Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №24/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Л.С. СТЕПАНОВА


Элементы редактирования при работе над ошибками в сочинениях

Уроки по редактированию собственных текстов должны обязательно входить в систему обучения письменной речи, так как именно они вводят учеников в атмосферу требовательности к своему слову, без которой невозможно создание грамотного, адекватно выражающего мысли текста. Редактированием должно завершаться создание учениками любого текста.

Редактирование – это проверка и исправление логико-содержательной и стилистико-речевой сторон текста с целью его улучшения.

Конечная цель школьного курса – «научить пользоваться языком» (Н.И. Жинкин), то есть ученики, усвоив теоретические понятия и овладев практическими навыками и умениями, должны научиться создавать собственный текст, как устный, так и письменный (устное высказывание, пересказ, доклад, реферат, изложение, сочинение того или иного жанра). Поэтому работа над логико-содержательной, речевой и стилистической сторонами текста должна быть постоянной.

Она складывается из трех основных этапов:

1) наблюдение над логико-содержательными и стилистико-речевыми особенностями образцовых текстов (аналитическая работа);

2) редактирование предложенных учителем фрагментов (аналитико-синтетическая работа небольшого объема);

3) редактирование собственного письменного текста – изложения или сочинения (как фрагментарно, так и целиком).

Начинать обучение отдельным элементам литературной правки нужно уже в 5–8-х классах, а в девятом можно вести системную и планомерную работу по редактированию, которая продолжится и на старшей ступени.

Учителю стоит самому проанализировать и сгруппировать логические и стилистико-речевые ошибки учеников, выявив наиболее характерные для того или иного класса, а затем разработать на этой основе систему упражнений.

Как показывает практика, наиболее частотными являются следующие логические и речевые ошибки (мы расположили их по возрастающей сложности).

I. Лексико-речевые ошибки.

1. Необоснованные повторы:

а) лексические (полные и словоизменительные);
б) тавтологии (корневые повторы в одном и том же или соседних предложениях, а также повторение одного и того же смысла, выраженного разными словами).

2. Плеоназмы (обороты речи, содержащие лишние слова).

3. Неверное употребление паронимов (слов, близких по звучанию, но различающихся по смыслу).

4. Неточный выбор слова, неправильное его употребление из-за непонимания значения.

5. Ошибки в лексической сочетаемости, в том числе при употреблении фразеологизмов.

II. Стилистико-речевые ошибки.

1. Употребление жаргонизмов и слов-паразитов.

2. Употребление штампов и канцеляризмов.

3. Употребление слов и выражений сугубо разговорного стиля.

III. Логико-речевые ошибки.

1. Отсутствие логико-речевых связок между частями текста или между предложениями.

2. Неверный порядок слов в предложении.

3. Собственно логические ошибки (отсутствие логической связи между частями текста, алогизмы, противоречащие друг другу мысли).

Что же касается грамматических ошибок, то работа по их устранению начинается при изучении соответствующих лингвистических явлений в основном курсе русского языка, продолжается при анализе текстов и постоянно проводится индивидуально при устранении ошибок.

Разумеется, все логические и речевые ошибки необходимо отмечать в любых творческих работах учеников начиная с 5-го класса. Дети должны понимать сделанные учителем на полях замечания, поэтому можно повесить в классе список учительских пометок с объяснениями и примерами (табл. 1).

Таблица 1. Стилистико-речевые и логические ошибки

Учительские пометки на полях

Характер ошибки

Примеры

повт.

Необоснованный, лишний повтор одного и того же слова; необоснованное употребление в одном или в соседних предложениях однокоренных слов

Автор использует повтор, чтобы подчеркнуть свою любовь к Родине. Используются эпитеты и сравнения для того, чтобы показать бескрайние просторы Родины

смысл. повт.

Повторение одного и того же смысла разными словами

Татьяна влюблена в Онегина и очень увлечена им. Маяковский нарушает все принятые нормы и эпатирует общество

лишн. слово

Обороты речи с лишними словами

Главная и основная тема. Кардинальный и основной вопрос. В этот период времени. Лично мое мнение. Лично мне кажется. Лично я считаю. Я считаю и думаю, что...

лекс.

Употребление слова в неправильном смысле (непонимание точного смысла слова, которое используется в предложении)

Базаров и Павел Петрович с первых минут знакомства невзлюбили друг друга. Здесь мы видим явное противостояние героев. Маргарита наделена чувственной душой

неточн.

Неточный выбор слова

Фамусов в пьесе весел и наивен. Татьяна огорчилась из-за того, что Онегин ее не любит

лекс.-гр.

Ошибки в сочетаемости слов

Продажа вишневого сада не играет почти никакого значения в судьбах главных героев. Елка, Рождество занимают большое значение в последнем действии булгаковской пьесы

шт.

Речевые штампы и канцеляризмы

В комедии присутствует индивидуальная речь героев. Это стихотворение замечательного русского поэта Сергея Есенина было написано в 1924 году, незадолго до его гибели. Может быть, поэтому в данном произведении звучит печаль

ст.

Употребление слов и выражений сугубо разговорного стиля, жаргонизмов, просторечных слов, слов-паразитов

Папа Онегина промотал все свое состояние. На протяжении всей комедии Стародум выдавал очень умные мысли. В костылевской ночлежке собрались как бы отбросы общества

лог.

Логическая ошибка: отсутствие логической связи между предложениями или абзацами, логические противоречия

Большую роль в пьесе играют дамы. Власть таких женщин, как княгиня Тугоуховская, очень сильна. Типичная московская барышня, София живет мечтами, не реальной жизнью, а романами

связка

Отсутствие речевых связок между абзацами текста

Эпизод – это относительно самостоятельная часть произведения, с собственным действием в рамках какого-то времени и пространства, со своими героями. После охоты мы видим Наташу в доме дядюшки. (Из соч. «Роль эпизода “Наташа после охоты” в раскрытии характера Наташи Ростовой»)

порядок сл.

Неправильный, неуместный порядок слов в предложении

Но для России не только нужны Базаровы, провозглашающие новые идеи, но и действующие

Регулярно обновляется на классном стенде листок «Из ваших творческих работ», где учитель помещает (разумеется, без указания авторства) наиболее нелепые и смешные высказывания из изложений и сочинений. Вот, например, некоторые выписки из сочинений девятиклассников по «Слову о полку Игореве» (табл. 2).

Таблица 2. Из ваших творческих работ

лог.

У «Слова о полку Игореве» нет автора, но сразу можно понять, что он горячо любит свою Родину

лекс.

О широте горизонта автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, входящих в состав Руси, о соседних народах

лекс.

Автор вместе с Ярославной скорбит на заборе

лекс.-гр.

Политические взгляды автора очень современны, он хочет призвать (?) весь русский народ

лекс.-гр.

Меня поражает широта автора: он рассуждает и об истории, и о политике, и о преданиях, знает географию, военное дело, фольклор

Полезно предложить ученикам самостоятельно определить характер допущенных ошибок, а затем обсудить, как можно их исправить.

Попытаемся показать работу по устранению самых распространенных и наиболее просто поддающихся корректировке ошибок – лексического и корневого повторов. Ход ее примерно таков.

I. Подготовительный этап – выработка умения отличать повтор как прием выразительности и связности речи от неоправданных лексического и корневого повторов.

Начать стоит с сопоставления образцового текста, содержащего лексический повтор, и намеренно искаженного фрагмента с неоправданными лексическими повторами.

Для этой работы в 9-м классе были взяты две первые строки стихотворения М.Цветаевой «Поэт» (1923), отрывок из стихотворения Э.Багрицкого «А.С. Пушкин» (1929) и фрагмент работы Б.В. Томашевского «Пушкин». Первых два текста использовали как образцовые, последний был трансформирован в соответствии с поставленной целью.

Ученики обращаются к двум начальным строкам стихотворения М.Цветаевой «Поэт» (все стихотворение они должны предварительно прочитать дома).

(1) Поэт – издалека заводит речь,
(2) Поэта – далеко заводит речь.

Задания к тексту

1. Прочитайте начальные строки стихотворения. В каком значении употреблены слова заводит и речь в первой и во второй строках? Для ответа на вопрос воспользуйтесь словарем.

Ученики записывают следующие синонимы:
заводит (1) – начинает
речь (1) – разговор
заводит (2) – уводит, доводит до чего-либо необщепринятого
речь (2) – произведения поэта, его творчество, поэтическое слово

2. Проведите лингвистический эксперимент: замените в строках слова заводит и речь найденными в предыдущем задании синонимами. Запишите получившийся текст.

В результате должен выйти примерно такой текст:
Поэт издалека начинает разговор,
Поэта далеко от общепринятого уводит его творчество.

3. Изменяется ли лексическое наполнение слова поэт во второй строке по сравнению с первой? Как вы понимаете мысль, высказанную во второй строке?

В первой строке слово поэт воспринимается читателем в общеупотребительном смысле: поэт – это стихотворец, который издалека, то есть не прямо, а постепенно, начинает разговор с читателем. Во второй строке поэт – это уже не обычный человек, а тот, кто свою жизнь соотносит с поэтическим творчеством: жизнь поэта зависит от его поэтического слова. Творчество (речь) далеко заводит поэта. У поэта особый путь – вот смысл второй строки, который впоследствии раскрывается в стихотворении.

Для того чтобы ученики вспомнили еще одно назначение повтора – быть средством параллельной связи предложений в тексте и одновременно образовывать смысловой акцент, выделяя, подчеркивая какое-либо понятие или предмет, – можно предложить отрывок из стихотворения Э.Багрицкого «А.С. Пушкин». Этот текст будет понят и воспринят гораздо лучше, если работу над ним сопроводить, например, репродукцией картины И.Е. Репина и И.К. Айвазовского «К морю» (1887).

Горячий месяц тлеет на востоке
Над одиночеством пустынных скал…
Здесь он стоял.
Здесь реял плащ широкий.
Здесь Байрона он нараспев читал1.

Предварительное домашнее задание

1. Прочитайте стихотворение Э.Багрицкого «А.С. Пушкин» полностью.
2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» (1824).

Задания к тексту

1. Прочитайте вслух выразительно начало стихотворения Э.Багрицкого. Рассмотрите картину. Что общего вы находите в этих произведениях?

Общего очень много: пустынные скалы, море, романтический образ поэта в широком плаще, развевающемся (реющем) на ветру.

2. Обратите внимание на слово здесь, повторяющееся в начале трех строк подряд. Как называется такой вид повтора? С какой языковой, смысловой и формальной целью он используется?

Такой вид повтора называется анафора, то есть единоначатие. Это средство связности внутри текста, выявляющее его параллельную структуру (параллельную связь между предложениями). Анафора подчеркивает, что речь идет об одном определенном месте – скалистом береге моря, где когда-то мог стоять Пушкин. Повторение слова здесь усиливает ощущение нашей причастности к тому, что было здесь когда-то: место это как будто хранит следы Пушкина, соединяя разные эпохи, преодолевая время. Кроме того, этот анафорический повтор создает выразительный ритмико-мелодический рисунок стиха.

3. Изменяется ли значение слова здесь на протяжении текста?

Значение слова здесь не только не изменяется, но даже, наоборот, подчеркивает постоянство места, с которым связана память о поэте.

II. Работа с трансформированным (искаженным) текстом.

Целью этой работы является обучение средствам и приемам восстановления стилистической стройности текста. По окончании редактирования ученики имеют возможность сравнить полученный ими текст с образцом-оригиналом.

1) Никаких порывов к экзотике в лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт верен северной природе, воспетой Жуковским в таких поэтических произведениях, как «Вечер» и «Славянка». 3) И, однако, элегический цикл 1816 года не прошел в поэзии Пушкина бесследно и обогатил его поэтический опыт. 4) Прежде всего новым для поэта явилось то, что он овладел языком чувства2.

Задания к тексту

1. Внимательно прочитайте текст, спишите его, нумеруя предложения. Отметьте в нем лексические и корневые повторы.

1) Никаких порывов к экзотике в лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт верен северной природе, воспетой Жуковским в таких поэтических произведениях, как «Вечер» и «Славянка». 3) Однако элегический цикл 1816 года не прошел в поэзии Пушкина бесследно и обогатил его поэтический опыт. 4) Прежде всего новым для поэта явилось то, что он овладел языком чувства.

2. Проследите за употреблением слова поэт и однокоренных слов. Изменяется ли их смысл от предложения к предложению? Становится ли текст ритмичнее, выразительнее? Можно ли сказать, что здесь сознательно использован прием лексического и корневого повторов?

Ученики приходят к выводу, что смысл однокоренных слов и повторов от предложения к предложению не изменяется. Текст становится однообразным, невыразительным, стилистически некрасивым. Это означает, что повторы здесь – это не сознательно использованный прием, а ошибка.

3. Произведите замены неоправданных лексических и корневых повторов, используя местоимения, лексические и контекстуальные синонимы (в том числе перифразы).

При выполнении этого задания предлагаемые учениками варианты сначала обсуждались устно, а затем вносились в текст. Естественно, что иногда возникала необходимость дополнительной правки после прочтения всего текста целиком. В результате работы был получен следующий текст.

1) Никаких порывов к экзотике в лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт верен северной природе, воспетой Жуковским в таких стихотворениях, как «Вечер» и «Славянка». 3) И, однако, элегический цикл 1816 года не прошел в творчестве Пушкина бесследно и обогатил его литературный опыт. 4) Прежде всего новым для юного поэта явилось то, что он овладел языком чувства.

4. Сопоставьте отредактированный вами текст с оригиналом.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Никаких порывов к экзотике в лицейской лирике Пушкина нет. Поэт верен северной природе, воспетой Жуковским в таких стихотворениях, как «Вечер» и «Славянка». И, однако, элегический цикл 1816 года не прошел в творчестве Пушкина бесследно и обогатил его лирический опыт. Прежде всего новым для Пушкина явилось то, что он овладел языком чувства3.

Сопоставив тексты, ученики пришли к выводу, что в оригинале употреблено более точное определение: «лирический опыт». Однако автору не удалось избежать повтора имени Пушкин (в трех из четырех предложений), тогда как в четвертом возможна перифраза «юный поэт».

III. Выработка умения быстро фиксировать неоправданные лексические повторы и устранять их.

А. Чтобы учащиеся четко различали повтор как литературный и лингвистический прием и повтор как ошибку, можно предложить два предложения из статьи пятой «Сочинений Александра Пушкина» В.Г. Белинского.

1) До Пушкина были у нас поэты, но не было ни одного поэта-художника; Пушкин был первым русским поэтом-художником. 2) Поэтому даже самые первые, незрелые юношеские его произведения, каковы: «Руслан и Людмила», «Братья-разбойники», «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», – отметили своим появлением новую эпоху в истории русской поэзии4.

Задания к тексту

1. Внимательно прочитайте текст. Отметьте все лексические и корневые повторы.

2. Найдите среди них случайные повторы, которые можно заменить контекстуальными синонимами без ущерба для текста:

Это необоснованный повтор:
первым (1) – самые первые (1).
Во втором случае слова самые первые можно заменить контекстуальным синонимом самые ранние. Смысл от такой замены не изменится, наоборот, еще более выделится главная мысль.

3. Проведите лингвистический эксперимент: попробуйте устранить вообще все повторы в данном тексте. Запишите получившийся в результате текст.

До Пушкина были у нас стихотворцы, но не было ни одного поэта-художника; он был первым. Поэтому даже самые ранние, незрелые юношеские его произведения, каковы: «Руслан и Людмила», «Братья-разбойники», «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», – отметили своим появлением новую эпоху в истории русской литературы.

4. Как изменился полученный текст по сравнению с оригиналом: выиграл или проиграл от внесенных в него поправок: а) с точки зрения стройности и красоты стиля; б) с точки зрения глубины и ясности выражения авторской мысли?

На первый взгляд кажется, что текст стал более стройным стилистически, более гладким и красивым. Однако после такого исправления в нем довольно трудно выделить главную мысль, даже не сразу понятна причинно-следственная связь второго предложения с первым. Приходится несколько раз прочесть текст, чтобы определить, что именно хотел сказать автор. Текст стал невыразительным как раз потому, что приобрел излишнюю гладкость: в нем ничего не выделено, не подчеркнуто.

Б. Творческий диктант, задание к которому предусматривает исправление текста. Перед прочтением текста на доске записываются слова и выражения для замены (см. дальше).

Страшные совпадения есть в жизни Гоголя. В 1829 году Гоголь решил уничтожить нераспроданные экземпляры своей первой, неудачной поэмы — и сжег почти весь тираж! Так огнем начался литературный путь Гоголя. Огнем и закончился: за десять дней до смерти, в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, Гоголь сжег завершенную беловую рукопись второго тома «Мертвых душ» 5.

Задания к тексту

1. Прослушайте текст, отмечая про себя неоправданные лексические повторы.

2. При следующем прослушивании обдумайте, как можно избежать их. Необходимые для замены слова подбирайте среди записанных на доске.

На доске записаны следующие слова и выражения:

великий комедиограф
автор «Ревизора»
самолюбивый автор
мастер гротеска
великий писатель
блестящий сатирик
писатель
он

3. Запишите текст под диктовку, заменяя повторяющиеся слова синонимами, перифразами или местоимениями. Следите за тем, чтобы выбранные вами средства замены точно подходили по смыслу в данном случае. Избегайте невыразительных, однообразных замен.

В результате проделанной работы ученики должны получить примерно следующий текст.

Страшные совпадения есть в жизни Гоголя. В 1829 году самолюбивый автор решил уничтожить нераспроданные экземпляры своей первой, неудачной поэмы — и сжег почти весь тираж! Так огнем начался литературный путь великого писателя. Огнем и закончился: за десять дней до смерти, в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, он сжег завершенную беловую рукопись второго тома «Мертвых душ».

Безусловно, здесь возможны определенные варианты, однако при оценке работ важно следить за уместностью произведенных замен в каждом данном случае. Так, совершенно не подходят для замены в этом тексте такие перифразы, как великий комедиограф, автор «Ревизора», мастер гротеска, блестящий сатирик. При обсуждении необходимо обратить внимание учеников на то, что перифразы не только являются стилистическим средством, помогающим избежать монотонности речи, но и обогащают содержание текста, внося в него точные оценки того лица или предмета, название которого заменяют, а также дополнительную информацию о нем.

Нужно заметить, что подобная работа вызывает у учеников живой интерес, как, впрочем, и редактирование фрагмента сочинения одноклассника.


1 Текст приводится по кн.: Светлое имя Пушкин / Сост., коммент. В.В. Кунина. М.: Правда, 1988. С. 198.

2 Трансформирован текст, составленный по Б.Томашевскому (см. следующую сноску).

3 Текст составлен по: Томашевский Б.В. Пушкин. Т. 1. Лицей; Петербург. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. С. 109.

4 Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М.: Детгиз, 1961. С. 181–182.

5 Первоначальный текст взят из: Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч. 1. М.: Марк, 1994. С. 137.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru