Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №32/2004

Я ИДУ НА УРОК

С.М. ВОВК,
г. Балхаш-9,
Казахстан


Начальные уроки в 7-м классе

Уважаемая редакция газеты «Русский язык»!
Разрешите предложить вам несколько разработок начальных уроков в 7-м классе. На первый взгляд может показаться, что повторение идет вразрез с предлагаемым материалом учебника. Но уже не первый год я провожу такие уроки, и они дают хорошие результаты: после каникул дети имеют возможность вспомнить, систематизировать изученный материал и сразу включиться в плодотворную работу, а это очень важно, ведь в 7-м классе дорога каждая минута урока. Может, мои уроки будут кому-то интересны и полезны.

7-й класс

Урок № 1

Введение. Знакомство с учебником. Работа с форзацем

Цели.

  • Восстановить навыки, умения и знания учащихся, полученные ранее.

  • Пробудить интерес к учебе, заинтересовать учащихся новым материалом.

  • Добиться правильного построения устных ответов и грамотного оформления письменных.

  • Расширить кругозор учащихся, совершенствовать интеллектуальные навыки.

Оборудование: учебник, портреты выдающихся деятелей искусства, науки и исторических лиц.

ХОД УРОКА

1. Беседа с классом.

Как прошли летние каникулы? Что нового увидели и узнали? Какие впечатления остались от встреч с интересными людьми, новыми местами? Какие интересные книги читали? С какими литературными героями спорили, каким подражали?

2. Слово учителя.

В 7-м классе вас тоже ждут открытия. Мы продолжим говорить о глаголе и изучим две его формы: причастие и деепричастие. Подробнее выучим и такие части речи, как наречие, предлог, союз, частицы, местоимение. И, конечно же, мы должны будем совершенствовать навыки письменной речи. Готовы отправиться в путь? Тогда нам не обойтись без карты, путеводителя – догадались? Конечно, учебника. Он поможет вспомнить изученное и выучить новый материал. Рассмотрите внимательно ваш учебник.
– Кто его авторы?
– Знакомы ли вам их имена?
– Что помещено на форзаце? Как пользоваться «подсказками»? Давайте вспомним эти правила и запишем по одному примеру на каждую орфограмму. (Комментирование с места, запись в тетради.)
Учебник надо беречь. Люди более 100 профессий участвовали в его создании, и, сохраняя его, мы не только бережем учебник для тех, кто будет учиться после вас, но и с уважением относимся к труду тех, что его создал. Не забывайте об этом.
Запишем профессии людей, которые участвовали в создании этой книги: языковед, редактор, корректор, художник-оформитель, наборщик, верстальщик и др.

Проблемный вопрос. Если бы вас спросили, зачем учиться, что бы вы ответили? Оформите свой ответ в виде рассуждения: тезис – доказательство – вывод. В доказательство своего суждения приведите примеры из жизни людей, чьи портреты вы видите на доске.

Синтаксическая минутка. Запишите высказывание А.И. Куприна о русском языке и сделайте синтаксический разбор этого предложения.

3. Домашнее задание. Найдите и запишите 10 пословиц на тему учения.

Ученье – свет, а неученье – тьма. В умной беседе ума наберешься, а в глупой и свой потеряешь. Век живи – век учись. Грамоте учиться – всегда пригодится. Аз да буки избавят от скуки. Азбука – к мудрости ступенька. Без букв и грамматики не учатся и математике. Без терпенья нет ученья. Без наук как без рук. Знание лучше богатства. Испокон века книга растит человека. Красна птица пером, а человек – уменьем. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Много хочешь знать – меньше надо спать. Мир освещается солнцем, а человек – знанием. На ошибках тоже учатся. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Повторение – мать учения. Сытое брюхо к учению глухо. Умный учится, а глупый учит. Ученье и труд все перетрут. Учись смолоду – под старость не будешь знать голоду. Учить – ум точить. Учиться никогда не поздно.

Урок № 2

Повторение  изученного: буквы о – а в различных орфограммах

Цели.

  • Повторить, обобщить и систематизировать навыки определения данной орфограммы.

  • Знать условия выбора данной орфограммы. Закрепить орфографические навыки на письме.

  • Уметь производить орфографический и словообразовательный разбор, пользоваться таблицами, справочными материалами.

Оборудование: раздаточные карточки, доска, цветные мелки, таблицы, словари и справочники.

ХОД УРОКА

I. Устная проверка домашнего задания (у слабых учеников).

II. Запись даты и темы урока.

III. Планирование работы. Из записи темы урока вы уже знаете, с каким материалом нам придется сегодня работать. Давайте подумаем вместе: как построить нашу работу так, чтобы охватить весь материал? План работы запишем на доске и будем зачеркивать пройденное.

Безударные о – а в корнях;
о – а в корнях с чередованием;
о – а в приставках;
о – а в суффиксах.

IV. Выполните следующие задания.

1.

Какие слова передает эта фонетическая транскрипция?

2. Поиск правила.

Как же мы должны действовать, чтобы правильно писать такие слова?

Карточка № 1

Докажите, что перед вами глаголы с разным значением и написанием. Запишите словосочетания.

Пол_скать ____ Прим_рять___________

Пол_скать _____ Прим_рять____________

3. Поиск закономерностей.

Какое надо знать правило, чтобы правильно писать слова, которые вы видите на доске? Запишите эти слова в соответствующие колонки.

Полагать, положить, расти, росли, заря, зорька, угарный, угореть, кланяться, поклониться, касаться, прикоснуться, пловец, плавать, равномерный, подровнять, промокнуть, обмакнуть, сказать, вскочить.

 

Написание корня зависит от:

следующей буквы (или букв)

ударения

значения

Полагать
Положить
Расти
Росли
Касаться
Коснуться
Скакать
Вскочить

Заря
Зорька
Угарный
Угореть
Кланяться
Поклониться
Плавать
Пловец

Равномерный
Подровнять
Промокать
Обмакнуть

4. Самостоятельная работа.

Вспомните и запишите приставки, в которых всегда пишется о в один столбик, с а – в другой.

1) воз-, до-, об-, о-, от-, по-, под-, про-; 2) за-, на-, над-.

В каких приставках могут писаться обе гласные буквы? (роз-, раз-, рос-, рас-.) От чего это зависит? Один учащийся выполняет на доске задание карточки № 2.

Карточка № 2

Н_рядился, р_справил, р_счерк, р_счертить, в_сстание,

п_ехать, р_спись, р_списывать, р_злив, н_дкусил, п_д_брать,

з_ведовать, пр_пажа, в_здействие, р_ссыпь, р_ссыпать, р_ссказывать, р_ссказни.

5. Повторяем правило: о/е в суффиксах.

После шипящих под ударением пишется только о в существительных, образованных не от глаголов.

Внимательно проанализируйте структуру следующих 10 слов и отметьте точкой ту букву, которую вы напишете после шипящих. Будьте внимательны: в этих словах буквы е и о пишутся и в корне, и в суффиксе. Точки соедините, а я по шаблону проверю правильность выполнения.

6. Повторяем правило правописания не со словами разных частей речи.

Словарный диктант. Не друг, а враг; не дружим; неширокая, но судоходная река; не одиннадцать; не глубоко, а мелко; неинтересно; ненавидел; не прощал; неаккуратный; невежлив.

V. Домашнее задание: упр. 21, 24.

Урок № 3

Буквы  и – е в различных орфограммах

Цель.

  • Повторить, обобщить и систематизировать навыки определения данной орфограммы.

  • Знать условия выбора данной орфограммы. Закрепить орфографические навыки на письме.

  • Уметь производить орфографический и словообразовательный разборы, пользоваться таблицами, справочными материалами.

Оборудование: раздаточные карточки, доска, цветные мелки, учебник, таблицы, словари и справочники.

ХОД УРОКА

I. Устная проверка домашнего задания (у слабых учеников).

II. Запись даты и темы урока.

III. Планирование работы.

Давайте подумаем вместе: как построить нашу работу так, чтобы охватить весь материал? План работы запишем на доске и будем зачеркивать пройденное.

Безударные и – е в корнях;
и – е в корнях с чередованием;
и – е в приставках;
и – е в суффиксах;
и – е в окончаниях.

IV. Выполните следующие задания.

1. Распределительный диктант.

Повторите правила по первым двум пунктам нашего плана и выполните задание: запишите данные ниже слова в соответствующие колонки.

И – е, проверяемые ударением

И – е с чередованием в корнях

 

 

 

 

Запевать песню, запереть в кладовке, запивать лекарство, запирать на ключ, замирать от страха, примирять поссорившихся ребят, примерить новую кофточку, замереть от ужаса, собирать грибы, оторвать бирочку, блеснуть на солнце, блистательный мир, близкий друг, зажигалка, ожег руку, расстилать постель, постелить под ноги, постепенно привыкнуть, поперчить суп, пировать на свежем воздухе, выпирает лопатка, неразбериха, скрипеть зубами, скрепить подписью, выжечь знак.

2. Поисковое задание.

На доске записаны слова: сжать, понять, внять, проклятие, начать, распять. Как эти слова связаны с правилом чередования? (Сжимать, понимать, внимать, проклинать, начинать, распинать.) Запишите слова парами, обозначьте в них орфограммы.

3. Составление криптограммы.

Вспомните правило правописания суффиксов -ик, -ек, выполните задание: в данные слова вставьте пропущенную гласную; в клеточки квадрата впишите только гласную букву суффикса, потом соедините буквы и. Какой рисунок у вас получится? (Крест.)

е

е

и

е

е

е

е

и

е

е

и

и

и

и

и

е

е

и

е

е

е

е

и

е

е

 

Человеч_к, ореш_к, дожд_к, работнич_к, замоч_к,
Листоч_к, горош_к, кристалл_к, цветоч_к, сапож_к,
Словар_к, ключ_к, дом_к, слон_к, колокольч_к,
Кружоч_к, станоч_к, фонар_к, сыноч_к, дощеч_к,
Лужоч_к, звоноч_к, стол_к, часоч_к, ободоч_к.

4. Акрозадание.

Сначала вспомните правило правописания суффиксов глагола (-ива-/-ыва- – -ева-/-ова-). Выпишите только те слова, в которых будет писаться суффикс, обозначенный слева.

-ыва-
-ова-
-ова-
-ова-
-ова-
-ыва-
-ыва-

совет_вать, опазд_вать, приветств_вать
потч_вать, треб_вать, рассказ_вать
пропал_вать, лик_вать, испыт_вать
исслед_вать, уклад_вать, проигр_вать
развеш_вать, честв_вать, высчит_вать
гарантир_вать, надпис_вать, адрес_вать
команд_вать, отсчит_вать, чувств_вать

По начальным буквам выписанных вами слов вы узнаете свою оценку (отлично).

5. Задание на карточке.

В данные существительные впишите окончания.

Сообщение о гени_, подчеркнуть в предложени_, приклеить в гербари_, ветки в ине_, отдыхать в санатари_, рассказать о древней цивилизаци_, находиться в алле_, письмо от Мари_, куст сирен_, не ешь в постел_, изображено на иллюстраци_, слушать лекцию в планетари_, о Марь_ Ильиничн_.

6. Задание по развитию речи.

Напишите небольшую памятку, как надо ухаживать за комнатными растениями, используя глаголы в повелительном наклонении. Суффиксы выделите. Слова с орфограммами, повторенными сегодня, подчеркните.

V. Итог урока.

Какие правила надо знать, чтобы правильно писать буквы и – е в словах? Какое задание вам сегодня понравилось больше всего? Почему?

VI. Домашнее задание.

Упр. 19. Попробуйте придумать свой урок, объединив несколько тем с общими грамматическими или орфографическими признаками, и мы обязательно проведем урок по вашей разработке (н и нн; слитное, дефисное и раздельное написание слов; ъ и ь в разных частях речи и т.д.).

Урок № 4

Повторение изученного. Лексика и фразеология

Цель. Повторить основные понятия темы. Закрепить навыки работы со словарем.

Оборудование: учебник, доска, мел, рисунки для игры.

ХОД УРОКА

1. Запись даты и темы урока. Опрос по теме.

2. Выборочное списывание.

Перед вами некоторые термины языкознания. Выпишите в столбик только те, которые изучает лексика как раздел языкознания. Рядом напишите толкование.

Интонация, двоеточие, синонимы, частицы, ударение, антонимы, интерфикс, омонимы, абзац, фразеологизм, чередование, сказуемое, имя прилагательное, многозначное слово, историзм.

3. Поработаем с учебником.

Упр. 4. Выпишите устаревшие слова (лакей, камергер, вельможа, ливрея, мундир). О значении этих слов справьтесь в толковом словаре.

4. Игра «Найди противоположность».

Запишите антонимические пары. (На доске вразброс рисунки с изображением старого и нового стула, мягкого и жесткого дивана, молодого и пожилого человека, ночи и дня, черного и белого квадрата, бегущего и стоящего человека и т.п.) Обратите внимание на то, что пары должны быть одной части речи.

5. Аукцион синонимов.

Запишите как можно больше синонимов к слову большой (огромный, великий, мощный, здоровенный, громадный, массивный и т.д.). Оценку получает тот, кто назовет свой синоним последним. Неправильно подобранное слово лишает участника возможности продолжать игру.

6. Специальные слова – профессионализмы. Выполните упр. 15.

7. Профессиональные загадки.

Прослушайте несколько фраз и определите, люди какой профессии могли бы так говорить. В качестве доказательства выпишите их профессиональные слова.

1) Сердце атомной станции – котел, где рождается могучая энергия. Атомный реактор вырабатывает энергию, а мощные турбины ее преобразуют. (Атомщик.)

2) Наш струнный квартет состоит из двух скрипок, альта и виолончели. В программу выступления мы включили фуги Баха, сонатины Моцарта, этюды Чайковского и Бородина. (Музыкант.)

3) Никто не хотел быть вратарем. Каждому хотелось забивать голы, поэтому в нашей команде было больше нападающих и полузащитников, чем защитников. Мне же выпала участь быть форвардом. (Футболист.)

4) Шторм не прекращался: на бак падали верхушки волн, в иллюминаторы летели соленые брызги, в кают-компании на стол прибивали раму с гвоздями, чтобы посуда не падала и не билась. В камбузе готовить не представлялось возможным, и кок предложил команде перейти на сухоядение. (Моряк.)

5) Фасад этого здания мы украсили барельефами, изображающими героическое прошлое нашей страны. Внутри здания карниз инкрустирован золотом, что придает особую торжественность внутреннему пространству. (Архитектор.)

8. Фразеологизмы.

Выполните упр. 16. Прочитайте. Найдите в тексте фразеологизмы. Выпишите их в столбик, рядом запишите их значения. (Толочь воду в ступе – говорить одно и то же без пользы; держать в черном теле, в узде – не давать поблажек; отдать последнюю рубашку – готовность всем пожертвовать для другого.)

9. Карточка «Соедини фразеологизм и его значение».

 

Пустить красного петуха
Морочить голову
Кожа да кости
Как белка в колесе
Поцелуй Иуды
Держать в ежовых рукавицах
Бросать слова на ветер
Держать язык за зубами

Молчать
Относиться строго
Быть в постоянных заботах
Поджечь
Предать кого-либо
Не сдерживать обещаний
Отвлекать пустыми разговорами
Очень худой

10. Диалектизмы и неологизмы.

Перед вами Бестолковый словарь, в котором все перепутано. Приведите в соответствие слова и их толкования. В какие два словаря войдут эти слова?

Воркун – гибкий магнитный диск для записи информации, используемой в компьютере.

Дежень – небольшой проигрыватель с наушниками.

Стежка – протоптанная в поле тропинка.

Плеер – портфель в виде плоского чемоданчика.

Кейс – квашеное молоко, творог.

Дискета – голубь, громко и часто воркующий.

11. Домашнее задание. Упр. 14.

Урок № 5

Повторение изученного. Самостоятельные и служебные части речи

Цель.

  • Повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные ранее по данной теме.

  • Знать условия выбора орфограмм и их зависимость от грамматических категорий.

  • Закрепить орфографические навыки на письме. Уметь производить морфологический и синтаксический разбор, пользоваться таблицами, справочными материалами.

Оборудование: раздаточные карточки, доска, цветные мелки, учебник, таблицы, словари и справочники.

ХОД УРОКА

I. Запись под диктовку.

Вот и осень. Уже не хочется купаться, не тянет разбежаться да так и плюхнуться в воду. Жизнь в озере замирает с каждым днем. Водяные лилии опустились на дно, лягушки зарылись в почву, голодные рыбешки ждут, не упадет ли какой кузнечик или муха. Бывает, упадет осенний листик, и жадные рыбки тут же накинутся на него, утащат на дно, но скоро он вынырнет обратно. Бросьте в воду горсточку хлебных крошек! Какая возня поднимется! А через минуту водная гладь снова станет спокойной, темной и унылой. Осень ведь!

Задания

1. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища. На полях отметьте ошибки и выставьте свои оценки.

2. Ответьте на вопросы и выполните задания:

– определите тему текста (о чем?);
– озаглавьте текст;
– определите тип и стиль речи (описание, художественный стиль);
– как связаны в этом тексте предложения друг с другом? (Первое и последнее – параллельные; все предложения внутри – причинно-следственные отношения, связаны только по смыслу);
– обозначьте орфограммы.

3. Составление таблицы. Заполните примерами (5–6) из текста таблицу. Запишите слова в начальной форме. Укажите склонение существительных, разряд местоимений, спряжение глаголов.

Самостоятельные части речи

существительные

осень – 3-е скл.
вода – 1-е скл.
жизнь – 3-е скл.
день – 2-е скл.
лилия – 1-е скл.

прилагательные

водяной
голодный
жадный
осенний
водный

местоимения

каждый – опред.
какой – относит.
он – личное

глаголы

купаться
разбежаться
плюхнуться
замирать
опускаться

наречия

уже
тут
скоро
обратно
снова
так

Служебные части речи

предлоги

в
с
на

частицы

не
ли
же
ведь

союзы

и
да
или
но
а

4. Повторяем виды разбора. Сделайте морфологический разбор всех частей речи в выделенном шрифтом предложении. Сделайте его синтаксический разбор.

II. Игра «Строим предложения».

Перед вами – слова разных частей речи. Соберите из них как можно больше простых предложений.

Тучи, небо, низко, земля, нависать, покрытый, над, цветы, завянуть, не, нежно, благоухать, а, печалить, свой, вид, глаз, человеческий, грустить, природа, печалиться, человек, увядать, листья, изумрудный, лето, они, теперь, тусклый, блеклый, коричнево-огненный.

Задания

– Докажите, что у вас получился текст;
– озаглавьте его;
– что пришлось вам изменить, чтобы слова связались в предложения?
– с помощью чего ваши предложения связались в текст?

III. Итоги урока.

– Чем мы сегодня занимались на уроке?
– Почему мы уделяли так много времени текстовой работе?
– Какие морфологические признаки помогают нам правильно писать слова?
– Какие формы работы на уроке вам больше всего понравились?

IV. Домашнее задание. Упр. 26.

Урок № 6

Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация

Цель. См. урок № 5.

ХОД УРОКА

1. Словарный диктант (на проверку).

Посветить фонариком, спуститься с гор в долину, посвятить стихотворение младшей сестре, бесстрашный воин, сделать работу аккуратно, прийти по расписанию, расположиться неподалеку, восстание на площади, настенная роспись, не обвинять никого, не у кого спросить, закрасить пол-листа, подождать полчаса, возвратиться на прежнюю позицию, в деревянном сарае.

Задание.

Выпишите слова (по одному примеру), относящиеся к разным частям речи. Запишите рядом те грамматические значения, которыми обладает каждое выписанное вами слово.

2. Работа с текстом.

Прочитайте текст, записанный на доске, озаглавьте его. Перепишите текст, исправляя ошибки.

Каждую осень в день елачькиного рождения деревья споминают оней и дарят ей сваи чюдесные падарки. Асина приподносит хвойной красавеце яркакрасные фанарики клен раняит ей свысаты аранживые звесды да ива асыпает ее богряными рыпками. У всех на глазах елачка приврощается из калючий и не приступной в мяхкую и разряженую. Стаит она в разно цветном норяде а саседи деревя ей говорят сколько тибе ныньче золота бронзы и сиребра днем раждения буть счастлива!

Задания

– Определите тип и стиль речи;
– в каком значении употреблены слова золото и серебро?
– составьте схему предложения с прямой речью;
– разберите сложное предложение (Осина преподносит...);
– выпишите из текста 3 словосочетания разных видов и сделайте их разбор.

Индивидуальные карточки

Озаглавьте текст. Расставьте знаки препинания.

№ 1

Мы берем с собой резиновую лодку и на рассвете отправляемся на остров. Утром рыба хорошо клевала и к полудню мы уже вернулись домой. Навстречу нам важно вышел кот потому что он любит лакомиться рыбкой. В садке лежит наш улов караси плотва и небольшая щучка. Мы даем коту карасика и строго говорим Васька больше не проси!

№ 2

Солнце светило а из синей тучки сыпался частый дождь. Дождевые капли падали на землю шлепали по ладошкам листьев. Капельки блестели всюду на траве на ветвях деревьев на перилах. Посмотри Саша как красиво сказала мама. И я увидел что через все небо разноцветной дугой протянулась радуга. Радуга это мост между небом и землей.

№ 3

Лето самое веселое время года. Летом начинаются каникулы и ребята из нашего двора едут в лагерь. Там очень много интересных занятий игры танцы спорт. Когда на улице плохая погода мы играем в зале в настольный теннис смотрим кино купаемся в бассейне. Однажды в ненастье вожатый предложил А давайте сыграем спектакль. Как было здорово!

№ 4

Байкал необыкновенное озеро. Оно влечет манит и завораживает нас. Мне нравится здесь все красота суровой природы туманные озера величавое спокойствие. Тихо плещутся прозрачные волны и плавно кружат в вышине чайки. Когда тяжело на душе я прихожу сюда. Люблю тебя Байкал всем сердцем мысленно говорю я озеру.

№ 5

Добро пожаловать в цирк! Открывается занавес и на манеж выходит слон. Акробаты фокусники жонглеры сменяют друг друга на арене. Вот появляются клоуны чтобы рассмешить весь зал. Мне нравится здесь все воздушные гимнасты дрессированные звери силачи с огромными гирями. Цирковое представление чудесное зрелище. Так и хочется спросить А вы ребята любите цирк?

3. Итоги урока.

  • Чем мы сегодня занимались на уроке?

  • Почему мы уделяли так много времени работе с текстом?

  • Какие морфологические признаки помогают нам правильно писать слова?

  • Какие формы работы на уроке вам больше всего понравились?

Домашнее задание. Упр. 31.

Урок № 7

Развитие речи. Что такое Текст

ХОД УРОКА

1. Запись даты и темы урока.

2. Беседа.

  • Что такое текст?

  • Чем он отличается от предложения?

  • С помощью каких языковых средств предложения связываются в текст?

  • Какие бывают тексты по типу речи? (Описание, повествование, рассуждение.)

3. Моделирование текста.

Перед вами несколько предложений. Сколько текстов из них можно составить? Сколько абзацев будет в измененном варианте?

1) Водяной вынес ему серебряный топор.
2) Уронил бедный мужик в реку топор и стал с горя плакать.
3) Водяной услыхал плач, пожалел бедняка и вынес из воды ему золотой топор.
4) Утер он слезы и говорит: «А вот этот топор мой!».
5) «Нет, это не мой топор!» – сказал мужик.
6) «И это не мое!» – сокрушается мужик.
7) В деревне быстро стало известно, что бедный мужик разбогател.
8) Тогда принес подводный властитель мужику его железный топор да спрашивает: «Твой?».
9) За свою честность получил мужик от водяного все три топора да и отправился счастливый домой.
10) «Мой! Мой!» – обрадовался богач.
11) И решил богач тоже разбогатеть.
12) «Твой топор?» – спрашивает он богатого мужика и показывает ему золотой топор.
13) Пришел он на берег реки, бросил в воду топор да и стал жалобно выть.
14) Услышал водяной и решил и этого мужика испытать.
15) «Топор не твой, а вот ты теперь мой!» – сказал водяной и потащил богача в водную пучину.

(2, 3, 5, 1, 6, 8, 4, 9, 7, 11, 13, 14, 12, 10, 15.)

4. Комплексный анализ текста.

Прочитайте текст. Определите его тему и главную мысль. Озаглавьте текст. Какой это тип речи? (Рассуждение.) Докажите свою точку зрения. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и буквы. Подчеркните волнистой линией тезис, а прямой линией – выводы.

Стр_на в которой мы живем официально называет(?)ся (Р,р)оссийской Федерацией но мы ее им_нуем по-разному. Отечеством мы з_вем Россию потому что в ней ж_ли наши отц(и,ы) деды и прадеды. Родиной потому что (з,с)десь мы р_дились (з,с)десь г_ворят р_дным языком все (з,с)десь для нас р_дное. А еще мы называем Россию матерью – она вск_рмила нас своим хлебом всп_ила своими водами... Она как мать защищает и береж_т нас от (не)счастий и бед.

Много на свете есть разных х_роших стран но одна у человека мать одна у него и родина. Родину как и мать не выб_рают.

5. Итоги урока.

– Чем занимались на уроке?
– Какими признаками должен обладать текст?
– В чем различие между повествованием, описанием и рассуждением?

6. Домашнее задание. Упр. 32. Определите тип речи. (Описание.)

Урок № 8

Развитие речи. Стили литературного языка

ХОД УРОКА

1. Запись даты и темы урока.

2. Систематизация материала (см. таблицу на с. 17).

3. Определяем стили речи текстов.

Упражнение 34. (Научный стиль.) Перепишите второй абзац.

Упражнение 33. (Художественный.) Спишите этот текст.

Упражнение 37. (Публицистический.) Синтаксический разбор предложения

4. Итоги урока.

5. Домашнее задание. Упр. 38.

Урок № 9

Зачет по теме «Повторение изученного в 5–6-х классах»

Цели. Контроль над систематизированным восстановлением и закреплением знаний, умений и навыков, полученных в 5–6-х классах. Проверка готовности к восприятию и усвоению нового материала. Отработка навыков орфографии и пунктуации.

Оборудование: «Тематический контроль по русскому языку. Зачеты. 7-й класс». М.: Интеллект-центр, 2002; «Сборник текстовых заданий для тематического и итогового контроля. 7-й класс». М.: Интеллект-центр, 2002.

Стиль речи

Характеристика

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

1. Назначение стиля

Информирование людей о развитии и достижениях науки и техники

Оформление государственных и деловых документов

Формирование отношения человека к общественным явлениям

Формирование эстетического вкуса, общее развитие интеллекта, утверждение морали

2. Сфера употребления

Учебники, пособия, энциклопедии, справочники, словари

Документы, заявления, объявления, приказы, объяснительные записки

Газеты, журналы, радио и телевидение, публичные выступления

Стихотворения, рассказы, повести, романы, пьесы

3. Языковые приметы

Наличие терминов и профессионализмов, слов в переносном значении нет, обращений, эмоционально окрашенных единиц языка тоже нет; логичность, точность; сложные предложения

Специально закрепленные языковые штампы, канцеляризмы, определенные правила оформления

Наличие вопросительных и побудительных предложений, эмоционально окрашенных слов.

Обращения и риторические вопросы Сложные предложения и конструкции, слова в переносном значении, сравнения, метафоры, эпитеты

Урок № 10

Контрольный диктант

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, буро-зеленые и розоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки. На моховых болотах рассыпалась ожерельем ярко-красная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах созревают румяные грозди рябины.
Чист и свеж прозрачный воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся вокруг голоса.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки да быстрокрылые стрижи. В шумные стайки собираются скворцы, отправляются на юг и певчие птицы. Покидают родные болота длинноногие журавли, высоко в небе звучит прощальным приветом крик диких уток. «До свидания!» – кричу я им вослед и машу рукой.

(108 слов)

Задания

1. Разберите сложные прилагательные по составу.
2. Сделайте фонетический разбор слова клюква.
3. Сделайте синтаксический разбор предложения Чист и свеж прозрачный воздух.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru