Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №32/2004

Я ИДУ НА УРОК

И.Л. СТАРИКОВА,
гимназия № 1505,
г.Москва


«Пустое» слово ничего

Обобщающий урок при изучении морфологии

10-й класс

Цели урока:

  • повторить и закрепить имеющиеся у учеников знания о частях речи в русском языке;

  • дать представление о функциональной омонимии в языке;

  • повторить некоторые синтаксические понятия (способы передачи чужой речи на письме и пунктуацию в предложениях с чужой речью, в предложениях с конструкциями вне структуры предложения, пунктуацию в предложениях с однородными членами и в сложном предложении).

ХОД УРОКА

I. Мотивация урока-1.

Урок необычный: он посвящен одному лишь слову ничего. В ходе урока нам предстоит выяснить, как может вести себя одно-единственное слово в различных контекстах, какие просторы открывает язык слову вообще и данному слову в частности и от чего зависит реализация слова как части речи и члена предложения.

II. Повторение способов передачи чужой речи на письме. Беседа с классом и составление схемы-памятки «Способы передачи чужой речи на письме».

1. Что такое чужая речь? Когда она используется? (Ученики дают определение чужой речи, выясняют, что использование ее уместно в случае дословной или приблизительной передачи слов какого-либо лица, при цитировании.)

2. Какими способами можно передать чужую речь на письме? Составление схемы-памятки   «Способы передачи чужой речи на письме».

Схема-памятка

Место прямой речи и слов автора в предложении

Схемы предложений

Комментарий

Прямая речь после слов втора

А: «П».
А: «П!»
А: «П?»

 

Прямая речь перед словами автора

«П», – а.
«П!» – а.
«П?» – а.

 

Слова автора внутри прямой речи

«П, – а, – п».
«П, – а. – П».
«П! – а. – П!»
«П? – а. – П?»
«П, – ГР1(1)... ГР(2): – П».

 

Прямая речь внутри слов автора

А: «П» – ...

Предложение без прямой речи не требует запятой.

 

А: «П!» – ...
А: «П?» – ..

Прямая речь заканчивается восклицательным или вопросительным знаком.

 

А: «П»,...

Предложение без прямой речи требует запятой.

Несколько предложений с прямой речью

А: «П». А: «П»
«П», – а. «П», – а.
«П», – а. А: «П».
А:«П». – «П», – а.

 

Передача диалога в подбор

«Р2–1». – «Р–2!» –
«Р–3?» – «Р–4...»

 


1 ГР – глагол речи.
2 Р – реплика.

III. Комментируемое письмо. Пунктуационно-орфографический комментарий записанных текстов.

1. «Есть в языке нашем оборот речи совершенно нигилистический, хотя находящийся в употреблени__ до изобр_тения нигилизма и употр_бляемый (до)ныне (во)все (не)нигилистами. «Какова погода сегодня?» - «Ничего». – «Как нравится вам эта книга?» - «Ничего». – «Красива ли та женщина, о которой вы говорите?» – «Ничего». – «Довольны ли вы своим губ_рнатором?» – «Ничего». И так далее. В этом оборот_ есть какая-то русская лукавая сдержа(н,нн)ость, боязнь проговорит_ся, какое-то совершенно русское себе на уме», – писал поэт П.А. Вяземский.

2. Обр_тил внимание на слово ничего и Бисмарк, носивший пр_обрете(н,нн)ое в России кольцо, на котором было выреза(н,нн)о это слово. «Страшным словом» назвал ничего М.Горький. А языковед М.П. Алексеев в статье, посв_ще(н,нн)ой «особой и своеобразной» истории слова ничего, писал, что это «страдательно(терпеливый) девиз русского народа», «формула полнейшего наплевательства» или «выражения бодрости, (не)боящ_йся опасност_ и увере(н,нн)ой в лучшем буду(?)щем» 3.

IV. Словарно-семантическая работа с толковым словарем.

1) Определите лексическое значение слов:

НИГИЛИЗМ;

НИГИЛИСТ;

НИГИЛИСТИЧЕСКИЙ;

ДЕВИЗ;

АНАРХИСТ.

2) Какие слова вам уже встречались? С какой целью употребляют авторы эти слова, говоря о языковом явлении?

3) Что, по-вашему, вызвало интерес столь далеких людей к одному и тому же слову?

V. Мотивация урока-2.

На уроке нам предстоит задуматься над причинами столь необычного внимания к слову ничего, выяснить, как ведет себя это слово в различных контекстах и от чего зависит реализация семантико-грамматической валентности (способности подчинять себе другие слова и сочетаться с ними) слова ничего и вообще слова в русском языке.

VI. Лингвистические наблюдения над языковым материалом.

Задание

Запишите предложения и выясните, какой частью речи и каким членом предложения является в каждом конкретном случае слово ничего. (Попутно проводится комментарий наиболее трудных орфограмм и пунктограмм, они обозначены в предложениях.)

1. Чего бояться тому, кому ничего (не)жаль? (И.Бунин)

2. Говорила Лерка резко, точно, кратко; на мир глядела так, буд(то) все в нем уже давно не только знала, но и прошла еще в школе, и ничего в этом мире никакого внимания ее не заслуживает. (В.Астафьев)

3. Стоял он [дом] сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое(как) застекле(н,нн)ыми окнами: н_ забор, н_ ворота, н_ сенцы, н_наличники, н_ ставни. (В.Астафьев)

Вывод

  • В записанных предложениях слово ничего – отрицательное местоимение в форме родительного падежа.

  • В первом предложении слово ничего реализуется в своей обычной грамматической функции – отрицательное местоимение, выполняющее в предложении функцию дополнения.

  • Во втором и третьем предложениях ничего, оставаясь местоимением, выступает в нехарактерной для родительного падежа синтаксической функции – функции подлежащего. Этот вывод подтверждается и мнением ученых. Так, Е.Попов считает, что «предложения с “правильным” именительным падежом отрицательного местоимения воспринимаются порой как книжные, имеющие несколько искусственный характер» 4. Следовательно, ничто и ничего различаются как книжный и разговорный варианты.(Для подтверждения мысли языковеда можно провести лингвистический эксперимент – заменить местоимения в родительном падеже в двух последних предложениях местоимениями в именительном падеже.)

VII. Дальнейшие лингвистические наблюдения над языковым материалом.

(Практическая работа может быть предложена в качестве самостоятельной, выводы же необходимо обсудить и скорректировать.)

Языковой материал для наблюдения

Выводы

«А она очень красивая, эта прихоть?» – спросила Лина, подхват_вая его под руку. – «Ничего, красивая. Но ты много лучше». (Ю.Домбровский) Поинтересуются у смен_щика, что за кни_ка, а вы сказали: да ничего, интересная. (Ю.Домбровский)

В предложениях ничего является именной частью составного именного сказуемого и выступает синонимом к следующим за ним прилагательным. Но, в отличие от прилагательных, это неизменяемая форма. По замечанию И.В. Высоцкой, в подобной реализации ничего – «гибридное образование, совмещающее свойства прилагательного и местоимения»5 (местоименная форма и абстрактная семантика, нередко требующая пояснения)

Тракт наш знаменитый. Через всю (С,с)ибирь пролож_н. Кат_ргой во_пет. Пла_дарм п_ртизанщины нын_шней. (Во)обще ничего у нас. (Б.Пастернак) Кто в шестом, или в четвертом, или в девятом отряд_, тем еще ничего, – можно кузнецом выйти, и столяром, и по мельн_чному делу. (А.Макаренко)

В этих предложениях ничего (синонимы – хорошо, неплохо, сносно) реализовано как слово категории состояния и является сказуемым в безличном предложении

Ах, если бы узнать, как он жил дальше, а ведь ничего, (на)верное, жил! (Ю.Домбровский) А ничего живем, сл_вяне. Р_скошный дом, музыка...… (Ю.Бондарев)

Ничего (синонимы – прекрасно, хорошо, неплохо и т.д.) обладает признаками наречия и реализуется в зависимой от глагола функции обстоятельства образа действия.

Я люблю читать. – Ска_ки Андерсена? – Ничего не ска_ки, а всякие книги. (Ф.Сологуб) Ничего я не бол_шевик, – ответил Невзоров, – если уж(?) на то пошло, я ан_рхист, в смысл_ идейн_м... (А.Н. Толстой)

Ничего (синонимы – совсем, вовсе) – частица и, следовательно, членом предложения не является

Задание

Запишите предложения и выясните, какой частью речи и каким членом предложения является в каждом конкретном случае слово ничего. Для выяснения морфологической принадлежности слова ничего заменяйте его в каждом предложении синонимом. (Попутно проводится комментарий наиболее трудных орфограмм и пунктограмм, они обозначены в предложениях.)

1. Ничего1 – отрицательное местоимение

a) в функции прямого дополнения;
б) в функции подлежащего в разговорном стиле.

2. Ничего2 – неизменяемое прилагательное, именная часть составного именного сказуемого.

3. Ничего3 – слово категории состояния, сказуемое в безличном предложении.

4. Ничего4 – наречие, обстоятельство образа действия.

5. Ничего5 – модальная частица, не являющаяся членом предложения.

VIII. Выводы. Подведение итогов урока.

Итак, возможно, именно изначальная местоименная «пустота» и фонетическая краткость позволяют наполнить слово тем позитивным содержанием, которое мы и наблюдали в примерах. Конкретное лексическое значение слова ничего связано с его морфологической и синтаксической реализацией в предложении. Семантика этого «пустого», все отрицающего слова в различных синтаксических условиях объединяет следующие функциональные омонимы – «совпадающие по звучанию этимологически родственные слова, относящиеся к разным частям речи». (Бабайцева В.В. Переходные конструкции в синтаксисе. Воронеж, 1967. С. 14.)


3 Алексеев М.П. Русское слово ничего и его зарубежные интерпретации. Словари и лингвострановедение. М., 1982. С. 29–30.

4 Попов Е. Грамматические эквиваленты именительного падежа подлежащего // РЯШ. 1971. № 4.

5 Высоцкая И.В. Морфологический статус и синтаксические функции слова «ничего» // РЯШ. 1992. № 2. С.42.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru