Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2004

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

С.О. САВЧУК,
г. Москва


Учебное пособие для 10-х и 11-х классов
Г.Ф. Хлебинской

(М.: Оникс 21 век. Мир и образование, 2003)

Учебное пособие для 10-х и 11-х классов Г.Ф. Хлебинской (М.: Оникс 21 век. Мир и образование, 2003)

Мы знакомим учителей с новым учебным пособием по русскому языку для старших классов общеобразовательных учреждений Г.Ф. Хлебинской. Оно состоит из двух книг: «Русский язык. 10-й класс. Орфография и морфология» и «Русский язык. 11-й класс. Синтаксис простого и сложного предложения». В комплекте с книгами для учащихся выпущены две брошюры для учителей, в которых изложены программа курса, поурочное планирование и методические рекомендации к проведению уроков.

Пособие вышло третьим изданием. Первое издание пособия на московском конкурсе «Инновации-98» было отмечено дипломом I степени. Второе издание на Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации-2002» отмечено дипломом лауреата. Третье издание, выпущенное в свет совместно издательствами «ОНИКС 21 век» и «Мир и Образование», получило гриф «Допущено Министерством образования» и включено в Федеральный перечень – каталог учебно-методических изданий. В течение 5 лет учебные пособия прошли успешную апробацию в лицее № 1580 и других школах Южного округа г. Москвы.

Несколько слов об авторе пособий. Галина Федоровна Хлебинская – учитель-практик с тридцатилетним опытом, причем последние 15 лет работает в старших классах профильной школы естественно-математического направления (физико-математический лицей № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана), лауреат конкурса «Грант Москвы» в области гуманитарных наук в 2002 году.

В чем особенности нового учебного пособия?

Первая особенность состоит в том, что учебное пособие служит на уроке тетрадью – этого требуют обобщающий характер и интенсивность обучения в 10–11-х классах. При наличии одного (редко двух) часа обучения в неделю работа на уроке должна быть наглядной, вестись в основном устно, но с карандашом в руке, чтобы, вставляя орфограммы и пунктограммы, можно было выполнить не 3, а 6–7 упражнений и работу с текстом. Дома учащиеся должны также выполнить несколько упражнений «в карандаше» и одно письменно.

Вторая особенность пособий в том, что в них используется экономная форма изложения теоретического материала в виде таблиц и схем. В обобщающих таблицах дается графическое представление изученных орфограмм; объясняются все виды постановки знаков препинания как в простом, так и в сложном предложении; широко используются схемы и таблицы, выделяющие и обобщающие морфологические особенности каждой части речи. Материал по развитию речи также по мере возможности представлен в табличной форме.

Все это позволяет углубить и расширить знания о системе языка, сформировать у учащихся целостное представление о системе русского правописания, выделить особенности стилей речи; обратить внимание на нормативное употребление языковых единиц в речи и указать типичные ошибки при употреблении языковых единиц; «чтение» таблиц и схем позволяет развить навыки устной речи.

Третья особенность заключается в использовании разнообразных упражнений, задания в которых имеют комплексный характер, что позволяет, выполняя упражнения на определенную тему, повторять материал других разделов русского языка. Так, в пособии широко представлены упражнения, в которых сочетаются орфографическая, пунктуационная работа и работа с текстом; работа по орфографии, фразеологии и стилистике; по орфографии, лексике и орфоэпии; при повторении темы по пунктуации предусматриваются задания по конструированию предложений, расстановке знаков препинания, морфемному анализу слова, лексическому анализу и повторению литературоведческих терминов (11-й класс, упр. 37, 38).

Кроме того, в учебных пособиях есть виды упражнений, позволяющих быстро закрепить или проверить знания учащихся по какой-либо теме. Они напоминают упражнения, которые предлагались ранее (да и сейчас) на карточках. Такие карточки очень полезны по своему содержанию, но крайне неудобны в использовании из-за нехватки времени на уроке. Помещенные в учебную книгу, они освобождаются от этих недостатков. Например, в небольшом упражнении № 38 (10-й класс) повторяется правописание 72 слов.

Четвертая особенность пособий состоит в том, что наряду с грамматико-правописной работой, которую автор считает главной при обучении старшеклассников, в пособии широко представлена работа по развитию речи. Необходимый материал по стилистике и теории текста подан в форме таблиц, основное же внимание уделяется упражнениям, развивающим коммуникативную компетенцию старшеклассников. Это и конкретные примеры различных видов переработки текста (простой и сложный планы, сочинения-миниатюры, частичный и комплексный анализ прозаических и стихотворных текстов, а также задания разной степени сложности по переработке текста), и примеры текстов различных типов и стилей, и задания по анализу и составлению текстов различных типов и стилей, и отрывки из конкурсных работ учащихся на олимпиадах по русскому языку.

Выполнение подобных заданий способствует развитию эстетического вкуса, навыков работы с текстом, умению выявлять и использовать изобразительно-выразительные средства; совершенствованию умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; повышает культуру речи, то есть обеспечивает формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций.

Пятая особенность: они содержат материалы для контроля знаний учащихся по каждому разделу курса русского языка. Задания для проверки и самопроверки даны в форме тестов, поэтому их можно использовать при подготовке к Единому государственному экзамену. Обучающие тесты (они даются под рубрикой «Проверь себя») снабжены ответами, контрольные тесты можно проводить как контрольные работы.

Шестая особенность: в них включены средства активизации внимания учащихся на уроках. Предусматриваются игровые моменты («Кто быстрее», «Одним словом», «Без запинки», диктанты-шутки), заранее подготовленные индивидуальные домашние задания как по изучаемому материалу, так и по развитию речи (устные и письменные), устное и письменное рецензирование ответов, выступлений, докладов товарищей.

Такие задания формируют культуру учебно-научного и делового общения, культуру публичной и разговорной речи; развивают коммуникативные качества, навыки монологической и диалогической речи, умение самостоятельно работать с учебно-справочной литературой и словарями.

Седьмая особенность касается структуры учебных пособий. В каждой книге есть раздел «Приложение», в который включены:

1) ответы к упражнениям со знаком «*» (к упражнениям обучающего характера, упражнениям по развитию речи, а также к упражнениям «Проверь себя» и упражнениям повышенной сложности);

2) схемы постановки всех знаков препинания;

3) «Справочный раздел» (10-й класс) и «Круг сведений, необходимых для сдачи экзамена» (11-й класс), в которых кратко изложены основные сведения по русскому языку и приведены все виды разборов с примерами. При этом автор старался сопоставить различные точки зрения ученых-лингвистов (составителей учебных пособий по русскому языку) на языковые явления, поскольку это имеет немаловажное значение для выпускника на экзамене.

Восьмая особенность связана с подбором дидактического материала. По мнению автора, в учебных пособиях по возможности должны быть использованы не отдельно взятые, хотя и замечательные, предложения и тексты из произведений классической литературы, критики, публицистики и т.д., а предложения и тексты, объединенные одной большой темой, отражающие развитие родного языка в связи с конкретным социально-историческим периодом, развитием общественной мысли, литературы, критики и т.д., то есть с проблемами, волнующими нацию в целом.

В предлагаемых учебных пособиях представлено состояние литературно-поэтического процесса в России с середины XVIII по первую четверть XX века. Это позволяет систематизировать и углубить знания учащихся по истории литературы и развитию критической мысли; знания о жизни и творчестве поэтов; представить оценку их достижений как современниками, так и филологами различных эпох. Многие упражнения составлены по произведениям, изучаемым в курсе русской литературы в 9–11-х классах. Автор надеется, что дидактический материал такого уровня будет способствовать не только развитию учебных навыков и умений учащихся, повышению культуры их устной и письменной речи, но прежде всего решению главной задачи современной школы – воспитанию гражданина и патриота, формированию представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознанию национального своеобразия русского языка.

 

Рейтинг@Mail.ru