Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Е.А.ИВАНОВА


Редактура, или работа над ошибками

Обучение языку в школе предполагает, что учащийся должен овладеть навыками построения связного текста на определенную тему. Прежде всего это умение развивается и проверяется в сочинениях и изложениях. Получившийся в результате написания сочинения или изложения текст, с одной стороны, должен быть проверен самим учеником, с другой — учителем.

Проверка текстов имеет специфику, отличающую такую проверку от проверок грамматических упражнений, диктантов и подобных видов работ. И учитель, и ученик должны проверять текст с точки зрения целого комплекса качеств: соответствия теме, полноты, последовательности, связности, стилистической приемлемости, орфографической и пунктуационной правильности.

Такая проверка фактически воспроизводит те процедуры, которые проводятся над текстом при его редактировании. Следовательно, и для отработки проверки текста учеником, и при методическом осмыслении процесса проверки текстов учителем полезно (а часто и просто необходимо) учитывать те правила, которые уже сложились в практике и теории редактирования. Огромное количество ошибок, которые «не видят» наши ученики, и, что греха таить, порой значительное количество ошибок, которые «не замечаем» мы, или, что еще хуже, неверно «исправляем», в значительной степени можно отнести насчет не соблюдения учениками и учителями элементарных алгоритмов, правил редактирования.

В качестве самого элементарного и очевидного примера можно привести случаи, когда учитель или ученик начинают править отдельные места текста (обычно это касается правки тавтологии, согласований, употребления местоимений и проч.) до того, как прочтут текст целиком. Такая правка очень часто приводит к возникновению новых ошибок. А поскольку при правке может значительно меняться контекст, то подобные исправления иной раз порождают искажения смысла текста.

Однако необходимо четко представлять себе, что работа над исправлением (редактированием) текста не может начинаться со стилистической правки и даже с логико-композиционной оценки текста. Редактирование текста должно начинаться с оценки соответствия написанного текста его теме.

Ниже мы сформулировали этапы редактирования в виде вопросов и расположили эти вопросы в том порядке, в каком необходимо вести работу над текстом в соответствии со сложившимися правилами редактирования. Переход от одного пункта к другому может быть произведен только после того, как будет дан положительный ответ на предыдущий вопрос. В противном случае требуется доработка соответствующего этапа.

Схема редактирования выглядит следующим образом:

1. Соответствует ли написанный текст в самом общем виде теме, которой он посвящен?

2. Можно ли считать, что части текста (его план) достаточны для раскрытия темы и расположены последовательно?

3. Достаточно ли полно отражены части плана в каждой из частей?

4. Нет ли фактографических и логических ошибок в каждой из частей?

5. Достаточно ли правильно написан текст с точки зрения стилистики, грамматики, орфографии и пунктуации?

6. Не привели ли произведенные исправления к искажениям смысла целого текста или появлению новых ошибок?

Методики, по которым мы учим школьников писать тексты, включают в себя практически те же способы работы над текстом. Что, конечно, неслучайно. Это связано с общей традицией построения и оценки текста, восходящей к риторическим правилам построения текста.

В дальнейшем мы надеемся подробнее обсудить методическую сторону работы над исправлением текста как учениками, так и учителями, в том числе и в связи с методикой редактирования. Началом же этого обсуждения станет материал Л.С. Степановой.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru