Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №32/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.

Продолжение. См. № 2, 10, 22/2004


Месяцеслов

Комплексная работа с текстом

Старшие классы

Сентябрь

Вместе с сентябрем к нам приходит осень, которую в народе называют листопад. Слово осень известно и другим славянским языкам. По листопаду крестьяне судили о приближающейся зиме, о будущем урожае: Если с дерева лист не чисто спадет, будет строгая зима, Лист, осыпаясь с дерева, ложится лицом кверху – к недороду на другой год, а изнанкой – к урожаю.

По осенней погоде крестьяне предсказывали наступление различных болезней: Бурелом осенью – тяжелый будет год для людей: люди будут падать от хворобы, как деревья от ветра, Если снег выпадет, когда деревья не сбросили еще листья, – перед усиленной болезнью (дифтерит, скарлатина и т.п.).

Название девятого месяца календарного года заимствовано из латинского и означает «седьмой месяц» (в древнеримском календаре год начинался с марта). В древнерусском языке сентябрь назывался рюин, рюен, название восходит к глаголу рюти, что значит реветь – от рева животных. В русских говорах сентябрь – ревун, листопад.

О сентябре сложены пословицы: Холоден сентябрь, да сыт, В сентябре огонь и в поле, и в избе, В сентябре и лист на дереве не держится, В сентябре держись крепче за кафтан.

4 сентября – день Агафона-огуменника. В этот день крестьяне караулили гумна от лешего, который согласно поверьям выходил из леса, раскидывал снопы и развязывал их. Караульщики надевали вывороченный тулуп, обвязывали голову полотенцем и брали в руки кочергу. Приходя на гумно, они очерчивали круг этой кочергой и садились в него.

Следующий день – день Луппа-брусничника. К этому времени поспевает брусника. Начинаются утренники, вредные для овса и льна, и потому спешат убрать и тот, и другой. Если журавли на юг потянулись, зима наступит ранняя. Журавли летят низко, быстро, молчком – жди скорого ненастья. Подумай и отгадай: «По поднебесью веревка протянулась». «Журавли летят» – такова отгадка. Не правда ли, очень выразительно сказано!

День 10 сентября в народе называют скирдницы. Почему? Крестьяне убирали снопы сжатого хлеба в скирды. О ржи, о телеге, на которой рожь везут в овин, об овине в народе говорили: Скрыпит скрыпица, едет царица, просится у царя ночевать: пусти меня ночевать, мне не год годовать, одну ночь ночевать: утре придут разбойнички, разобьют мои косточки, снесут в пресветлый рай. Сразу вспоминается есенинская «Песнь о хлебе»:

...Наше поле издавна знакомо
С августовской дрожью поутру.
Перевязана в снопы солома,
Каждый сноп лежит, как желтый труп.
На телегах, как на катафалках,
Их везут в могильный склеп – овин.

11 сентября по церковному календарю – День усекновения главы Иоанна Крестителя, Иоанна Предтечи. Народное именование этого дня  – Иван постный. С библейской легендой связаны запреты на еду всего круглого, на пение и пляски. Соблюдался строгий пост, нельзя было употреблять в пищу яблоки, картофель, капусту, арбузы, лук, то есть то, что напоминает голову. Считалось грехом брать в руки нож и резать что бы то ни было. Не поют и не пляшут, потому что Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанну Крестителю. Если на Ивана Купалу собирали преимущественно травы, то на Ивана постного – коренья. Существуют пословицы: Иван постный пришел, лето красное увел, Иван постный – осени отец крестный, С постного Ивана не выходит мужик без кафтана. Начиная с этого дня убирали репу. Репный праздник отмечался без песен, но обильной едой с угощением нищих, бедных странников.

14 сентября празднуется День памяти преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы. Время с Семенова дня по 21 сентября – это бабье лето. Если первый день его ясный и теплый, то и вся осень, говорят, будет ведреная и теплая. И наоборот: бабье лето ненастно – осень сырая. В эту пору на полях там и сям серебрится паутина – тенетник. Помните у Ф.Тютчева: «Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде». По тенетнику ожидали осень и зиму: «Много тенетника на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме», «Много тенетника, дикие гуси садятся, скворцы не отлетают – осень протяжная и сухая». С этого дня начинаются бабьи работы: с утра мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен и стелили по лугам. Вечерами садились прясть. С Семена засиживали ночи, то есть сидели после сумерек с огнем. Старый огонь гасили вечером под 14 сентября, его оставляли только в лампадках, а утром высекали трением из дерева новый.

Со дня Симеона Столпника начинались посиделки, посидки, досветки, беседки, вечеринки, супрядки. По определению В.И. Даля, это «сбор девок с веретеном и куделью в один дом, обычно вкруговую, на всю ночь; ... приходят и парни, лапти плесть, а больше дурить; и поются безумолчно песни; замужним и женатым обычно тут не место...».

К Семенову дню приурочивался и специальный обряд «похорон» мух, тараканов и других насекомых. Он сводился к следующему. «Похороны» устраивали девушки, для чего вырезали из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В них сажали горсть пойманных мух, закрывали их и с шутливой торжественностью, а иногда и с плачем и причитаниями выносили из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы рушником и приговаривать: «Мухи вы, мухи, комаров подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь».

На Семенов день начинали запашки – опахивание полей. Для запашек закалывали барана, в складчину варили брагу, пекли пироги.

В крестьянских семьях совершались постриги. Даль объясняет: постриги – «гражданское (не духовное) постриженье, обряд признания ребенка мужчиной, законным сыном и наследником отца и будущим членом общества». В Древней Руси постриги совершались над сыновьями князей в возрасте двух-трех лет, княжичей впервые сажали на коня – праздновался переход мальчиков в более старший возраст. На крестьянские постриги приглашались кума с кумом. Кум выстригал на голове крестника гуменце. Выстриженные волосы зашивали в ладанку. Затем ребенка сажали на коня, а кум и кума дарили подарки: кум почти всегда дарил коня, а кума – пояс и рукавицы.

14 сентября отмечался первый выезд псовых охотников.

21 сентября – это праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Рождество Богородицы празднуется с IV века. Легенда, которая дала жизнь празднику, такова: Иоаким и Анна, будучи бездетны, молили Бога, чтобы он даровал им ребенка. Бог услышал их молитвы, и, хотя они уже были в преклонном возрасте, у супругов родилась девочка, которую назвали Марией. Дева Мария, Богородица, Заступница, очень почиталась на Руси как мать Христа Спасителя и как покровительница бедных, страждущих и обездоленных. Любимы верующими праздники Небесной Заступницы. Образ Богоматери, светлый и возвышенный, запечатлен и в русской поэзии.

27 сентября празднуется Воздвижение. Так кратко называют церковный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Мать императора Константина Великого царица Елена отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. Крест выкопали из земли и воздвигли в 329 г. Празднование обретения Креста Господня установлено в сентябре 335 года. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе связаны со словом двигаться, с которым крестьяне сближали название церковного праздника: Хлеб с поля на гумно движется; Последняя копна с поля двинулась; Воздвижение осень к зиме навстречу двигает; Воздвижение кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет; Воздвижение задвинет зипун, подвинет шубу; На Воздвижение птица в отлет двинулась; На Воздвижение ни змеи и никакой гад по земле не движется. По народному замечанию, на этот праздник гады и другие пресмыкающиеся уходят в какие-то неведомые теплые страны, которые называют ирьем, или вираем. Туда же улетают и ласточки. С Воздвижения начинаются первые зазимки. В народе говорят: «Воздвиженские зазимки еще не беда». С этого дня начинали рубить капусту. Есть пословицы на этот счет: «На Воздвижение первая барыня – капуста», «У доброго мужика на Воздвижениев день и пирог с капустой». Начинались капустки, капустники, капустницы, длившиеся обычно две недели. Это своего рода посиделки, на которых оказывали помощь в рубке капусты.

28 сентября – День памяти великомученика Никиты, Никита-гусепролет, гусарь, гусятник, репорез. На этот день приходился праздник гусятников, устраивались гусиные бои. Также стригли овец. До больших холодов они успевали обрасти новой шерстью, а снятая шла на валенки, шерстяные онучи. Били домашних гусей. По наблюдениям крестьян, с этого дня дикие гуси улетали на теплые моря. По крику гусей и полету определялось наступление скорых холодов. Млечный Путь, ориентируясь на который, как представляли крестьяне, гуси летят в отлет, именовался Гусиной дорогой. В этот день задабривали водяного: в ночь под 28 сентября отрывали гусю голову и бросали туловище в воду. Считалось, что гуси все лето живут под надзором водяного. Пришла пора вырывать репу. Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой, делали репный квас, варили кашу. Теперь вам наверняка понятна пословица Проще пареной репы ничего нету. Вот загадки о репе: В землю – крошки, из земли – лепешки, Кругла, да не деньга, красна, да не девка, с хвостом, да не мышь, Сверху зелено, посередке толсто, к концу востро.

30 сентября приходили всесветные бабьи именины. Это день Софьи, Веры, Надежды, Любови.

Выполните по этому тексту задания, помещенные в газете в № 22/2004.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru