Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2004

ИНФОРМАЦИЯ

В.Г. КУЛИК,
школа (лаборатория) № 760,
г. Москва


Неделя русской словесности в московской школе

В ряду школьных предметов русский язык занимает первое место. Но всегда ли, во всех ли школах он стоит на этом пьедестале в учебном плане, а особенно в сознании учеников? В школе (лаборатории) № 760 г. Москвы учителя-словесники делают все для того, чтобы учащиеся с любовью и уважением относились к языку своего народа, к литературе. По традиции в школе ежегодно проводятся недели русского языка и литературы.

В начале учебного года на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы определяется тема школьного праздника словесности. Так, за последние годы недели русского языка и литературы были посвящены творчеству А.С. Пушкина, В.И. Даля, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева. Формы проведения этих недель различны: конкурсы чтецов, конференции, устные журналы, конкурсы газет и др. Этим большим итоговым мероприятиям предшествует кропотливая подготовительная работа.

Учитель предлагает некоторым ученикам (обычно это бывают те, кто проявляет особый интерес к изучению языка и литературы) познакомиться с биографией и творчеством писателя, оформив свое выступление в виде небольшого доклада; лучшие ученические работы войдут в методическую копилку школы (например, в альбом о творчестве писателя или в информационный проект). Затем на одном из уроков литературы ребята представляют свои доклады, используя в выступлениях иллюстрации, технические средства обучения: эпидиаскоп, видеомагнитофон и магнитофон с записями музыкальных фрагментов. На последующих уроках литературы проводятся поэтические пятиминутки, на которых учащиеся читают наизусть понравившиеся стихотворения. Приобщение к поэзии влияет на результаты обучения литературе и открывает широкие возможности для обучения русскому языку.

Так, в этом учебном году неделя словесности была посвящена 200-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева. Стихи этого поэта заучивались и читались наизусть. Особое внимание учителя обращали на четверостишия, которые звучат как афоризмы: «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «Не то, что мните вы, природа...» и др. На уроках русского языка поэтические строки записывались на доске. И ребятам предлагалось выразительно прочитать стихотворение, определить тему, идею произведения, найти ключевые слова. Затем – задание по лексике: найти однозначные и многозначные слова, подобрать синонимы, антонимы, определить лексическое значение неизвестного слова, пользуясь словарем. Далее проводится орфографический и пунктуационный анализ четверостишия. После этого дети записывают стихотворение по памяти и сверяют свою запись с текстом на доске. На следующий день за несколько минут до начала урока русского языка один из учеников записывает это четверостишие на доске. А на уроке сами школьники проверяют эту запись (находят ошибки, неточности).

Подготовка к юбилею Ф.И. Тютчева не ограничивалась работой только с четверостишиями: ученикам предлагались три стихотворения поэта для заучивания наизусть. И на одном из уроков ребятам была проведена контрольная работа в форме письма по памяти. Учащиеся должны были написать из трех одно стихотворение Тютчева, которое указывал учитель. Критерии оценки этой работы очень строгие. Уже за одну орфографическую ошибку ставили 3. Так как эта форма работы в школе проводится постоянно, то результаты ее хорошие. Следует отметить, что в старших классах (9–11-х), помимо чтения стихотворения по памяти, ученики выполняют лингвистический анализ поэтического текста.

Чтобы заученное не забылось и не оставалось в памяти школьников мертвым грузом, словесники неоднократно обращаются к этому материалу, предлагают включить его в устные ответы, в письменные работы. Ученики нескольких классов посетили музей-усадьбу «Мураново» в Подмосковье, где жил и работал Ф.И. Тютчев. И в прекрасных залах музея стихи Федора Ивановича из уст ребят звучали торжественно, поражая своей красотой.

В течение недели русской словесности проводится конкурс сочинений. Темы разнообразные: «Это стихотворение хочется перечитывать», «Весна в русской поэзии», «Вы хотите знать, кто мой любимый поэт?» и др.

Итогом недели словесности является общешкольный конкурс чтецов, где учащиеся читают как программные, так и любимые стихотворения. Звучат стихи Пушкина, Лермонтова, Ахматовой, Гумилева, Пастернака, Цветаевой, Окуджавы, Твардовского, Симонова и др.

Жюри, состоящее из учителей и учеников старших классов, выбирает лучших. И эти ребята участвуют в окружных и городских конкурсах чтецов, ежегодно занимая призовые места. Так, в этом году призерами окружного конкурса чтецов стали Баженов Гриша (8-й кл.), Рогожина Оля (10-й кл.), Каниметов Кубат (9-й кл.), Русаков Вячеслав (8-й кл.); призерами городского конкурса чтецов стали Баженов Гриша (8-й кл.), Базарный Матвей (8-й кл.). Подготовили этих детей учителя Левдина Т.И., Агапова Э.К., Чергинец А.А.

Работа по приобщению детей к сокровищнице русского языка и литературы не ограничивается рамками недели словесности. На протяжении учебного года учителями и учащимися школы проводится кропотливая работа по подготовке уроков-зачетов по литературе, когда ученики читают наизусть стихотворения, изучаемые в курсе литературы. Эти уроки-зачеты могут восприниматься как своеобразный экзамен.

В течение года дети ведут поэтическую тетрадь, куда записывают не только стихи из школьной программы, но и свои любимые поэтические произведения. За несколько лет у учащихся школы получился своеобразный рукописный сборник стихотворений лучших поэтов России. Этой поэтической тетрадью школьники пользуются на уроке-зачете. Взяв билет, в котором три вопроса (программное стихотворение, любимое стихотворение, гимн Москвы или России в прошлом году, а в этом – программное стихотворение по программе предыдущего класса), ученик повторяет стихи и рассказывает их наизусть комиссии, в которую входят учителя, завуч, директор, ветераны Великой Отечественной войны, родители. К такому ответственному мероприятию школьники готовятся очень тщательно и показывают высокие результаты.

Готовя ребят к этому уроку-зачету, обучая выразительному чтению, помогая овладеть теми приемами, которые позволяют быстрее запомнить поэтический текст, учителя часто предлагают на уроках обсудить то, что было прочитано наизусть, сравнить чтение одного и того же текста несколькими исполнителями, ответить на вопрос: «Кто из учеников, читая наизусть, глубже отразил особенности авторского замысла?».

От учителя требуются огромное терпение, такт, а какое количество времени уходит на это! Но мы видим результаты своих трудов. Дети знают много стихотворений наизусть и с удовольствием их читают, у многих есть любимые поэты.

Эта кропотливая работа учителей-словесников приносит свои плоды: от 60 до 70% учащихся 9-х и 11-х классов при возможности выбора предмета для экзамена останавливаются на русском языке. А в 2004 г. русский язык сдают 88% выпускников.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru