Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №30/2004

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Алексей БИЗИНОВ,
г. Санкт-Петербург


Умные картинки, или Подсказки себе самому

О том, как можно просто запоминать сложные правила русского языка

Как известно из теории памяти, зубрежка – один из самых неэффективных способов запоминания, к тому же требующий огромных усилий для воспроизведения. Между тем многие школьники по традиции зубрят, вновь и вновь сталкиваясь с трудностями запоминания материала и наработки навыка.
В этой работе предлагается методика, полезная в тех случаях, когда:
– ученик плохо запоминает правила;
– ученик понял правило и вначале успешно выполнял практические задания, но быстро многое забывает;
– ученик зазубрил правило, но нет хорошего понимания, и поэтому он продолжает делать ошибки.

О практических навыках грамотного письма

  • БСЭ: Навык – доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи. (Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развернутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого действия, т.е. получается навык в собственном смысле слова.)

Если на одно и то же правило (предположим, на дополнительных занятиях или курсах) дать достаточно много разнообразных практических работ да еще в сочетании с хорошим объяснением, то у многих учеников количество ошибок на это правило уменьшится или даже они вовсе исчезнут. Ура! Казалось бы, мы выработали у учеников умение (а может, даже навык?). Но, увы, проходит время – и у большинства учеников снова появляются ошибки по этой теме. Без ошибок продолжают писать только немногие дети.

Так не способность ли долго сохранять приобретенный практический навык или умение является одной из основ, определяющих грамотность? А если к тому же навыки вырабатываются быстро, то не их ли называют «врожденной грамотностью»?

Как долго должно сохраняться умение или навык для обеспечения грамотности? Как минимум до следующего повторения этой темы.

Пример образования похожего навыка можно привести из области другой дисциплины – высшей математики. В вузе на контрольной работе дается несколько математических примеров, и решить их надо за 1,5 часа. Дело в том, что каждый пример может быть решен одним из 5–6 типовых способов, но нет времени подбирать их наугад, контрольную можно успешно написать только в том случае, если по внешнему виду примера студент сразу определяет способ его решения. Все студенты, сдавшие зачет, решая на стадии подготовки то или иное количество примеров, приобретали такой навык. Простота задачи заключалась в том, что полученный навык надо было сохранять только несколько дней.

Логично предположить, что практический навык (по пунктуации, например) позволяет, не проводя подробный анализ, быстро распознать в написанном предложении его структурные элементы (знакомые по практическим занятиям) и выполнить расстановку знаков. В сложных случаях узнавание одних структур, конечно, сочетается с грамматическим анализом других.

Очевидно, в таких случаях стирается грань между хорошо развитым умением и навыком.

О комплексном характере навыка

Утверждение о том, что некоторые люди пишут грамотно, но при этом не помнят правил (точнее, не помнят некоторых подробностей правил), может привести к интересному выводу: эти люди не помнят подробностей за ненадобностью!

Когда мы произносим знакомые слова, вспоминаем ли мы, из каких букв (звуков) состоит слово? Нет, в нашей памяти есть целостный образ слова, и мы вспоминаем слово целиком. Сравните, когда мы пытаемся запомнить длинное иностранное слово, то его мы разучиваем по частям. Встретив хорошо знакомого человека, мы узнаем его сразу, а не по отдельным приметам. В то же время на просьбу воспроизвести по памяти его черты (например, какого цвета его глаза, форма носа и т.д.) мы не всегда сможем ответить правильно.

А правила содержат подробный перечень сведений, определяющих ту или иную грамматическую единицу. И эти подробности не надо воспроизводить по памяти тем, кто может узнать грамматическую конструкцию в целом.

Вероятно, в нашем мозге даже независимо от нашего желания возникновению навыка предшествует такая обработка материала, в результате которой формируется и запоминается некий комплексный образ грамматической конструкции и в дальнейшем становится возможным узнавание ее сразу по нескольким признакам.

Внешние факторы

Из-за сложности и неоднородности частей, из которых состоит грамматика русского языка, мы вынуждены усваивать ее разными путями.

Во-первых, по каким-то темам удается выработать и сохранять навыки. Причем, например, навык, обеспечивающий правописание словарных слов, отличается по механизму образования от навыков, обеспечивающих правописание согласно каким-то правилам.

Во-вторых, если навык не удалось образовать, то приходится постоянно подновлять в памяти знание правил и тренироваться в применении грамматического анализа.

Какие внешние факторы, кроме практической тренировки, больше всего способствуют образованию этих умений и навыков?

Если рассматривать сложные случаи, то, конечно, это – хорошее, понятное объяснение, которое ученик сможет надолго запомнить. А если не сможет? Чего будут стоить самые хорошие объяснения, если ученик не сможет их запомнить?

Как же помочь тем, у кого полученный навык и знание правил быстро пропадают? Напрашивается ответ: создать методику, помогающую запоминать.

Мы предлагаем создать методику запоминания, опирающуюся на зрительную память. Этот вид памяти мало используется в учебном процессе. Кстати, у большинства людей зрительная память является ведущей.

Особенность памяти

Представьте себя последовательно в двух ситуациях: а) вы прослушали трехчасовую лекцию о каком-нибудь городе, где никогда не были; б) вы совершили трехчасовую экскурсию по тому же городу, слушая тот же текст.

Из собственного опыта все знают, что во втором случае мы запомним больше. Но наша способность запоминать при этом не менялась! Мы изменили лишь форму подачи материала: добавилась образная информация (то, что мы увидели, потрогали руками и т.д.). Вся эта информация одновременно запоминалась словесными и образными структурами памяти (эти структуры памяти находятся в разных отделах мозга). И, вспоминая, мы получаем возможность черпать информацию из всех этих источников.

Образная информация дублирует и поясняет словесную информацию. Иначе говоря, при воспроизведении каждая структура памяти вносит свои дополнения в общую картину.

Ниже мы покажем, как можно использовать эту особенность нашей памяти при изучении правил русского языка.

О недостатках механического запоминания

Нередко приходится слышать, что есть ученики, которые хорошо знают правила, но при этом делают ошибки на те же правила. Причин может быть много, назовем одну из них: недопонимание смысла правила из-за того, что выбран неподходящий для конкретного ученика способ запоминания.

Дело в том, что правильное написание является результатом применения нескольких мыслительных операций, и если первая – вспоминание какого-то правила и удержание его в оперативной памяти – требует от ученика больших усилий, то сил на выполнение других операций у него уже не остается.

Например, ученик может выделить в предложении обращение и при этом забыть поставить знаки препинания, выделяющие прямую речь (или наоборот). Между тем, как известно из теории памяти, что-либо, запомненное с помощью зубрежки, у некоторых учеников держится в памяти неустойчиво и требует больших усилий для воспроизведения.

Доказательство этого любой человек может привести из собственного школьного опыта. Информация, «усвоенная» с помощью большого количества бездумных повторений, зачастую никак не желает воспроизводиться именно в тот момент, когда она очень нужна, например, в момент ответа у доски, и быстро всплывает в памяти, как только начал отвечать другой ученик. Для воспроизведения не хватило самой малости – небольшой подсказки.

Причины забывания

Для ученика правило обычно представляет собой набор сведений, мало связанных между собой. А ведь забывание (упускание из виду) даже небольшой части правила (всего лишь одного слова или даже буквы!) может привести к ошибкам.

Например, упустив из виду, что правило относится только к правописанию наречий, ученик не может вспомнить, когда надо ставить дефис, а когда нет (ср. будь по-моему, но по моему желанию). Или же ученик не может вспомнить, перед какой буквой ставится «твердый знак», а перед какой не ставится (ср. двухъярусный, но двухэтажный).

Каким же образом идет процесс забывания правила (во времени)?

Предположим, мы выучили правило. Что произойдет в нашей памяти с этой полезной информацией впоследствии? В течение какого-то времени (t1) мы будем помнить все?

Следующий временной отрезок (t2) можно будет охарактеризовать тем, что, хотя мы «забыли» какие-то части правила, тем не менее мы можем быстро восстановить их в памяти, если:

а) нам кто-то или что-то подскажет (но обычно это запрещено);

б) мы воспользуемся такой подсказкой к правилу, которую легко запомнить, и она сохраняется в памяти более долговременно, чем само правило.

В предлагаемой методике созданы подсказки, когда можно «подсказать» самому себе. Речь идет о картинках-образах. Часть из них в качестве примеров приведена ниже.

Как видно из схемы, время, в течение которого мы в состоянии вспомнить правило, может сложиться из суммы двух отрезков t1 и t2, и оно гораздо больше времени удержания в памяти правила без использования подсказки (t1).

Картинки-подсказки в примерах

1) Правописание слов с разделительным ъ

Разделительный ъ пишется после приставок на согласную перед е, ё, ю, я: подъезд, подъём, изъять.

Пояснения к картинке-подсказке

Башня похожа на ъ и стоит на подставке, напоминающей условное обозначение приставки, – это «подсказывает» связь ъ и приставки.

Ъ всегда рад таким гостям, как ёж с яблоком и ежиха в юбке, потому что первые буквы названий этих животных и предметов соответствуют его любимым буквам е, ё, ю, я.

Центральное место на картинке занимает подъемный мост. Подъемный – это слово-пример, имеющее достаточно распространенную приставку под-, оканчивающуюся на согласную.

При необходимости можно обыграть название знака – твердый. Например, таким образом: дом твердого знака стоит на острых, твердых скалах. Можно обратить внимание на пространственное расположение предметов на рисунке слева направо: сначала идет подставка (напоминающая обозначение приставки), потом башня, символизирующая «твердый знак», и в завершение – ежики, подсказывающие буквы, перед которыми ставится ъ.

2. Правописание корней с чередованием гласных е – и

В корнях с чередованием гласных е – и (-бер-/-бир-, -блест-/-блист-, -дер-/-дир-, -жег-/-жиг-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -стел-/-стил-, -тер-/-тир-) пишем букву и только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-: стереть – стираю, запереть – запираю.

Рис. Леонида Мельника

Пояснения к картинке-подсказке

Для того чтобы запомнить по одному слову с каждым из этих корней, представьте себе, что вы перенеслись лет на 200 назад и оказались в роли дежурного по классу. Вам прочли наставления (см. рисунок, начиная со стоящего на первом плане стола и далее по часовой стрелке):

На стол свежую скатерть постелить.
Стекла должны блестеть.
С доски стереть (см. рис.).
Лампу не зажигать.
Дверь не запирать.
Не то выберу лозу
И выдеру как сидорову козу.
«Сейчас я со смеху помру (помер – помираю)», – подумал я и проснулся.

Конечно, многие корни из названных выше имеют большие гнезда, но запоминание хотя бы одного слова из гнезда существенно упростит задачу узнавания остальных слов.

3. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

Если во втором предложении раскрывается содержание или называется причина сказанного в первом, то перед вторым предложением ставится двоеточие.

Значение второго предложения

Можно вставить

Примеры

а) Причина того, о чем говорится в первом

потому что
так как

Выйти невозможно [так как]: на улице сильный мороз.

б) Раскрывает (поясняет, расширяет) содержание первого

а именно

Темный лес хорош в яркий солнечный день [а именно]: тут и прохлада, и чудеса световые.

(М.Пришвин)

в) Раскрывает (поясняет, расширяет) содержание первого

и увидел
(и услышал);
и увидел, что...
(и услышал, что...);
что

Я выглянул из кибитки [и увидел]: все было мрак и вихорь. (А.С. Пушкин)

Можно вставить просто союз что, если в предложении уже есть сказуемое типа увидел, понял и т.д.

Пояснения к картинке-подсказке

Как можно запомнить, какие значения может иметь второе предложение?

Составим фразу по сюжету рисунка: «Я посмотрел в бинокль и увидел, что у причала бегемот раскрыл содержание (книги) и ревет. Наверное, это была книга о вкусной и здоровой пище».

Заметим, что слово причал созвучно слову причина. Линзы бинокля напоминают двоеточие. Важную роль имеет пространственное расположение элементов на этой картинке: предметы, напоминающие о предложениях, имеющих значение причины или раскрывающих содержание первого предложения, находятся справа от двоеточия.

На бегемоте – ошейник. Ошейник ассоциируется с подчиненностью, т.е. напоминает о том, что второе предложение – придаточное. Человек, конечно, является главным по отношению к животному в ошейнике, поэтому на рисунке человечек в скобках напоминает о том, что впереди (перед двоеточием) стоит главное предложение:

Выйти невозможно, потому что на улице сильный мороз.

Выйти невозможно: на улице сильный мороз.

О достоинствах подсказки

Еще раз повторим, что для ученика правило представляет собой набор сведений, мало связанных между собой. Мы же, не вторгаясь в текст правила (дабы не создать для учеников дополнительных трудностей), связываем между собой части подсказки. То есть используем два вида связи:

– сюжетную, связывающую предметы на картинке, – чтобы можно было легче запомнить все предметы, входящие в подсказку;

– ассоциативную, при помощи которой признаки предметов вызывают в памяти соответствующие положения (части) правила. [Ассоциация – связь между представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое по сходству, по смежности, по контрасту (Толковый словарь).]

Картинка-подсказка обладает, на наш взгляд, следующими неоспоримыми достоинствами:

– краткость (по сравнению с правилом);
– легко запоминается, долго хранится в памяти, так как а) задействована высокоэффективная и малозагруженная структура памяти – образная; б) все части подсказки, в отличие от правила, связаны между собой;
– напоминает все основные положения правила;
– уменьшает интенсивность умственной нагрузки в процессе запоминания и особенно повторения учебного материала; повторять можно быстрее, охватывая за один раз больший объем.

Для большей эффективности методики можно совместно с учениками придумывать новые образы. Можно дать задание, чтобы ученики сделали это самостоятельно. Если кто не умеет рисовать – не беда, можно делать чисто условные зарисовки. А можно, например, задействовать компьютер или использовать готовые картинки.

Рисунки также можно записать на видеокамеру, озвучить и поручить особо заинтересованным родителям «прокручивать» их перед своими чадами вместо рекламных пауз во время просмотра интересного фильма.

Итак,

все знают о том, что понимание способствует запоминанию, но существует и обратная связь. Если мы поможем ученику запомнить больше, то на определенной ступени накопления знаний ученик сможет перейти на качественно более высокий уровень понимания. Речь идет о переходе от понимания отдельных правил к пониманию грамматических закономерностей, которым подчиняются группы правил. Это, в свою очередь, будет способствовать существенному увеличению времени хранения информации в памяти и лучшему запоминанию новой информации из этой области.

Мы будем очень благодарны учителям, которые решат попробовать поработать с подобными картинками-подсказкамии и пришлют в редакцию письма с результатами своих «экспериментов».

P.S. Не надо путать представленные выше рисунки с традиционными наглядными пособиями – схемами и таблицами. Рисунки и схемы не конкуренты, а взаимодополняющие друг друга виды наглядного учебного материала.
Удачные схемы и таблицы хорошо помогают при объяснении нового материала, но плохо усваиваются долговременной памятью, в основном из-за своего однообразия.

________________________________________________________

Представленная методика предназначена для дополнительных занятий с теми учениками, у которых возникают трудности с запоминанием сложных правил русского языка.
Для средней школы.
Методика запатентована ©.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru