Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №34/2004

ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ

С.М.ЕВГРАФОВА


Тяжело в учении – легко на экзамене

Как бы мы ни относились к тестам, они уже стали реальностью. Поэтому при подготовке старшеклассников (да и не только их) имеет смысл включать в спектр используемых материалов тесты различных степеней сложности, как контрольные, так и обучающие.
Предлагаемый вашему вниманию тест, несомненно, из числа очень трудных: он составлен «по мотивам» вступительных экзаменов в РГГУ последних двух лет. В вузе его рассматривали бы как контрольный, однако на самом деле его можно использовать только как диагностический, не выставляя за него никаких оценок.
При выполнении теста ученики должны учитывать, что количество ответов, удовлетворяющих заявленному условию, непредсказуемо, но хотя бы один найдется всегда, и не бывает так, чтобы условию удовлетворяли все варианты.

1. Отметьте знаком «+» пары, в которых о пишется в обоих случаях:

1) душ_нка, деш_вый;
2) пиж_нские брюки, варенье из груш_вки;
3) лезть на рож_н, девч_ночьи переживания;
4) флюгер над ратуш_й, ж_стовский поднос;
5) глубокий ж_лоб, он переж_г пробки.

2. Отметьте знаком «+» пары слов, в которых е пишется в обоих случаях:

1) край обезвод_л, чахлое растень_це;
2) доподл_нно известно, трава не колыш_тся;
3) магн_тический взгляд, мы не ропщ_м;
4) ключ_вая вода, к отчаявш_муся человеку;
5) проштемпел_вать посылки, уступч_тый утес.

3. Отметьте знаком «+» пары слов, в которых и(ы) пишется в обоих случаях:

1) не отдадим ни пяд_ земли, запереться в кель_;
2) в заключени_ есть выводы, поищи отвертку в ветош_;
3) досел_ неизвестный автор, по иде_;
4) восхищаться Чарли Чаплин_м, из-за Наталь_;
5) это ясно априор_, он замешан в этом преступлени_.

4. Отметьте знаком «+» пары слов, в которых е пишется в обоих случаях:

1) пр_зумпция невиновности, непр_ходящие ценности;
2) пр_одеться по случаю торжества, пр_ображенный после ремонта;
3) непр_ступная красавица, беспр_мерное мужество;
4) надоело пр_пираться, пр_небрегать своими обязанностями;
5) пр_клонение публики, пр_обладание голубого цвета.

5. Отметьте знаком «+» пары слов, в которых нн пишется в обоих случаях:

1) скрюче_ая поза, бронирова_ый автомобиль;
2) нестриже_ый затылок, гайки закруче_ы;
3) обеща_ого три года ждут, гриве_ик;
4) исти_ая причина, ваго_оремонтный завод;
5) безветре_ый день, семья очень обеспече_а.

6. Отметьте знаком «+» пары слов, в которых пишется удвоенная согласная:

1) ил_юзорный;
2) тор_еадор;
3) ат_авистический;
4) кас_ационная жалоба;
5) ап_лодисменты

7. Отметьте знаком «+» пары слов, в которых а (я) пишется в обоих случаях:

1) завещ_нное временем, бле_щая козочка;
2) хохоч_щие девушки, масл_нистый на ощупь;
3) размер_нный шаг, сдерж_нный человек;
4) заботливо взлеле_нный младенец, ре_вшее над крышей знамя;
5) двоякодыш_щее существо, земл_ной вал вокруг города.

8. Отметьте знаком «+» пары слов, в которых не пишется слитно в обоих случаях:

1) жилье для (не)обеспеченных семей; (не)бесполезное мероприятие;
2) (не)зыблемые в течение 300 лет порядки, уйти никем (не)замеченным;
3) он нам (не)нужен, ушел (не)спрося разрешения;
4) (не)надежный в этих условиях двигатель, (не)нароком обидел;
5) нянька (не)доглядела за малышом; приезжал (не)чаще раза в месяц.

9. Отметьте знаком «+» предложения, в которых пишется частица ни.

1) Что н_ день, то новости!
2) Беда с мальчишками: что н_ порвут – то испачкают.
3) Чего я только н_ делала, чтобы ему понравиться.
4) Разве н_ неотразим сегодня наш шеф?
5) Я отдам это Пете, а (н_)кому другому.

10. Отметьте знаком «+» пары слов, в которых дефис ставится в обоих случаях:

1) (тихо)мирно, (физкульт)ура нашим спортсменам;
2) (лейб)медик, (контр)игра;
3) (пол)литровка, поступим (по)другому;
4) разговор (по)свойски не удался, приезжай (по)скорее;
5) (кисловато)горький вкус, (неопределенно)личное предложение.

11. Отметьте знаком «+» слова, требующие раздельного написания:

1) жить (по)старинке;
2) жена ему (под)стать;
3) (в)разрез с моим мнением;
4) стоять (на)вытяжку;
5) схватил (под)мышку.

12. Отметьте знаком «+» предложения со словами, требующими слитного написания.

1) (При)чем тут Маша со своими претензиями?
2) Спроси, что(бы) он сделал на моем месте.
3) (В)виду этих недоразумений оформление сделки приостанавливается.
4) Она, (не)взирая на скверный характер, отличный специалист.
5) Прошел год, а ты все так(же) хороша.

13. Отметьте знаком «–» предложения, в которых допущена орфографическая ошибка, и знаком «+» – предложения, не содержащие ошибки.

1) Он лысый на столько, что может причесываться, не снимая фуражки.
2) Мне приходится судить обо всем по тому, что я слышу от коллег в кулуарах.
3) Все, что говорят о моих рассказах, как-бы они ни были несовершенны, для меня откровение.

14. Отметьте знаком «+» предложения, содержащие в подчеркнутом месте запятую.

1) Это оказалась не пропасть, а обыкновенная_ помойная яма.
2) Я вычеркнула его резкие_ часто несправедливые высказывания о знакомых.
3) Твое умное_ хорошее письмо напомнило мне наши разговоры в Киеве.
4) Передо мной стоял парень лет двадцати_ в клетчатом пиджаке, рыжий.
5) В старину считалось, что проказа может быть даже на ткани_ и на камне, и на дереве, и любого человека с язвами признавали прокаженным.

15. Отметьте знаком «+» предложения, в которых второстепенный член необходимо обособить.

1) Лицо ее с матовой кожей и огромными черными глазами было редкостно красивым.
2) Он шел быстро и не оглядываясь.
3) Ольга вдыхала полной грудью прохладный, насквозь пропитавшийся запахом земли, травы, деревьев воздух и чувствовала необыкновенную радость.
4) Старик словно услышал со стороны свой голос негромкий, испуганный, и мир вновь перестал бешено вращаться вокруг него.
5) Он захлебываясь рассказывал о том, как обнаружил на конверте отпечаток пальца.

16. Отметьте знаком «+» предложения, содержащие в подчеркнутом месте запятую.

1) Фактически_ даже люди, занятые в нашем подсобном хозяйстве, не обслуживают больных непосредственно.
2) А по какому_ собственно_ делу вы приехали?
3) Многие предметы, в частности_ немецкий язык и история, очень нравились ему.
4) Рустам, по-видимому_ встревоженный этими разговорами, ушел к себе.
5) Пожилая дама, с трудом_ должно быть_ переносившая жару, оказалась специалистом по таджикской культуре.

17. Отметьте знаком «+» предложения, в которых обороты с союзами как, как будто, что необходимо обособить.

1) Типов пороха значительно больше чем систем оружия.
2) Их приглашение чувствовать себя как дома показалось ему не вполне искренним.
3) Мы вернемся не позже чем через два часа.
4) Тревожно на душе, и мысли словно ласточки перед грозой, и боязно, что все страшное только начинается.
5) Не трать деньги понапрасну: тебе есть что надеть.

18. Сколько знаков препинания пропущено в предложении?

1) А сержант если в чем-то и виноват то только в том что мозгов у него в голове наверное меньше чем в грецком орехе. (2 – 3 – 4 – 5 – 6)
2) Чуть дальше кажется за старой арчой начиналось когда-то кладбище теперь исчезнувшее и практически превратившееся в серую глину. (2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7)
3) Володя похоже не решился сказать что он собирался запустить камешек просто вверх потому что хотел чтобы он улетел в сад никому не повредив. (2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7)

19. Отметьте знаком «–» предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка, и знаком «+» – предложения, не содержащие ошибки.

1) «Не следует двум женщинам, да еще в присутствии обеих, – сказала Анна Тимофеевна, – По-разному объяснять свой поступок».
2) «В наш век дуэли уступили место переговорам», – сказал Волынский и добавил: «Поверьте, мне тоже не доставляет удовольствия вести с вами беседу».
3) Ольга Николаевна сказала: «Я очень рассчитываю на то, что вы не поубиваете друг друга, стреляя из этой рогатки». – «Мы будем осторожны, бабушка», – ответила ей Машенька.

20. Сколько ошибок допущено в предложениях? Правильный вариант пометьте знаком «+».

1) 2 о.,
2) 3 о.,
3) 2 п.,
4) 1 о., 2 п.,
5) 2 о., 2 п.,
6) 2 о., 3 п.

а) Ему никогда, раньше, не приходило в голову, что мытье посуды может быть таким удивительно красивым зрелищем: все танины движения были очень быстры, но не суетливы, очень согласованы, и как-то на редкость приятны.

№_______

б) Он вынул из кожанной сумочки, подвешанной к поясу, круглую, свинцовую пулю, оторвал, от висевшей на поясе, тряпки небольшой кусочек, поплевал на тряпку, обмотал ею пулю и забил ее шомполом в ствол мультыка.

№_______

21. Отметьте знаком «–» предложения, в которых допущена речевая ошибка, и знаком «+» предложения, не содержащие ошибки.

1) Наводнение причинило городу существенный урон.
2) В тридцать лет поэт находился в апогее славы.
3) Путешествуя, мне нравилось знакомиться с людьми.
4) Весь Рио-де-Жанейро всколыхнулся, узнав о злодеянии.
5) В спектакле «Евгений Онегин» она исполняет заглавную роль.
6) Ваши интеллигентные сомнения и раскаяние – чепуха.

22. Отметьте знаками «+» и «–» правильно и неправильно истолкованные фразеологизмы.

1) До кровавого пота – до тех пор, пока не выступит кровь (о наказании).
2) Держать нос по ветру – беспринципно менять свои убеждения, приспосабливаясь к обстоятельствам.
3) Как аршин проглотил – о человеке, который держится неестественно прямо.
4) Верхнее чутье – интуиция.
5) Заблудшая овца – отбившееся от стада животное.

23. Отметьте знаками «+» и «–» правильно и неправильно построенные словосочетания:

1) исполненный гордостью за сына;
2) ляжьте на диван;
3) трое сирот;
4) в полутора километрах;
5) дивный сопрано;
6) четыре веселые щенка.

24. Определите количество звуков в словах.

1) безжалостный (9 – 10 – 11 – 12 – 13);
2) отчужденно (6 – 7 – 8 – 9 – 10);
3) празднование (9 – 10 – 11 – 12 – 13).

25. Отметьте знаком «+» слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного в позиции перед глухим (ассимиляция по глухости), и знаком «–» – те слова, в которых ассимиляция по глухости отсутствует;

1) повторить;
2) безвременный;
3) сбавить;
4) подперев;
5) отверженный;
6) подсекать;
7) отбрить;
8) готовься.

26. Отметьте знаком «+» пары слов-антонимов и знаком «–» – пары слов, не являющихся антонимами:

1) голод – жажда;
2) войти – выйти;
3) богатый – бедный;
4) пасмурно – ясно;
5) непоседа – егоза;
6) комедия – трагедия.

27. Отметьте знаком «+» слова с нулевым окончанием, и знаком «–» – слова, не содержащие нулевого окончания:

1) жизнь;
2) рабочий;
3) рыбачий;
4) умнее;
5) (алмазных) копей;
6) (цвет) хаки.

28. Отметьте знаком «+» слова, образованные приставочным способом, и знаком «–» – слова, образованные другим способом.

1) подледный;
2) привес;
3) отставка;
4) надорвать;
5) заграница;
6) горнолыжница.

29. Определите часть речи выделенных слов.

а) На набережной гуляло много народу. № ___
б) Прошедшие с тех пор четыре года изменили меня. № ___
в) Твой отец просто наивный человек. № ___
г) Густые заросли персидской сирени вокруг дачи благоухали. № ___
д) Лишь стемнело, мы отправились ловить раков. № ___
е) Все были как-то особенно мило тихими в этот вечер. № ___
ж) В заключение книги он включил слова благодарности всем, кто ему помогал во время работы. № ___
з) Работа показалась мне труднее, чем вчера. № ___

Варианты ответов:

1) имя существительное (с предлогом);
2) имя прилагательное;
3) наречие;
4) форма глагола – причастие;
5) предлог;
6) союз;
7) частица.

30. Отметьте знаком «+» словосочетания, образованные синтаксической связью согласование, и знаком «–» – словосочетания с другими видами связи:

1) озеро Селигер;
2) Москва-река;
3) несчастный сирота;
4) фильм поновее;
5) с окрыленным успехом (Гарри);
6) пять человек.

31. Укажите, каким членом предложения является выделенное слово.

а) Я чувствую себя хорошо. № ___
б) Прошу вас не отвлекаться. № ___
в) Любовь, душечка, опасная штука. № ___
г) Я мечтал путешествовать по Америке. № ___

Варианты ответов:

1) подлежащее;
2) сказуемое (его часть);
3) дополнение;
4) определение;
5) обстоятельство;
6) членом предложения не является.

32. Сколько грамматических основ (простых предложений) в следующих сложных предложениях? (Часть знаков препинания в предложении опущена.)

1) Он лежал на столе и шутил с хирургом, который операция оказалась неожиданно сложной возился с его аппендицитом очень долго, а по клеенке под спиной его тек пот и когда хирург отхватил чем-то кусок кишки так, что болью пронзило насквозь, он не застонал, а только крепче вцепился в край стола и с улыбкой посмотрел на желтый, уродливый кусок кишки, который хирург ему показал. (5 – 6 – 7 – 8 – 9)

2) Человек, который не знает, что тут находился кишлак, проедет мимо этого места даже не догадываясь что здесь выросло много поколений людей и когда-то была крепость, что мимо этого селения шли то наступая то отступая армии, что кишлак уничтожали, а он возрождался пока не стал никому не нужным. (5 – 6 – 7 – 8 – 9)

Ответы

1. № 2, 3.
2. № 3, 4.
3. № 2, 5.
4. № 1, 4, 5.
5. № 1, 3.
6. № 1, 4.
7. № 4, 5.
8. № 1, 4.
9. № 1.
10. № 1, 5.
11. № 1, 2, 5.
12. № 3, 4.
13. № 1–, № 2+, № 3–.
14. № 2, 3, 4, 5.
15. № 1, 4.
16. № 2, 5.
17. № 1.
18. В № 1 пропущено 5 знаков, в № 2–3, в № 3–6.
19. № 1–, № 2–, № 3+.
20. а) № 5; б) № 5.
21. № 1–, № 2+, № 3–, № 4+, № 5–, № 6–.
22. № 1–, № 2+, № 3+, № 4–, № 5–.
23. № 1–, № 2–, № 3+, № 4+, № 5–, № 6–.
24. № 1 – 10 звуков, № 2 – 8, № 3 – 12.
25. № 1, 4, 6, 8.
26. № 1–, № 2+, № 3+, № 4+, № 5–, № 6–.
27. № 1+, № 2–, № 3+, № 4–, № 5–, № 6–.
28. № 1–, № 2+, № 3–, № 4+, № 5+, № 6–.
29. а) № 1; б) № 4; в) № 7; г) № 5; д) № 6; е) № 3; ж) № 1; з) № 2.
30. № 1–, № 2+, № 3+, № 4–, № 5–, № 6–.
31. а) № 2; б) № 3; в) № 6; г) № 5
32. В № 1 насчитывается 7 простых предложений (оно, кроме того, осложнено вставным предложением); в № 2–9.

Комментарии составителя

В свое время, ознакомившись с характером тестов, которые используют в РГГУ в качестве вступительного экзамена, я ужаснулась: в них сконцентрированы самые сложные правила орфографии и пунктуации, собраны спорные и тонкие случаи различного рода разборов. Как научить моих бедных лицеистов преодолеть все эти сложности? Я решила превратить этот тест в диагностический, позволяющий выявить у каждого ученика зоны неуверенного знания и составить список наиболее слабо освоенных тем.

В РГГУ похожие тесты оцениваются очень жестко, а приблизительно так: первые 20 пунктов позволяют набрать от нуля до 60 баллов (за безошибочный и полный ответ присуждается 3 балла, при наличии ошибок или неполноте ответа – 0). По оставшимся 12 пунктам за каждый правильный ответ начисляется по 0,5 балла. Естественно, оставлять подобную систему оценок нельзя, но о ней обязательно нужно рассказать ребятам, чтобы они знали, какой уровень грамотности и какая степень уверенности в собственных силах потребуется им при поступлении в серьезный гуманитарный институт (РГГУ, ВШЭ и т. п.). На выполнение такого теста в РГГУ отводится 2 часа.

Обратим внимание: тест практически не содержит материала, который не изучался бы в базовом курсе русского языка, завершенном в 9-м классе. Давая его в начале учебного года в 10-м классе, вы покажете ученикам разрыв между школьным, весьма снисходительным отношением к грамотности (изложение по знакомому тексту, в котором не страшно сделать одну-две ошибки…) и жесткими требованиями, которые будут предъявляться к тем, кто мечтает о медали и о поступлении в вуз. Если дать его в начале учебного года в 11-м классе, он обозначит уровень, которой желательно достичь к выпускному экзамену (между прочим, получить при сдаче ЕГЭ отличный результат немногим легче, чем выполнить задания из предложенного теста на 90–100%).

Разумеется, если мы хотим извлечь из теста максимум полезной информации, вся орфографическая часть должна выполняться в режиме Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Если ученик, выполняя какой-то пункт из числа № 1–12, не сделал ни одной ошибки, он получает за него «+»; если допустил 1–2 ошибки – «0» и рекомендацию выполнить работу над ошибками (объяснить ошибку, подобрать несколько примеров, иллюстрирующих тот же пункт правила, составить 5 предложений с данным словом); если больше – «–» и рекомендацию проработать соответствующую группу правил, сделать несколько тематических упражнений.

Если ученик допускает пунктуационные ошибки, он также должен их проработать, сверяясь со справочником и подбирая необходимые примеры. Следует пояснить ребятам, что количество пропущенных знаков не всегда совпадает с количеством ошибок (скажем, отсутствие парных запятых – это одна ошибка). И вообще: нужно приучить учеников внимательно относиться к формулировкам заданий и не смешивать проблему наличия / отсутствия знака с проблемой наличия / отсутствия обособления, уточнения и т. п. Скажем, на вопрос «Есть ли в предложении Он отвечал не смущаясь и все экзаменаторы были восхищены его знаниями уточнение?» следует отвечать «нет», не обращая внимания на то, что перед союзом и отсутствует запятая. Обратим внимание и на то, что при подсчете количества простых предложений в составе сложного нужно повторить понятие осложненной конструкции (любое простое предложение, в том числе входящее в состав сложного, может быть осложнено каким-то оборотом, прямой речью, вводной или вставной конструкцией). Кроме того, в моем тесте (в соответствии с требованиями экзаменаторов РГГУ) много примеров необособления вводных слов в начале / конце обособленного оборота.

Что касается ошибок в грамматическом и фонетическом разборе, это повод для повторной проработки соответствующих тем. Ну а работа с лексикой и со стилистикой предполагает обращение к специализированным словарям и справочникам. Уверена, что регулярное обращение к результатам теста поможет направить работу в классе в практическое русло и повысить заинтересованность старшеклассников в занятиях грамматикой и правописанием.

 

Рейтинг@Mail.ru