Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №33/2004

Я ИДУ НА УРОК

С.В. БИРЮКОВА,
ГОУ СОШ № 534,
г. Москва


Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!..

Гласные в приставках пре- – при-1

5-й класс

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Цель урока: обобщить изученное по правописанию гласных е – и в приставках пре- – при-; закрепить умения различать на письме эти приставки.

Оборудование:

1) стенд с таблицей значений приставок и примерами;
2) тексты упражнений на доске;
3) листы бумаги для проведения игры и итогового среза по уроку.

План урока (записан на доске отдельно)

1. Теоретический практикум. Разминка «Найди лишнее слово».
2. «Добавь в таблицу».
3. Объяснительный диктант.
4. Разминка «Подбери антоним».
5. «Словарь трудных слов».
6. Разминка «Подбери синоним».
7. Диктант (выделить приставки пре- – при-, объяснить выбор гласных).
8. Разминка «Кто быстрее?».
9. Систематизация и обобщение по теме урока.
10. Итоговый срез (словарный диктант; возможна взаимопроверка).
11. Оценки; домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. (Выбираем помощника для работы у доски.)

Вопрос к классу. Расскажите, когда в словах пишется приставка пре-; приведите примеры.

(Ученик, вызванный к доске, выполняет задание «Найди лишнее слово».)

Пр_цепить, пр_интересный, пр_одолеть;
пр_рвать, пр_школьный, пр_скучный;
пр_гореть, пр_увеличить, пр_забавный.

Вопрос к классу. Расскажите, когда в словах пишется приставка при-; приведите примеры.

(Помощник у доски продолжает работу с упражнением.)

Пр_ехать, пр_красный, пр_вокзальная;
пр_открыть, пр_близиться, пр_хорошенький.

2. (У доски новый ученик. Он работает с упражнением, подчеркивая слова, имеющие оттенок присоединения.)

Привинтить, прицепиться, причесать, прилепить, прикрутить, приготовить, присоветовать.

Вопрос к классу. Остались неподчеркнутыми три слова. Какое они имеют значение? (Добавления к чему-либо.)

Делаем вывод. Приставка при- имеет значение «добавления к чему-либо». (Записываем на доске в таблицу с примерами из упражнения еще одно значение приставки при-.)

3. Объяснительный диктант (в тетрадях) с указанием значений приставок.

Приморский край, сидел преспокойно, прекрасная музыка, слегка прихрамывать, прервать рассказ, приглушить свет, прерывистые звуки, призадуматься над проблемой, прекратить разговор, приехать на поезде, пришить пуговицу.

4. Разминка с заданием классу: подобрать антонимы с приставками пре- – при- к записанным на доске словам.

Удаляться
Убежать
Ускакать
Убавлять
Отлив
Уважать











5. Работа со «Словарем трудных слов» и таблицей на стенде.

(По данному значению находим слово и составляем с ним словосочетание.)

Приехать когда-либо (прибыть), находиться где-либо (пребывать), продолжатель дела (преемник), аппарат для приема сигналов (приемник), не уважать кого-либо (презирать), приютить кого-либо (призреть), нарушить закон (преступить), начать что-либо делать (приступить), осуществить что-то (претворить), закрыть дверь (притворить), изменить, нарушить верность (предать), добавить оттенок (придать), нечто временное (преходящее), тот, кто приходит (приходящий).

6. Разминка с заданием классу: подобрать синонимы с приставками пре- – при- к записанным на доске словам.

Воплотить в жизнь – …
Человек, нарушивший закон – …
Приехать в город –
…Присоединить с помощью клея – …

7. Диктант (в тетради).

Отец призрел сироту. Не презирай совета ничьего. Не хлопай дверью, притвори ее. Важно суметь претворить в жизнь свои планы. Поезд прибывает на первый путь. Во время своего пребывания в городе мы посетили старый замок. Не придавай этому большого значения.

8. Игра «Кто быстрее?».

I вариант игры

Раздать три листа (с первых парт) по рядам:

1) пре- в значении «очень»;
2) при- со значением присоединения;
3) при- со значением неполноты действия или близости.

Представитель каждого ряда читает слова, проверяя, все ли они правильно написаны; выясняем, кто стал чемпионом по приставкам пре- – при-.

II вариант игры («Любители приставок»)

Класс делится на две команды, представитель каждой команды выходит к доске.

Задание. В течение 1 минуты перечислить, не останавливаясь, слова с приставкой пре- (для одного участника) и при- (для другого участника игры).

Победитель тот, кто больше назовет слов и сделает меньше пауз.

9. Выводы по уроку.

а) Обобщение правила правописания приставок:

при- пишется, если имеет значение

неполноты действия,
приближения,
присоединения,
близости,
добавления к чему-либо (новое в уроке);

пре- пишется, если близка по значению

к «очень»,
к приставке пере-;

б) вывод об изменяемости или неизменяемости приставок.

Вопрос к классу. Изменяемые или неизменяемые приставки пре- и при-?

(Пре- и при- – неизменяемые приставки. Их правописание связано со значением слова.)

10. Проверочный диктант (на листках):

прилетит, приклеить, прехрабрый, пришил, прекрасный, приёмник, пренеприятный, приподнялся, преграда, пристроить, прерывать, приблизиться, прислушался, приподнять, пригладить, привет, прехороший, преодолеть, превозносить, пример.

11. Домашнее задание.

а) Для менее сильных учеников составить текст словарного диктанта из 25 слов на правописание пре- – при-;

б) для более сильных учеников написать сочинение-описание «Лес осенью» по заданному началу, используя слова с пре- – при-.

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Осенью лес молчит. Прислушайся! Приумолкли птицы в предчувствии холодов. Ветки прикасаются бесшумно к твоему лицу.


1 Использованы дидактические материалы Т.Ю. Угроватовой, Г.А. Богдановой, Л.А. Жердевой.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru