родительного падежа от некоторых «вкусных» существительных, сочинили сказочку о том, как однажды фрукты собрались на свой фруктовый бал и семьи приехавших с юга абрикосов, мандаринов, апельсинов явились очень нарядные, в одежде со шлейфами – окончанием -ов, а местным жителям, яблокам, как хозяевам бала, неприлично было так наряжаться, вот и явилось семейство яблок без всяких шлейфов – но все равно выглядело отлично.
На всякий случай напомним, что на этот бал не были приглашены овощи – огурцы и помидоры, а также чересчур экзотичные фрукты, еще не научившиеся склоняться по-русски, – такие, как киви и авокадо.

3. Стена, но с окошком

Рассказывает Юлий Анатольевич Халфин.
Однажды я решил дать всю пунктуацию в 4-м классе. Мы выяснили, что точка – это стена, которая разделяет две комнаты. Точка с запятой – это тоже довольно основательная перегородка, но не доверху. Запятая – низенькая перегородочка. А потом, когда я объяснил смысл двоеточия и сослался на Маршака («В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу»), один мальчик сказал, что двоеточие – это тоже стенка, разделяющая комнаты, но в ней окошко, и через него видно, что в другой комнате.

 

Рейтинг@Mail.ru