Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №32/2004

УЧЕНИКИ ИССЛЕДУЮТ

Уважаемые сотрудники редакции газеты «Русский язык»!
Посылаю вам работу моей ученицы, пятиклассницы Оли Раевой. Не уверена, что работу можно назвать в полном смысле исследовательской... Но указанные мною страницы в книгах, приведенных в списке использованной литературы, девочка прочитала с карандашом в руках, самостоятельно сделала необходимые выписки, что, согласитесь, для пятиклассницы немало. Верны и логичны выводы, которые Оля делает из наблюдений над художественным текстом. Конечно, я помогала ей правильно сформулировать мысли, но не думаю, что это плохо: я учитель, и моя задача – учить. А чтобы в старших классах дети уверенно включались в исследовательскую работу, учить их этому надо как можно раньше.

С уважением Л.В. БОРОЗДУНОВА,
учитель русского языка и литературы
Эльдиканской средней школы
Усть-Майского района
Республики Саха (Якутия)

Оля РАЕВА,
5-й класс,
Республика Саха (Якутия)


Синонимы в художественной речи

На примере отрывка из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Работа пятиклассницы Оли Раевой также может пригодиться тем, кто готовится к контрольной работе по лексике или даже к экзамену по русскому языку.

Реферат

Ученые давно изучают существующие в языке слова, которые звучат по-разному, а обозначают приблизительно одно и то же. Называются эти слова синонимами. Автор «Словаря синонимов русского языка» З.Е. Александрова дает следующее определение: «Синонимами признаются слова, выражающие одно и то же понятие, тождественные или близкие по своему значению, которые отличаются один от другого или оттенками значения, или стилистической окраской (и сферой употребления), или одновременно обоими названными признаками».

Если внимательно работать со словарем синонимов, то можно заметить, что у каких-то слов синонимов нет совсем, у некоторых слов есть всего по одному синониму. Большинство же слов имеет несколько синонимов, а иногда очень много. Такие группы синонимов ученые называют синонимическими рядами. А.П. Евгеньева считает, что основой каждого синонимического ряда «является понятие, имеющее для своего обозначения два или несколько различных слов, которые и образуют данную группу». Синонимический ряд начинается опорным словом, или доминантой. Например, в синонимическом ряду смеяться, посмеиваться, хихикать, хохотать, заливаться, ржать доминантой будет слово смеяться.

В языке синонимы могут выполнять разные функции. З.Е. Александрова называет три из них:

1) функция замещения, связанная прежде всего со стремлением избежать нежелательных повторений одних и тех же лексических единиц;
2) функция уточнения, связанная с желанием говорящего или пишущего более четко передать мысль;
3) функция экспрессивно-стилистическая, связанная с выражением многообразных оценок.

В художественной, поэтической речи синонимы выполняют еще и другую роль. Они помогают автору выразить свое отношение к тому, что он изображает, а также сделать это изображение более красочным, ярким. А.И. Ефимов в книге «Стилистика художественной речи» пишет: «Синонимические средства разнообразят, украшают и таким образом обогащают словесно-художественное изображение... Богатство синонимов у писателя – свидетельство богатства его языка и стилистической изобретательности».

Создавая свои произведения, писатели очень серьезно относятся к выбору из синонимического ряда тех слов, которые помогут ярче нарисовать задуманный образ. Чаще всего писателям приходится использовать синонимы в таких произведениях, в которых большое место занимают диалоги: если в тексте много диалогов, то автору нужно употребить и много глаголов речи, а значит, он должен будет использовать синонимы. «Самый выбор глагола речи или мысли, который обычно включается в предложения, вводящие прямую речь, открывает большие стилистические возможности. Синонимика глаголов используется писателями не только для устранения однообразия в рассматриваемой конструкции, но и для более выразительной передачи смысловых и изобразительных оттенков, характеризующих произнесение прямой речи или диалога», – отмечал Д.Э. Розенталь.

Я наблюдала, как автор использует синонимичные глаголы речи, читая отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором рассказывается о Пете Ростове. Всего Л.Н. Толстой в этом отрывке употребляет глаголы речи 81 раз, при этом он использует 17 разных глаголов. Глагол сказал автор употребляет намного чаще, чем другие глаголы речи: 42 раза. Почему так происходит? Я думаю, потому что глагол сказал не передает какого-либо особого отношения автора к своим героям, не показывает особенно душевного состояния героев, поэтому может использоваться для введения слов любого персонажа, который находится в обычном, спокойном состоянии. В «Словаре синонимов русского языка» слово сказал является опорным для всех остальных синонимов, то есть в синонимическом ряду близких по значению глаголов оно будет доминантой. Можно сделать вывод о том, что доминанты синонимических рядов в речи используются чаще, чем остальные синонимы.

Кроме глагола сказал, для передачи спокойного состояния героев Толстой употребляет такие глаголы, как обратился (4), продолжал (2), повторил (5), отвечал (4), прибавил (1). К этим словам можно присоединить и группу однокоренных глаголов говорил (2), проговорил (4), выговорил (1). Автор использует все перечисленные глаголы скорее всего для того, чтобы избежать однообразия в построении авторских слов при диалоге.

А для того чтобы передать взволнованное, беспокойное состояние персонажей, их внутреннюю тревогу или, наоборот, радость, Толстой включает в слова автора однокоренные глаголы крикнул (5), вскрикнул (7), прокричал (2), закричал (1), вскричал (1). Если внимательно понаблюдать, слова какого героя автор чаще всего вводит при помощи этих глаголов, то можно прийти к интересному выводу: чаще других в тексте кричит, вскрикивает Петя Ростов. Наверное, это происходит потому, что Петя еще очень молод и слишком эмоционально воспринимает все, что происходит вокруг него, и автору важно показать внутреннее состояние своего героя.

По одному разу Толстой использует такие глаголы речи, как закричал, вскричал, выговорил, прошептал, прибавил, спросил, приказал. Мое внимание привлекли два глагола: прошептал и вскричал. Они называют крайние проявления действия, которые обозначаются глаголом сказал. Меня удивило, что слова: «Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет» – Петя прошептал в тот момент, когда он заговорил о своей возможной смерти. А Денисов вскричал, увидев, что Петя убит. Может быть, Толстой с помощью этих двух глаголов выражает свое отношение к смерти Пети Ростова.

Итак, как мы убедились, синонимы в художественной речи играют важную роль. Они, по словам Д.Э. Розенталя, «не только разнообразят речь, но и способствуют созданию ее образности». Л.Н. Толстой при помощи синонимичных глаголов речи помогает нам не только ярче представить нарисованные им картины, но и понять внутреннее состояние героев.

Литература

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1986.

2. Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка. Т. 1–2. М., 2001.

3. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. Изд-во Московского университета, 1957.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

 

Рейтинг@Mail.ru