Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №31/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Е.В. ПЕРЕСВЕТОВА,
г. Москва


Морфемика

5-й класс

Однокоренные слова

№ 1

Вам не приходило в голову, что слово горе тесно связано с глаголом гореть? Как все-таки образно, как поэтично творили слова наши предки на заре истории! Горе – то, что палит человека изнутри, чем больно горит сердце… Основа гор- некогда несла в себе значение «жгучий», «причиняющий ожог»: вспомним слова горький, горчица, огорчить.

(Л.Успенский)

1.  Прочитайте словарную статью из этимологического словаря Льва Успенского. Найдите вопросительное и восклицательное предложения. Какова их роль в тексте? Как вы понимаете словосочетание на заре истории?
2.  Какие слова называются однокоренными? Найдите однокоренные слова в тексте статьи и выделите в них корень.
3. Найдите лишнее: горевать, гористый, огорчение.

№ 2

СКОРОГОВОРКА

Был кашеваром кашалот,
А кашеедом – кит.
Но простудился кашалот,
Стал сильно кашлять он, и вот –
Стал кашеедом кашалот,
А кашеваром – кит.

(И.Токмакова)

1. Прочитайте и спишите это стихотворение.
2.  Какие среди выделенных слов являются однокоренными? Какие слова являются синонимами?

№ 3

ТАЙНА ВАЛЬДШНЕПА

Своими глазами видел, – один раз в жизни! – как вальдшнепиха несла по воздуху вальдшнепенка. Она стиснула его с боков лапками, прижала к грудке и несла его меж ветвей осин. Вальдшнепенок уже был большой, она его еле тащила. Казалось, летит тяжелая, неуклюжая птица… с двумя головами!
Разглядеть такое непросто. Вальдшнеп – птица стремительная, любит густые заросли. Поэтому редко кто такое видел.

(Н.Сладков)

1.  Прочитайте. Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.
2.  Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие маму и ее детеныша, выделите суффиксы: слон, медведь, заяц, волк.

№ 4

ОГНИ НА ЦВЕТАХ

Я видел это только однажды.
Вечер был теплый и тихий. Краешек солнца еще светился над лесом, но в кустах уже густели первые сумерки.
Вдруг на опушке леса, где уже смутно белели цветы, я заметил легкое голубое свечение. Было оно зыбкое, неуловимое: будто блики и отсветы невидимого огня. Будто над каждым цветком парило крохотное облачко света.
Светились цветы. Светились недолго. Я стал трогать лепестки и бутоны – они были влажными и холодными…

(Н.Сладков)

1.  Прочитайте. Спишите. Найдите однокоренные слова, определите, к каким частям речи они относятся. Разберите по составу эти слова.

№ 5

Свободный диктант.

Карлуха – вороненок. Живет он во дворе. Тут он делает все что хочет. А больше всего он хочет – прятать.
Прячет все, что только в клюв попадет. Корка попадет – корку спрячет, кожура от колбасы – кожуру, камешек – камешек…
Раз он пуговицу прятал. Сунул ее в самую густую траву. Ромашки там росли, колокольчики, колоски разные и метелки. Стал пуговицу травой прикрывать. Пригнул колосок, а колосок распрямился. Метелочку пригнул – и метелочка выпрямилась. Ромашку наклонил – и ромашка поднялась. Колокольчик согнул – и колокольчик поднялся! Старался-старался, прятал-прятал, а пуговица сверху лежит. Вот она. У всех на виду. Любая сорока украдет.

1.  Прочитайте текст. Определите тему каждого абзаца. Составьте план текста.
2.  Выпишите в 1-ю колонку однокоренные слова, во 2-ю – формы одного слова.

Однокоренные слова

Формы слова

Прятать – спрячет
Прятать – прячет

Пригнул – согнул

3. Запишите текст по частям с сохранением авторского стиля.

Правописание приставок

№ 1

РАДУГА

 

В небе раскинулся радужный полукруг. Это значит, что капли дождя разложили солнечный свет на составные части. Случается это обычно тогда, когда солнце светит сквозь еще падающий дождь. Однако красивую разноцветную ленту мы видим только тогда, когда солнце у нас за спиной. С самолета радуга выглядит замкнутым кругом.

(Из энциклопедии)

1.  Прочитайте. Определите тему текста.
2.  Выпишите слова с приставками, распределяя их по двум колонкам: в одной – слова с неизменяемыми приставками, в другой – с приставками на с, з. Почему слово разноцветный не попало ни в одну из колонок?
3.  Найдите в тексте многозначное слово (радужный). В каком значении оно употреблено в тексте – в прямом или переносном? Составьте словосочетание с этим словом, употребив его в другом значении.

(Радужный: 1. Имеющий цвет радуги, семи- или многоцветный. 2. (перен.) Приятный, обнадеживающий, сулящий радость, счастье. Радужные надежды. Будущее представлялось ему в радужном свете.)

№ 2

ЗАГАДКА

Не человечьими руками
Жемчужный разноцветный мост
Из вод построен над водами.
Чудесный вид! Огромный рост!

Раскинув паруса шумящи,
Не раз корабль под ним проплыл,
Но на хребет его блестящий
Еще никто не восходил!

Идешь к нему – он прочь стремится
И в то же время недвижим;
С своим потоком он родится
И вместе исчезает с ним.

(В.Жуковский)

1.  Прочитайте. Вы догадались, какое природное явление описывает поэт? Что общего и в чем различие стихотворения В.Жуковского и предыдущего текста? (Тема одна, стиль разный.)
2.  Спишите, выделяя приставки в словах. Графически объясните выбор букв с, з на конце приставок.
3.  Выделите и объясните известные вам орфограммы в глаголах.
4.  Подготовьте выразительное чтение стихотворения, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.

№ 3

РАДУГА

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его, лови скорей!

Ф.Тютчев

1.  Прочитайте. По толковому словарю определите значение слов нега, очи.
2.  Спишите стихотворение Ф.Тютчева. Выделите в словах приставки, объясните выбор изменяемых приставок.
3.  Разберите по составу слово воздушная, запишите несколько однокоренных слов, подчеркните чередование гласных и согласных в этом корне.
4. Выучите стихотворение наизусть и запишите его по памяти.

№ 4

ЕЖ ПРОСНУЛСЯ

Всю зиму еж жил в кустах. Теплый дождь с грозой расшевелил его. Еж стал развертываться, а листва над ним – подниматься. Вот он развернулся и высунул мохнатенькую мордочку. Вдруг ветер шевельнул старыми листьями, и вышло из этого шума явственно:
– Е-ш-ш-ш!
Как тут не испугаться!

(По М.Пришвину)

1. Прочитайте. Определите тип речи текста.
2. Спишите. Объясните выбор букв з, с на конце приставок.
3. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
4.  Подберите однокоренные слова к словам явственно, яства. При затруднении обратитесь к толковому словарю (яство (книж., устар.) – еда, кушанье; явственный – хорошо различимый, отчетливый, явный).

№ 5

От горячих лучей солнца стал плавиться снег. В полдень так распаривает, что снег покрывается какой-то пылью. Поднес я ладонь к этому грязному снегу. На снегу осталось белое пятно. Это мельчайшие жучки-прыгунки разлетелись в разные стороны.

(По М.Пришвину)

1. Прочитайте. Выпишите слова с приставками на с, з в две колонки. Добавьте слова в обе колонки, подобрав однокоренные к глаголам плавиться, покрываться.

№ 6

СИНИЦА И ВОРОБЕЙ

– Чего ты, Воробей, раззадавался, чего это ты расчирикался? Все хорошие певцы помалкивают еще, а тебя прорвало – орешь и подскакиваешь!
– Эх, Синица, мне-то с моим голосом только и петь, пока другие молчат! На безрыбье и рак рыба, на бесптичье и воробей – соловей! Чик-чирик!

(Н.Сладков)

1.  Прочитайте разговор птиц. Докажите, что текст разговорного стиля. Найдите в тексте известную пословицу и выдуманную автором. Каков смысл этих пословиц?
2.  Выпишите в две колонки слова с приставками, которые оканчиваются на с, з. Выделите приставку и условие выбора орфограммы в приставке.
Определите, какой темой объединены последние три текста. Придумайте и запишите свой текст на данную тему.

Правописание корней с чередованием гласных

№ 1

Слова расти, растение, возраст лукавы: почему они пишутся через ра, если их родные братья – рост, рослый, подросток – придерживаются буквы о? Может быть, будет полезно узнать, что все они произошли от древнейшего праславянского *орсти. От него в русском языке образовалось рости. Но позднее, когда центр русской языковой культуры оказался в Москве, московское «акающее» произношение стало общепринятым. И все слова, произведенные от рост, в которых ударение падало не на слог ро, стали произноситься, а потом и писаться «на московский манер». Те же родственные им слова, где ударение приходится на корень, не имели никаких причин измениться.

(По Л.Успенскому)

1.  Прочитайте словарную статью из этимологического словаря Льва Успенского.
2.  Впишите в таблицу свои примеры слов с корнем -рост/-раст-. Выделите корень, поставьте ударение.

Ударение в слове приходится на корень

Слова с безударным корнем

Рослый
Возраст

Переросток
Растение

№ 2

ПЕСЕНКА ДУБОВЫХ СЕЯНЦЕВ

Ты – росток,
И я – росток,
Раз – листок,
И два – листок,

Ты – дубок,
И я – дубок,
Я – дубок,
И ты – дубок,

Подрастем еще чуток,
Станем рядом бок о бок,
И чего же проще! –
Вот и будет роща!

(И.Токмакова)

Прочитайте. Выпишите слова с чередующимися гласными в корнях -раст-, -рос-. Объясните графически выбор орфограммы. Укажите слово-исключение; какие еще слова-исключения вы знаете? Являются ли слова росток и роща однокоренными?

№ 3

– Ты чего тут делаешь, эй? – Это к Ростику подошел босой мальчик. Был он какой-то очень уверенный в себе. – Ты чей дачник?
– Я ничей.
– Не дачник?
– Нет.
– А как звать?
– Ростик.
– Ростислав, значит. А я – Иван.
Мальчик протянул Ростику руку.
– Рукопожатие – древний обычай, – сказал он таким голосом, каким обычно говорит диктор по радио. – В древние времена племенные вожди протягивали друг другу правую руку, чтоб показать, что у них нет оружия…

1.  Прочитайте разговор двух мальчиков из повести И.Токмаковой «Ростик и Кеша». Какими примерами из текста можно доказать, что стиль текста разговорный?
2.  Расскажите об оформлении разговора на письме. Как называется разговор собеседников?
3.  Выпишите слова с чередованием гласных в корне -раст-, -рос-. Какое слово является исключением?

№ 4

Пол_гаю, что в лесу никогда не бывает пусто!
Огромные пни умерших деревьев окружают(ть)ся в лесу полным покоем. Сквозь ветви на их темноту л_жат(ть)ся горячие лучи. От теплого пня вокруг все согравает(ть)ся, р_стет. Пень пр_р_стает зеленой пор_слью, покрывает(ть)ся цветами. На одном только солнечном пятнышке ра_пол_жились десять кузнечиков, две ящерицы, шесть мух, две жужелицы…

(М.Пришвин)

1.  Прочитайте. Определите роль первого предложения. Озаглавьте текст.
2.  Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите часть слова, в которую вы вставили орфограмму.

№ 5

Многие, наверное, не знают, что могучие деревья в детстве очень слабенькие. Они боятся морозов и ветров. Они смогут вырасти, только если рядом будут другие деревья, кустарники или высокая трава. Пройдет время, и дуб уже не будет нуждаться в помощи. А потом, возможно, и сам станет укрывать от ветров и бурь тех, кто помог ему в детстве. Но потом может так случиться, что дуб останется один. Кто рос рядом, погибнет, состарится и умрет. А дуб останется – он ведь живет дольше всех. И когда мы видим одинокий дуб на поляне – знаем: не один он тут вырос, росли тут и другие деревья и кустарники…

(По Ю.Дмитриеву)

1. Прослушайте текст и озаглавьте его.
2.  Запишите текст. Найдите однокоренные слова с корнем -мог-/-мощ-, -один-, -раст-/-рос-. Выделите корни, объясните выбор написания гласных в корне -раст-/-рос-.
3. Найдите вводные слова, подберите к ним синонимы.

№ 6

Контрольный диктант.

Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается на вечной мерзлоте.
Растет береза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом. Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая поросль. Пройдет еще несколько лет, и многие светолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появятся под пологом березового леса молоденькие ели, пихты, лиственницы и сосны. А через 60–80 лет березу полностью вытеснят. Зашумит здесь хвойный бор.
А на опушке или поляне береза проживет долго и станет настоящей великаншей. Возраст таких отдельных деревьев достигает 150 лет.

(93 слова)

1.  Найдите слова с корнем -раст-/-рос-. Графически объясните выбор гласной в корне.
2. Найдите сложное предложение и подчеркните его грамматические основы.
3. Найдите предложение с однородными членами и подчеркните их.

Буквы е, о после шипящих

№ 1

БЕРЕЗА

Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.

(И.Токмакова)

1.  Прочитайте стихотворение. Объясните выбор гласной в корне выделенных слов. Найдите в тексте слово, которое может быть проверочным для написания выделенных слов.
2. Выучите стихотворение и напишите его по памяти.

№ 2

ПТИЧЬИ ПРИЧЕСКИ

Птичьи прич_ски можно смело в парикмахерских выставлять. При виде их дрогнет и замрет не одно сердце. Ну, например, вот. Это степной щ_голь – журавль. Его так и называют: журавль красавка. Правда, хорош?
Он ловко шагает, как спортсмен или танц_р. Он посматривает свысока, с ленцой поворачивает стройную шею, и белые косицы его чуть подрагивают в такт широким шагам.

(По Н.Сладкову)

Спишите, вставляя пропущенные гласные о или е. Объясните выбор написания.

№ 3

Жители Индии, Южного Китая, Индонезии еще в древности заметили, как ловко эта птичка скручивает клювом и лапками волокна хлопка, шерсть, шелковинки тутового шелкопряда, паутинки. А зачем ей нить? Чтобы сшить из листьев гнездо! Шьет она как заправская портниха: словно иглой, прокалывает края листьев клювом, протаскивает в дырочки нить, даже узелки завязывает, чтобы шов не разошелся. Недаром птичке дали имя: длиннохвостая портниха!

(М.Константиновский)

1.  Прочитайте. Определите тему текста. Найдите синонимы существительного птичка (ей – она – портниха). Какова роль синонимов в тексте?
2.  Выпишите слова с орфограммой «Буквы о, е после шипящих в корне слов». К существительным шерсть, шелкопряд подберите однокоренные слова с названной орфограммой.

№ 4

Контрольный диктант.

Мы пришли в цирк.
Заиграла музыка, и все расселись. Вдруг из-за красной занавески вышли люди в красных костюмах с желтыми полосками. Между ними прошел их начальник в черном костюме. Он что-то прокричал, и заиграла музыка. А на арену выбежал жонглер, и началась потеха! Он кидал шарики и ловил их. Потом схватил полосатый мяч. Он подшибал его головой, затылком, лбом, по спине катал и каблуком наподдавал. Мяч катался по его телу как намагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглер кинул мячик в публику. Началась настоящая суматоха, потому что я поймал мяч и бросил его в Валерку, а Валерка – в Мишку, а Мишка нацелился прямо в дирижера, но не попал. Мяч попал в барабан, барабанщик рассердился и бросил его обратно жонглеру. Но мяч не долетел. Он угодил одной тетеньке в прическу. У нее получилась не прическа, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.

(По В.Драгунскому)
(107 слов)

Буквы и, ы после ц

№ 1

Объяснительный диктант.

Прошли тысячелетия, пока кузнецы научились добывать железо из руд. Так называются породы, в которых есть частицы железа.
Когда руда залегала близко к поверхности земли, для ее добычи копали неглубокие ямы. А если она находилась далеко, то приходилось рыть глубокие колодцы – шахты.
Из руды железо получали в специальных печах – домницах. Внутри домницы надо было создать высокую температуру.

(А.Навроцкий)

1. Прочитайте. Спишите текст.
2.  Подчеркните орфограмму «Буквы и, ы после ц», выделите часть слова, в которую входит орфограмма.

№ 2

Выборочный диктант.

Спустя время добывать руду и получать из нее железо стали мастера этого дела – металлурги. А кузнецы из готового железа ковали всякие необходимые вещи. Чтобы дождь, снег и ветер не мешали работе, кузнецы строили кузницы – небольшие домики, четыре стены и крыша.

(А.Навроцкий)

1.  Прочитайте текст. Выпишите слова с орфограммой «Буквы и, ы после ц».
2.  Определите род выписанных вами существительных.

№ 3

Если бы Солнце погасло, то через несколько недель на Земле не осталось бы никакой жизни. Только Солнце способно нагревать Землю и по(д,дд)ерживать на ней температуру, при которой вода и воздух не превращаются в ледяной панц(и,ы)рь. Только благодаря солнечному теплу может и(з,с)паряться вода в океанах, которая затем выпадает на континенты животворными дождями. Только солнечное и(з,с)лучение позволяет р(а,о)сти и созревать р(а,о)стениям, которые обеспечивают нас пищей.

(Из энциклопедии)

1. Спишите текст, раскрывая скобки и объясняя написание.
2.  В каком значении употреблено в тексте слово панцирь? Составьте словарную статью о слове панцирь, проанализировав употребление этого слова в двух текстах.

№ 4

Скворец обыкновенный – самый извес(ст)ный представитель скворцов. С зимо_ки первыми во(з,с)вращаются на родину самц(и,ы), а через несколько дней – скворчихи. Ж_лище находит скворец. Если оно не понравится самке, то птиц(и,ы) ищ_т другое. Кроме скворечников, скворц(и,ы) селятся в дуплах деревьев, в старых гнездах дятлов, в норах, под камнями. Ж_лище скворц(и,ы) покрывают пухом, соломой, травой.
Когда подр_стут птенц(и,ы), скворц(и,ы) объединяются в стаи и истребляют множество вредных насекомых.
Однако скворц(и,ы) не только великие труженики, но и прекрас(ст)ные артисты. Эти птиц(и,ы) обладают хорошим слухом и музыкальной памятью. В песне скворца можно услышать трели из песен других птиц, кваканье, мяуканье, лай собак, стук дятла, карканье ворона, чириканье воробья.

(Из энциклопедии)

1.  Прочитайте. Определите стиль текста, докажите свое мнение.
Разделите текст на две части. Какое предложение определяет тему первой части, какое – второй? Озаглавьте текст.
2.  Спишите вторую часть текста. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Графически обозначьте выбор орфограммы «Буквы и, ы после ц». Объясните знаки препинания в предложении с однородными членами.

№ 5

Контрольный диктант.

Настоящую песню скворца надо слушать рано утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы. Однако вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Кусочки соловьиных трелей и резкое мяуканье иволги, сладкий голосок малиновки и музыкальное лепетание пеночки слышатся в песне скворца. И вдруг среди этих мелодий раздаются такие звуки, что не удержишься и рассмеешься. Закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь. А после этого музыкального отступления скворец без передышки продолжает свою веселую песенку.

(По А.Куприну)
(105 слов)

1. Определите стиль текста и озаглавьте его.
2.  Какие правила, изученные в разделе «Морфемика», можно проиллюстрировать примерами из текста? Сгруппируйте слова по орфограммам.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru